Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В. М., «Просвещение», 2013 год;
Программа по изобразительному искусству реализуется с использованием УМК «Перспектива»: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство». Учебник. 3 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва, «Просвещение», 2015.
Согласно учебному плану на изучение технологии отводится 34 часа при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием МБОУ СОШ №38 на 2017-2018 учебный год, количество часов на освоение программы согласно Учебному плану в 3 классе из расчёта 1 часа в неделю (34 недели в год) отводится 34 часа.
В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» 3 класс
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
Учащиеся научатся:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• доступным сведениям о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятиям: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельным произведениям выдающихся художников и народных мастеров
• приемам смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основам орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основным правилам станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразным средствам выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура).
Содержание предмета
Содержание | Количество часов |
Осень «Как прекрасен этот мир» | 12 |
Зима «Как прекрасен этот мир» | 9 |
Весна «Как прекрасен этот мир» | 5 |
Лето «Как прекрасен этот мир» | 8 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству (3 класс)
№ п/п | Содержание курса Тема урока | Кол- во час | Дата по уч. пл. | Дата факт. |
| 1 четверть | 9ч | | |
| Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 12ч | | |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма | 1 | 07.09.17 | |
2 | В жостовском подносе - все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства | 1 | 14.09.17 | |
3 | В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса цветочным узором. | 1 | 21.09.17 | |
4 | Каждый художник урожай свое земли хвалит. Натюрморт «Славный урожай». | 1 | 28.09.17 | |
5 | Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. | 1 | 05.10.17 | |
6 | Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика. | 1 | 12.10.17 | |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. | 1 | 19.10.17 | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Украшение тарелочки. | 1 | 26.10.17 | |
9 | «Двор что город, изба что терем». Деревянное зодчество России. Узоры резного узорочья. | 1 | 02.11.17 | |
| 2четверть | 7ч | | |
10 | То ли терем, то ли царёв дворец Терем для сказочных героев. | 1 | 16.11.17 | |
11 | Каждая птица своим пером красуется. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах. | 1 | 23.11.17 | |
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. | 1 | 30.11.17 | |
| Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 9ч | | |
13 | Русская зима. Пейзаж в графике. | 1 | 07.12.17 | |
14 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. | 1 | 14.12.17 | |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация | 1 | 21.12.17 | |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы. | 1 | 28.12.17 | |
| 3четверть | 10ч | | |
17 | В каждом посаде в своём наряде. Узоры-обереги в русском народном костюме. | 1 | 11.01.18 | |
18 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм. | 1 | 18.01.18 | |
19 | Россия державная. В мире народного зодчества. Рисунок старинного города | 1 | 25.01.17 | |
20. | «Город чудный…» Рисунок старинного города (завершение работы) | 1 | 01.02.18 | |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | 1 | 08.02.18 | |
| Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 5ч | | |
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. | 1 | 15.02.18 | |
23 | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция. | 1 | 22.02.18 | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки деревянных народных игрушек. | 1 | 01.03.18 | |
25, 26 | Герои сказки глазами художника. Иллюстрация к любимой сказке | 2 | 15.03.18 22.03.18 | |
| 4четверть | | | |
| Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 8ч | | |
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж. Картина весенней навигации | 1 | 05.04.18 | |
28, 29 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей. Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали | 2 | 12.04.18 19.04.18 | |
30 | В весеннем небе - салют Победы Декоративно-сюжетная композиция «Салют Победы» | 1 | 26.04.18 | |
31 | Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного города. | 1 | 03.05.18 | |
32 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт. Рисование с натуры кисти сирени. | 1 | 10.05.18 | |
33 | У всякого мастера свои фантазий. Орнамент народов мира. Рисовать по памяти один из запомнившихся образов-символов | 1 | 17.05.18 | |
34 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект Выполнять творческие задания по группам | 1 | 24.05.18 | |