ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство
М.: Просвещение, 2011.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей.
Цели программы:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Содержание программы (34часа) 4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.
Таблица тематического распределения часов.
№ | Содержание программного материала | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Истоки родного искусства | 8ч | 8ч |
2 | Древние города нашей земли | 7ч | 7ч |
3 | Каждый народ- художник | 11ч | 11ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч | 8ч |
| | | |
| Итого: | 34 часа | 34 часа |
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | сроки | Тема урока. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
План дата | Факт дата | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 03.09 | | Пейзаж родной земли | Пейзаж, живо-пись | Овладение живописными навыками | П.: характеризовать красоту природы родного края; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; | Формирование потребностей в общении с искусством, природой |
2 | 10.09 | | Пейзаж родной земли | | Овладение живописными навыками | П.: изображать характерные особенности родной природы; Р.: формулировать учебную задачу; К.: отвечать на вопросы учителя; | Формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности |
3 | 17.09 | | Изображение избы или её моделирование из бумаги | Изба, амбар, колодец | Овладение навыками конструирова-ния | П.: изображать графически или живописными средствами образ русcкой избы Р.: организовывать своё рабочее место; К.: развивать навыки сотрудничества; | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
4 | 24.09 | | Изображение избы или её моделирование из бумаги(образ русской деревни) | Венец, конёк | Овладение навыками коллективной деятельности | П.: создать коллективное панно из индивидуальных изображений; Р.: использовать знаково-символические средства; К.: участвовать в коллективной работе | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
5 | 01.10 | | Изображение женских образов в народных костюмах | Наряд, народный костюм | Овладение навыками изображения фигуры человека | П.: анализировать конструкцию русского народного костюма; Р.: формулировать учебную задачу; К.: задавать вопросы, | Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
6 | 08.10 | | Изображение мужских образов в народных костюмах | Наряд, народный костюм | Овладение навыками изображения фигуры человека | П.: характеризовать образы человека в произведениях художников; Р.: оценивать свою работу; К.: слушать и понимать речь других; | Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
7 | 15.10 | | Изображение сцен труда из крестьянской жизни | | Приобретение умения изображать сцены труда | П.: изображать сцены труда из крестьянской жизни; Р.: планировать работу; К. принимать разные мнения; | Воспевание труда |
8 | 22.10 | | Народные праздники | Ярмарка, народное гулянье | Овладение на практике элементарными основами композиции | П.: знать несколько произведений рус. художников на тему народных праздников; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе | Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников |
9 | 29.10 | | Родной угол | Пропорция, вертикаль , горизонталь | Приобретение умения создавать макет древнерусского города | П.: знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг); Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; | Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры |
10 | | | Древние соборы | Пропорции, ритм объёмов | Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнерус-ского каменного храма | П.: получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; Р.: планировать работу; К.: принимать разные мнения; | Эстетическая оценка красоты древнерусской храмовой архитектуры |
11 | | | Города Русской земли | Кремль, посад, торг | Овладение навыками коллективной работы | П.: знать основные структурные части города; Р.: оценивать свои достижения; К.: участвовать в коллективной работе; | Формирование интереса к истории своей страны |
12 | | | Древнерусские воины - защитники | Князь, дружина, воин | Развитие навыка изображения фигуры человека | П.: знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; Р.: оценивать свою работу; К.: рассказывать о картине; | Формирование чувства гордости за искусство своей Родины |
13 | | | Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва | Памятник архитектуры | Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнерусской архитектуры | П.: рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение ; | Эстетическая оценка красоты древнерусского города |
14 | | | Узорочье теремов | Терем, боярские палаты. княжес-кие дворцы | Приобретение умения выражать в изображении узорочье интерьера терема | П.: различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: принимать разные мнения; | Эстетическая оценка красоты древнерусских теремов |
15 | | | Пир в теремных палатах | Бояре, стрельцы, прислужники | Создание праздничного панно | П.: понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в коллективной работе; | Формирование интереса к истории своей страны |
16 | | | Страна восходящего солнца | Японские сады | Овладение живописными навыками | П.: обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте; Р.: формулировать учебную задачу; К.: выражать своё отношение ; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
17 | | | Страна восходящего солнца | Кимоно | Развитие навыка изображения фигуры человека | П.: создавать женский образ в национальной одежде; Р.: оценивать свои достижения; К.: сопоставлять красоту русских и японских женщин; | Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
18 | | | Страна восходящего солнца | Сакура, хризантема- символ Японии | Овладение навыками коллективной работы | П.: изображать сцены праздника из японской жизни; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: участвовать в коллективной работе; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
19 | | | Народы гор и степей | Юрта, пустое пространство | Овладение живописными навыками | П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; | Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
20 | | | Города в пустыне | Оазис, мечеть, минарет, мавзолей | Овладение навыками конструирова-ния из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города | П.: характеризовать особенности культуры Средней Азии; Р.: оценивать свои достижения; К.: рассказывать о связи построек и особенностями природы; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
21 | | | Древняя Эллада | Эллада, мифы, боги | Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнегреческой архитектуры | П.: рассуждать об особенностях древнегреческой культуры; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: выражать своё отношение; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
22 | | | Древняя Эллада | Храм, Акрополь, скульптура, | Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнегреческого храма | П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; Р.: формулировать учебную задачу; К.: слушать и понимать речь других; | Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
23 | | | Древняя Эллада | Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней | Создание праздничного панно(коллек-тивная работа) | П.: характеризовать особенности культуры Древней Греции; Р.: планировать работу; К.: участвовать в коллективной работе; | Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
24 | | | Европейские города Средневековья | Готика, витражи, ратуша | Развитие навыка изображения архитектурных элементов города | П.: познакомиться с образом готического города; Р.: планировать работу; К.: выражать своё отношение; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
25 | | | Европейские города Средневековья | | Развитие навыка изображения людей (городской толпы) | П.: познакомиться с особенностями средневекового костюма; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: слушать и понимать речь других; | Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
26 | | | Многообразие художественных культур в мире | | Осознание цельности каждой культуры | П. :узнавать по произведениям искусства художественные культуры; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей К.: принимать разные мнения; | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
27 | | | Материнство | Богоматерь | Развитие навыка композиционного изображения | П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
28 | | | Мудрость старости | | Развитие навыка восприятия произведений искусства | П.: познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко; Р.: корректировать свою работу; К.: выражать своё отношение; | Воспитание уважения к старости, мудрости. |
29 | | | Сопереживание | Печаль, страдание, горе | Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали | П.: анализировать произведения искусства; Р.: планировать работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; | Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
30 | | | Сопереживание | | Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали | П.: понимать ,как искусство воздействует на чувства людей; Р.: корректировать свою работу; К.: уметь выражать свои мысли; | Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
31 | | | Герои-защитники | Памятник, монумент | Овладение навыками изображения в объёме | П.: приводить примеры памятников героям Отечества; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую; К.: рассказывать о своих впечатлениях; | Эстетическая оценка памятников героям |
32 | | | Герои-защитники | | Овладение навыками композиционного построения в скульптуре | П.: учиться создавать проект памятника; Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: принимать разные мнения; | Понимание и сопереживание чувствам людей |
33 | | | Юность и надежды | Детство, юность, мечта | Развитие навыка композиционного изображения | П.: анализировать произведения искусства; Р.: корректировать свою работу; К.: рассказывать о своих впечатлениях; | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
34 | | | Искусство народов мира | | Обсуждение работ, обмен мнениями | П.: отвечать на вопросы викторины; Р.:.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; К.: уметь выражать свои мысли; | Формирование эстетических потребностей в общении с искусством |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011.
2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.