СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-8 классы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-8 классы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская»

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического совета

Протокол № 1 от

«___»_______2019г.



Утверждено приказом по школе № ______от «___»_________2019г.

Директор МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЕЦ

__________

А.Н.Григорьева


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 168

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»





Рабочая учебная программа

по ИСКУССТВУ (музыка)
для 5-8 классов

на 2018-2019 учебный год







Составитель: Лактионова Виктория Александровна,

учитель музыки







Новосибирск 2019

  1. Пояснительная записка


Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры — наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.


В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего нарда и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально – ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно – образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно – практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально – творческой практике с применением информационно – коммуникационных технологий);

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;

- воспитание художественного вкуса;

- обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентности;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно – творческой деятельности в каком-либо виде искусства.

Программа разработана в соответствии и на основе:

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями), 

-Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) ,

-УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5-7 классы «Искусство» 8-9 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2014. – 104 с.

В учебном плане основной школы СОШ №168 с УИП ХЭЦ рабочая программа по музыке рассчитана на 5-8 класс в количестве - 136 часов (5 класс -34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа по 1 часу в неделю).


Таблица распределения часов по годам обучения и по темам



Название раздела, темы

Количество часов

Рабочая программа

5

кл.

6

кл.

7

кл.

8

кл.


Раздел 1.Музыка как вид искусства.

34

1.

Музыка и литература

17




2.

Музыка и изобразительное искусство.

17





Раздел 2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

68

3.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.


17



4.

Мир образов камерной и симфонической музыки.


17



5.

Особенности драматургии сценической музыки.



17


6.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.



17



Раздел 3. Музыка в современном мире: традиции и инновации.

17

7.

Искусство в жизни современного человека




3

8.

Искусство открывает новые грани мира




7

9.

Искусство как универсальный способ общения




7


Раздел 4. Искусство как духовный опыт человечества.

17

10.

Красота в искусстве и жизни




11

11.

Прекрасное пробуждает доброе




6


Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 5 -7 классы составлена на основе программы Музыка: программа 5-7 классы Сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 8 класс, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа составлена на основе программы «Искусство» (компонент «Музыка») для 8 - 9 классов, сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской и примерной основной образовательной программы основного общего образования.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности;

—участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом религиозных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех её проявления и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности музыкально – эстетического характера.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся а познавательной и практической деятельности учащихся;

—умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

— умение анализировать собственную учебную деятельность;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, размышлять, рассуждать, делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают;

—сформированность основ музыкальной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно – нравственного развития;

— развитие общих музыкальных способностей, ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни искусства;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность;

— воспитание эстетического отношения к миру;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образной искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально – творческих задач.

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).



  1. Содержание учебного предмета музыка


Раздел 1.Музыка как вид искусства. (34 часа)

Основы музыки: интонационно – образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая, театральная; вокально–инструментальная и камерно – инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусств.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Раздел 2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. (68 часов) Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно – симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX–XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Раздел 3. Музыка в современном мире: традиции и инновации. (17 часов) Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно – песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок – музыка (рок – опера, рок – н- ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско – музыка. Информационно – коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно – джазовый.

Раздел 4. Искусство как духовный опыт человечества.(17 часов)

Народное искусство как культурно – историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы. Их воздействие на человека. Особенности воплощение вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.

  1. Тематическое планирование

5 Класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Музыка и литература

16


Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

Русская изарубежная музыкальная культура XXв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Что роднит музыку с литературой

1

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Вокальная музыка

2

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки)

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

Исследовать разнообразие и специфику вокальной музыки.

Фольклор в музыке

русских композиторов

2

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Жанры инструментальной

и вокальной музыки

1

Самостоятельно определять характерные жанровые свойства вокальной и инструментальной музыки.

Вторая жизнь песни

2

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Вокальная и инструментальная музыка.

1

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

2

Исследовать разнообразие и специфику современной симфонической музыки.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы)

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера


1

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной)

Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений.

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора

1

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная импровизации)

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство

18ч


Музыка как вид искусства.

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.


Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Небесное и земное в звуках и красках

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Звать через прошлое к настоящему

2

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Различать характерные признаки видов искусства.

Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира

1

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Застывшая музыка

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).

Полифония в музыке и живописи

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Музыка на мольберте

1

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства)

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

В каждой мимолетности вижу я миры

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.


Мир композитора


1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов. Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

С веком наравне

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов. Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций


Всего

34 часа




6 Класс


Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16


Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Удивительный мир музыкальных образов

1

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.



Образы романсов и песен русских композиторов

Старинный русский романс

1

Самостоятельно отбирать музыкальные произведения, содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов и участвовать в их исполнении. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Сотрудничать в процессе коллективной музыкально-творческой деятельности (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

Два музыкальных посвящения

1

Определять форму музыкального произведения, отличительные черты в творчестве композиторов. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

Определять особенности мировосприятия композитора. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действ и т. д. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений зарубежных классиков.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси

1

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Выявлять различие жанров и форм народной музыки, особенности музыкального языка, манеры исполнения, инструментария. Узнавать различные музыкальные формы построения музыки.

Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Образы русской духовной музыки. Духовный концерт

1

Выявлять характерные этапы развития церковной музыки в историческом контексте. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы

«Фрески Софьи Киевской» «Перезвоны». Молитва

1

Выявлять особенности музыкального языка в духовной музыки, манеры исполнения, инструментария. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал

1

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания). Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Осознавать истоки непрерывного музыкального развития. Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения

Джаз – искусство XX века

1

Выявлять характерные особенности музыкального языка и стилей джаза. Участвовать в исполнении ритмического аккомпанемента к джазовым композициям. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.




Раздел №2 Мир образов камерной и симфонической музыки

18




Музыка как вид искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.


Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

3

Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки. Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

1

Наблюдать за сопоставлением и/или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем).

Картинная галерея «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?».

1

Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Образы симфонической музыки.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

2

Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности развития одного или нескольких музыкальных образов. Воплощать художественно-образное содержание отечественной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен

3

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2

Рассуждать о своеобразии отечественной и зарубежной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской и зарубежной музыки.

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика».

Рок-опера «Орфей и Эвридика»

3



Понимать характерные черты венской классической школы, композиторов-романтиков и называть их основных представителей. Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и отечественных композиторов. Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.


Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино

2

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов.

Исследовательский проект.

1



Всего 34

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубеж-ных) музыкальных произведений.


7 Класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-

чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся


Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки

16



Музыка как вид искусства.

Русская музыка XIX в.

Зарубежная музыка XIX в.

Современная музыкальная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки.

2

Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.


В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

2

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.


В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена

3

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.


Героическая тема в музыке.


1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.


В музыкальном театре.

Балет.

1

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимо-действия музыки с другими видами искусства.


Камерная музыка. Вокальный цикл.

2

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов

. Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, в школе и т.п.


Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита.

5

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.












Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры

18




Музыка как вид искусства.

Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в.

Современная музыкальная музыкальная жизнь.

Народное музыкальное творчество.

Значение музыки в жизни человека.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

5

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.



Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

3

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.


Светская музыка.

Соната.

Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.

Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

2

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.


Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.


Симфоническая картина.

«Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова

Картинная галерея.

2




Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.


Музыка народов мира.


1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи


Международные хиты.


1

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.


Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

2

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.


Исследовательский проект

Вне сетки часов

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов.


Обобщающий урок

1

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений.




Всего 34





8 Класс

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-

чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Классика и современность

16


Музыка как вид искусства.

Русская музыка XIX-XXI вв.

Зарубежная музыка XIX-XXI в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.


Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре.Опера. Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества

Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга Понимать закономерности и приемы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нем явлений и событий

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»

1

Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать.

Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

4

Находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях и исполнителях, критически ее оценивать.

Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.


Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

4

Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и ее значение для развития мировой музыкальной культуры.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»


1

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

3

Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»

Обобщающий урок.

1



Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке

18



Музыка как вид искусства.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв.

Современная музыкальная жизнь.

Народное музыкальное творчество.

Значение музыки в жизни человека.


Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

2

Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать свое отношение в письменных высказываниях.

Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства


Портреты великих исполнителей Елена Образцова.

3

Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.

3

Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.

2

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

3




Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки.

Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства.

Музыка в храмовом синтезе искусств

Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.

5

Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности.

Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений.


Исследовательский проект

Вне сетки часов




Всего 35


Список литературы и перечень электронных ресурсов:

Для учителя:

1. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, Программа «Музыка 5-8 класс», методическое пособие, - М.: Просвещение, 2011;

2. Фонохрестоматия к программе «Музыка», 5-8 класс, Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной, М.: Просвещение, 2012.

Для ученика:

3. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, учебник «Музыка»: 5,6,7,8 класс, - М.: Просвещение, 2012;