Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ входящий в состав укрупненной группы направления подготовки 08.00.00 Техника и технология строительства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки России от 02.08.2013 N 683 ( ред.от17.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 270802.09 «Мастер общестроительных работ», (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29727).
Организация - разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж филиал р.п. Чишмы
Разработчики:
Хайруллина Светлана Айратовна - преподаватель спецдисциплин
Валиахметова Лариса Михайловна-преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено и утверждено на
заседании педагогического совета
от «__ »______20___г №_____
Содержание
| Стр. |
1. Паспорт программы учебной дисциплины | |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы материаловедения »
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации, переподготовки) по рабочим профессиям: каменщик, печник, бетонщик, арматурщик, без требований к уровню образования и наличию опыта работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными и общими компетенциями:
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 21 |
практические занятия | 16 |
лабораторные работы | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Сведения о строительных материалах. | 4 | |
Тема 1. Введение. Классификация строительных материалов. | Задачи курса «Материаловедение», связь курса со смежными и социальными дисциплинами. Историческая справка, современные условия производства строительных материалов | 1 | 1 |
Тема 2.Эксплуататционные требования к материалам | Классификация строительных материалов по условиям эксплуатации, назначению, состоянию, природе компонентов, способу изготовления. | 1 | 1 |
Тема 3. Свойства строительных материалов | Связь состава, строения и свойства строительных материалов. Физические, механические, химические, технологические свойства строительных материалов. Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды. | 1 | 1 |
Тема 4.Практическая работа№1 | «Изучение свойств строительных материалов» | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Сведения о строительных материалах. | 2 | 3 |
Раздел 2. Природные и искусственные камни | 7 | |
Тема 5. Природные каменные материалы | Состав и основные физико – механические свойства породообразующих минералов: кварц, полевой шпат, слюда, железисто-магнезиальные минералы, кальцит, магнезит, доломит, гипс, ангидрит, каолинит, кремнезём. Горные породы, применяемые в строительстве. Способы добычи горных пород. Обработка камня. Виды каменных материалов и изделий. Транспортировка и хранение каменных материалов. Меры защиты природных каменных материалов от выветривания. | 2 | 1 |
Тема 6. Керамические и стеклянные материалы. | Общие сведения и классификация керамических материалов. Сырьё для производства керамических материалов: глины, отощающие и выгорающие добавки. Стеновые керамические материалы: глиняный обыкновенный кирпич, кирпич и камни строительные из трепелов и диатомитов, керамические пустотелые кирпич и камни пластического прессования, керамические лицевые кирпичи и камни, плитки керамические фасадные. | 2 | 1 |
Тема 7. Практическая работа№2 | Оценка качества кирпича по внешним признакам. | 2 | 2 |
Тема 8. Практическая работа№3 | Облицовочные керамические материалы. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Природные и искусственные камни. | 2 | 3 |
Раздел 3 Вяжущие материалы и заполнители для бетонов и растворов | 4 | |
Тема 9. Минеральные вяжущие материалы | Общие сведения о минеральных вяжущих веществах. Гипсовые вяжущие вещества. Магнезиальные вяжущие вещества. Воздушная известь. Гидравлические известь содержащие вяжущие вещества. Цементы. | 2 | 1 |
Тема 10. Заполнители для растворов и бетонов. | Общие сведения о заполнителях, их классификация, виды, характеристики: песок, гравий, щебень. Добыча транспортирование и хранение заполнителей. Вода для приготовления растворов и бетонов | 2 | 1 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Вяжущие материалы и заполнители для бетонов и растворов. | 2 | 3 |
Раздел 4 Строительные растворы и бетоны | 8 | |
Тема 11. Бетоны | Общие сведения и классификация. Свойства бетонной смеси и бетона. Приготовление. Транспортирование и укладка бетонной смеси. | 1 | 1 |
Тема 12 Практическая работа№4 | Приготовление бетонных смесей | 1 | 2 |
Тема 13.Строительные растворы | Общие сведения о растворах, классификация растворов. Простые и сложные растворы. Составы растворов для каменных работ. Свойства растворов. Специальные растворы. Приготовление и транспортирование растворов. | 2 | 2 |
Тема14 Практическая работа№5 | Подбор состава раствора | 2 | 2 |
Тема15 Лабораторная работа№1 | Приготовление раствора и определение подвижности растворной смеси | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Строительные растворы и бетоны | 2 | 3 |
Раздел 5.Основные сведения об арматурных сталях и сварочных материалах. | 4 | |
Тема 16.Металлы и металлические изделия. | Общие сведения о металлах и сплавах. Виды стали. Стальной прокат и стальные конструкции. Соединение деталей металлических конструкций. Арматурная сталь. | 1 | 1 |
Тема 17. Практическая работа№6 | Стальной прокат и стальные конструкции | 2 | 2 |
Тема 18. Коррозия металлов. | Коррозия металлов и способы защиты от нее. | 1 | 1 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Основные сведения об арматурных сталях и сварочных материалах. | 2 | 3 |
Раздел 6. Сборные бетонные и железобетонные изделия | 3 | 1 |
Тема 19. Сборные бетонные и железобетонные изделия | Общие сведения о железобетоне. Виды бетонных и железобетонных изделий. Производство железобетонных изделий. Маркировка, транспортировка, складирование. | 1 | 1 |
Тема 20. Практическая работа№7 | Типы каркасов и сеток | 1 | 2 |
Тема 21. Практическая работа№8 | Изучение бетонных и железобетонных изделий. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Сборные бетонные и железобетонные изделия | 2 | 3 |
Раздел 7 .Искусственные каменные безобжиговые материалы и изделия | 2 | 1 |
Тема22: Крупные стеновые блоки. | Гипсовые и гипсобетонные изделия. Стеновые бетонные камни и мелкие блоки. Асбестоцементные изделия. | 1 | 1 |
Тема 23. Практическая работа№9 | Определение размеров и формы блоков. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Искусственные каменные безобжиговые материалы и изделия | 2 | 3 |
Раздел 8.Теплоизоляционные материалы | 3 | 1 |
Тема 24. Теплоизоляционные материалы | Общие сведения. Неорганические и органические материалы. Акустические материалы. | 1 | 1 |
Тема 25. Практическая работа№10 | Определение видов теплоизоляционных материалов по образцам | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Теплоизоляционные материалы | 2 | 3 |
Раздел 9. Гидроизоляционные материалы и изделия. | 2 | |
Тема 26. Гидроизоляционные материалы и изделия. | Общие сведения. Мастичные гидроизоляционные и кровельные материалы. Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы. Штучные кровельные материалы. Герметизирующие материалы. | 1 | 1 |
Тема 27. Практическая работа№11 | Герметизирующие материалы и их назначение | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Гидроизоляционные материалы и изделия. | 2 | 3 |
Раздел 10. Строительные пластмассы | 3 | |
Тема 28. Строительные пластмассы | Общие сведения о полимерах. Полимерные материалы и изделия и их применение в строительстве. | 1 | 1 |
Тема 29.Практическая работа№12 | Определение видов пластмасс по образцам | 1 | 2 |
Тема 30. Дифференцированный зачет | Итоговое занятие. | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: Проработка учебного материала по конспекту и учебнику по теме раздела: Строительные пластмассы | 2 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
4. условия реализации учебной дисциплины 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технологии общестроительных работ».
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
-плакаты.
Мастерские: каменщика
Информационные технологии в профессиональной деятельности:
компьютер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации, автоматизированное рабочее место преподавателя; интерактивная доска;
4.2 . Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебник
1. И.А. Рыбьев Материаловедение в строительстве. Москва. Академия .2012г
Дополнительные источники:
1. Учебник П.С.Красовский Строительные материалы Издательство Москва «Высшая школа»2013г
2.Учебник К.Н.Попов Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций: Издательство Москва« Высшая школа », 1991г.
3.Учебник Т.М. Штоль Материаловедение для каменщиков. Издательство
«Высшая школа», 1980г.
https://studopedia.ru/5_18939_svyazani-s-beremennostyu.html
http://tehlib.com/stroitel-ny-e-materialy/prirodny-e-kamenny-e-materialy/
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000028/index.shtml
http://www.hydroisol.ru/art261.html
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебных кабинетах .
Цели и задачи программы отражены в требованиях к результатам обучения по основному виду деятельности.Аттестация по дисциплине ОП.01проводится в форме дифференцированного зачета.Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затраченного на её выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступном каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основного вида деятельности в рамках профессионального модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Преподаватель должен проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, домашних заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
определять основные свойства материалов; | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения | контрольная работа, внеаудиторная работа, практические занятия |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии через: повышение качества обучения ПМ; участие в конференциях, олимпиадах; участие в органах самоуправления обучающимся; участие в конкурсах профессионального мастерства; создание обучающимися портфолио. | Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио обучающегося. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | арматурных работ; | Наблюдение . |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | самоанализ и коррекция результатов собственной работы; проявление ответственности за качество выполненной работы; освоение дополнительных рабочих профессий; обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки. | Деловые игры: профессиональных качеств обучающегося; |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Использование информации из различных источников, включая электронные. | Подготовка рефератов, докладов, сообщений. Участие в конкурсах, докладах, рефератах, кроссвордах и т.д. |
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Работа с интернет- ресурсами. | Наблюдение за навыками работы в информационных сетях. |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | обучающимися, мастерами п/о, преподавателями; умение работать в группе; наличие лидерских качеств; участие в самоуправлении; участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. | Наблюдение за ролью обучающегося в группе. Портфолио. |
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | соблюдение безопасных условий труда; соблюдение правил внутреннего распорядка; ориентация на воинскую службу с учетом профессиональных знаний; военизированных эстафетах. | тестирование по охране труда; своевременная постановка на воинский учет; проведение воинских сборов. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.