СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина

 

 

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 30.08.2021 г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

_________ /Э. Н. Нефёдова/

30.08.2021 г.

Утверждено

приказом № 106 -ОД

от 30.08.2021 г.



 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по родной литературе (русской)


для 7-А класса


на 2021/2022 учебный год

 

 




                                                                                          Составитель программы:

Кукарская Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы





г.о. Красногорск

2021 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина, учебным планом МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина на 2020-2021 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345), с изменениями от 22.11.2019 (приказ Минпрсвещения России № 632) с учетом примерной программы основного общего образования по родной литературе (русской). 5-9 классы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20, «Просвещение» и ориентирована на учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2021.

Согласно календарному учебному графику МБОУ Архангельской СОШ имени А.Н. Косыгина на 2021-2022 учебный год продолжительность учебного года в 7-ых классах составляет 34 учебных недели (приказ по школе №74/5-ОД от 25.05.2021г.). В соответствии с приказом по школе №81/2- ОД от 07.06.2021г. учебный материал курса распределен на 17 часов (34 недели х 0,5).

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с учетом программы воспитания МБОУ Архангельской СОШ имени А.Н. Косыгина.

Планируемые результаты изучения предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

  • развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;

  • создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;

  • под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;

  • самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

  • развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.


Содержание учебного предмета

7 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

Русские народные песни: исторические и лирические

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской

Сибирский край

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Родные просторы

Русское поле

И. С. Никитин. «Поле».

И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

Пасха

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома

Русские мастера

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

Резерв на вариативную часть программы – 1 ч.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

На Первой мировой войне

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».

Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».

Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души

Долюшка женская

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».

Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

Лишь слову жизнь дана

Такого языка на свете не бывало

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

Резерв на вариативную часть программы – 1 ч.


Тематическое распределение часов


Раздел

Кол-во

Часов всего

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5ч)


Преданья старины глубокой (2 ч)

2

Города земли русской (1 ч)

1

Родные просторы


1

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6ч)


Праздники русского мира

2

Тепло родного дома

4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)


Не до ордена – была бы Родина

2

Загадки русской души

1

О ваших ровесниках

1

Лишь слову жизнь дана

2

Итого:

17






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Кол-во

часов

Дата

проведения

Тема раздела. Тема урока

план

факт

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

1

17.01.2022

21.01.2022


Русские народные песни (исторические и лирические):

«На заре то было, братцы, на утренней…»,

«Ах вы, ветры, ветры буйные…»

1

24.01.2022

28.01.2022


Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе:

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1), И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской

1

31.01.2022

04.02.2022


Сибирский край:

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск») , А. И. Солженицын. «Колокол Углича»

Родные просторы


1

07.02.2022

11.02.2022


Русское поле: И. С. Никитин. «Поле», И. А. Гофф. «Русское поле»

1

14.02-2022

18.02.2022


Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести)

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

1

28.02.2022

04.03.2022


Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)

1

07.03.2022

11.03.2022


А. П. Чехов. «Казак»

Тепло родного дома

1

07.02.2022

11.02.2022


Русские мастера:

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)

1

21.02.2022

25.02.2022


Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)


1

28.03.2022

01.04.2022


В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»

1

11.04.2022

15.04.2022


Проверочная работа по итогам изучения раздела

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

1

18.04.2022

22.04.2022


На Первой мировой войне:

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»

1

25.04-2022

29.04.2022


Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий

Победоносец», Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»,М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»

Загадки русской души


1

02.05-2022

06.05.2022


Долюшка женская:

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине» Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…», Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

О ваших ровесниках

1

09.05-2022

13.05.2022


Взрослые детские проблемы:

А. С. Игнатова. «Джинн Сева», Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

Лишь слову жизнь дана

1

16.05-2022

20.05.2022


Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

1

23.05-2022

27.05.2022


Итоговая контрольная работа (тестирование)


10