Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Программы «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности в системно-деятельностном подходе. / А.Л.Чекин, Р.Г.Чуракова// Программы по учебным предметам: «Перспективная начальная школа. 1-4 классы» -М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Согласно учебному плану на внеурочную деятельность «Занимательная математика» отводится 34 часа при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием внеурочной деятельности МБОУ СОШ №38 на 2017-2018 учебный год, количество часов на освоение программы согласно Учебному плану в 3 классе из расчёта 1 часа в неделю (34 недели в год) отводится 34 часа.
В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 34 часа
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
1.осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
2.осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
3.установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
1.способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
2.способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
3.способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
4.умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном
явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать
наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:
пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое
и вариативное мышление;
5.владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
6.умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
7.умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты:
1.Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
2.Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
3.Решать логические задачи.
4.Работать в коллективе и самостоятельно.
5.Расширить свой математический кругозор.
6.Пополнить свои математические знания.
7.Научиться работать с дополнительной литературой.
Содержание курса
№ | Раздел курса | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Математика – царица наук | Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта математика». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательно – развлекательная программа «Математика вокруг нас». | 5 |
2 | Занимательная геометрия | Головоломки, лабиринты, магические квадраты.Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки». Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами: треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника.Работа над проектом «Северное сияние». Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». Моделирование из объёмных геометрических фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». Игра – путешествие «Занимательная геометрия». | 11 |
3 | Развитие познавательных способностей | Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. «Математический зоопарк». Задачи на умножение. Заочное путешествие «Кто быстрее долетит до Луны?» Игра «Определи маршрут корабля". Сказка. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения. Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. Конструирование предметов по точкам. Рисование по клеточкам | 12 |
4 | Олимпиадные задания по математике | Логически поисковые задания. Математический КВН. Игра «Кенгуру». Задачи повышенной сложности. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Считай, смекай, отгадывай». | 6 |
| | | |
| Итого | | 34 |
Форма организации деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса Тема урока | Кол- во час | Дата по уч. пл. | Дата факт. | Форма проведения |
| Математика – царица наук. | 5ч | | | |
1 | Расширение знаний о науке математике . Презентация «Ох уж эта математика». | 1 | 05.09.2017 | | |
2 | Внеклассное занятие «История чисел». | 1 | 12.09.2017 | | |
3 | Беседа №1 «Как люди учились записывать числа?» | 1 | 19.09.2017 | | |
4 | Беседа №2 «Как математика стала всемогущей». | 1 | 26.09.2017 | | |
5 | Познавательно-развлекательная программа «Математика вокруг нас». | 1 | 03.10.2017 | | |
| Занимательная геометрия. | 11 ч | | | |
| Головоломки, лабиринты, магические квадраты. | 2ч | | | |
6 | Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. | 1 | 10.10.2017 | | |
7 | Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат», «Помоги кролику съесть 4 морковки». | 1 | 17.10.2017 | | |
| Оригами. | 4ч | | | |
8 | Модули оригами: треугольный модуль,«Трилистник». | 1 | 24.10.2017 | | |
9 | Построение шестиугольника. | 1 | 24.10.2017 | | |
10 | Работа над проектом «Северное сияние». | 1 | 31.11.2017 | | |
11 | Работа над проектом «Северное сияние». | 1 | 14.11.2017 | | |
| Геометрические фигуры. | 5ч | | | |
12 | Объёмные геометрические фигуры. | 1 | 21.11.2017 | | |
13 | Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». | 1 | 28.11.2017 | | |
14 | Моделирование из объёмных геометрических фигур. | 1 | 05.12.2017 | | |
15 | Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». | 1 | 12.12.2017 | | |
16 | Игра - путешествие «Занимательная геометрия». | 1 | 19.12.2017 | | |
| Развитие познавательных способностей. | 12 ч | | | |
| Тренировка внимания. | 2ч | | | |
17 | Тренажёр «Таблица умножения и деления» | 1 | 26.12.2017 | | |
18 | Игра – турнир «Считаем с Мудрой совой». | 1 | 16.01.2018 | | |
| Мир занимательных задач. | 6ч | | | |
19 | «Математический зоопарк». Задачи на умножение. | 1 | 23.01.2018 | | |
20 | Заочное путешествие « Кто быстрее долетит до Луны?» | 1 | 30.01.2018 | | |
21 | Игра «Определи маршрут корабля» | 1 | 06.02.2018 | | |
22 | Сказка. Задачи на сложение и вычитание. | 1 | 13.02.2018 | | |
23 | Занимательные задачи в стихах. | 1 | 20.02.2018 | | |
24 | «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. | 1 | 27.02.2018 | | |
| Совершенствование воображения. | 4 ч | | | |
25 | Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. | 1 | 06.03.2018 | | |
26 | Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. | 1 | 13.03.2018 | | |
27 | Конструирование предметов по точкам. | 1 | 20.03.2018 | | |
28 | Рисование по клеточкам. | 1 | 03.04.2018 | | |
| Олимпиадные задания по математике. | 6 ч | | | |
29 | Логически поисковые задания. | 1 | 10.04.2018 | | |
30 | Логически поисковые задания. | 1 | 17.04.2018 | | |
31 | Математический КВН. | 1 | 24.04.2018 | | |
32 | Игра «Кенгуру». | 1 | 08.05.2018 | | |
33 | Задачи повышенной сложности. | 1 | 15.05.2018 | | |
34 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Считай, смекай, отгадывай». | 1 | 22.05.2018 | | |
| Итого | 34ч | | | |