СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «___»_______2019г.
|
| Утверждено приказом по школе № ______от «___»_________2019г. Директор МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЕЦ __________ А.Н.Григорьева
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 168
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Рабочая учебная программа
по ИСКУССТВУ (музыка)
для 5-8 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Лактионова Виктория Александровна,
учитель музыки
Новосибирск 2019
Пояснительная записка
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего нарда и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально – ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно – образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально – творческой практике с применением информационно – коммуникационных технологий);
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
- воспитание художественного вкуса;
- обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентности;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно – творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями),
-Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) ,
-УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5-7 классы «Искусство» 8-9 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
В учебном плане основной школы СОШ №168 с УИП ХЭЦ рабочая программа по музыке рассчитана на 5-8 класс в количестве - 136 часов (5 класс -34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа по 1 часу в неделю).
Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
№ | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Рабочая программа | |||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | ||
| Раздел 1.Музыка как вид искусства. | 34 | |||
1. | Музыка и литература | 17 |
|
|
|
2. | Музыка и изобразительное искусство. | 17 |
|
|
|
| Раздел 2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | 68 | |||
3. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки. |
| 17 |
|
|
4. | Мир образов камерной и симфонической музыки. |
| 17 |
|
|
5. | Особенности драматургии сценической музыки. |
|
| 17 |
|
6. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. |
|
| 17 |
|
| Раздел 3. Музыка в современном мире: традиции и инновации. | 17 | |||
7. | Искусство в жизни современного человека |
|
|
| 3 |
8. | Искусство открывает новые грани мира |
|
|
| 7 |
9. | Искусство как универсальный способ общения |
|
|
| 7 |
| Раздел 4. Искусство как духовный опыт человечества. | 17 | |||
10. | Красота в искусстве и жизни |
|
|
| 11 |
11. | Прекрасное пробуждает доброе |
|
|
| 6 |
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 5 -7 классы составлена на основе программы Музыка: программа 5-7 классы Сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 8 класс, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа составлена на основе программы «Искусство» (компонент «Музыка») для 8 - 9 классов, сборника рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской и примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности;
—участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом религиозных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявления и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности музыкально – эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся а познавательной и практической деятельности учащихся;
—умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
— умение анализировать собственную учебную деятельность;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, размышлять, рассуждать, делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают;
—сформированность основ музыкальной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно – нравственного развития;
— развитие общих музыкальных способностей, ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни искусства;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность;
— воспитание эстетического отношения к миру;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образной искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально – творческих задач.
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета музыка
Раздел 1.Музыка как вид искусства. (34 часа)
Основы музыки: интонационно – образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая, театральная; вокально–инструментальная и камерно – инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусств.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Раздел 2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. (68 часов) Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно – симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX–XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Раздел 3. Музыка в современном мире: традиции и инновации. (17 часов) Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно – песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок – музыка (рок – опера, рок – н- ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско – музыка. Информационно – коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно – джазовый.
Раздел 4. Искусство как духовный опыт человечества.(17 часов)
Народное искусство как культурно – историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы. Их воздействие на человека. Особенности воплощение вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.
Тематическое планирование
5 Класс
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Коли-чество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел №1 Музыка и литература | 16 |
| |
Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв. Русская изарубежная музыкальная культура XXв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.
| Что роднит музыку с литературой | 1 | Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. |
Вокальная музыка | 2 | Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки) Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. Исследовать разнообразие и специфику вокальной музыки. | |
Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. | |
Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Самостоятельно определять характерные жанровые свойства вокальной и инструментальной музыки. | |
Вторая жизнь песни | 2 | Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. | |
Вокальная и инструментальная музыка. | 1 | Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. | |
Всю жизнь мою несу родину в душе… | 2 | Исследовать разнообразие и специфику современной симфонической музыки. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы) | |
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
1 | Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной) Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов. |
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений. | |
Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | |
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора | 1 | Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная импровизации) Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов). Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | |
Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство | 18ч |
| |
Музыка как вид искусства. Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. |
Небесное и земное в звуках и красках | 1 | Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. | |
Звать через прошлое к настоящему | 2 | Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. | |
Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства. Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства. | |
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства. |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства. | |
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира | 1 | Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства. | |
Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | |
Застывшая музыка | 1 | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке). | |
Полифония в музыке и живописи | 1 | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | |
Музыка на мольберте | 1 | Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства) Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | |
Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | |
О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | |
В каждой мимолетности вижу я миры | 1 | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. | |
| Мир композитора
| 1 | Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов. Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций |
С веком наравне | 1 | Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов. Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций | |
|
| Всего 34 часа |
|
6 Класс
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Коли-чество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Раздел №1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 |
| ||
Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. | Удивительный мир музыкальных образов | 1 |
содержания.
| |
Образы романсов и песен русских композиторов Старинный русский романс | 1 | Самостоятельно отбирать музыкальные произведения, содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов и участвовать в их исполнении. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Сотрудничать в процессе коллективной музыкально-творческой деятельности (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.) | ||
| Два музыкальных посвящения | 1 | Определять форму музыкального произведения, отличительные черты в творчестве композиторов. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. | |
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 1 | Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. | ||
«Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | Определять особенности мировосприятия композитора. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. | ||
Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. | ||
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действ и т. д. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. | ||
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков. | ||
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений зарубежных классиков. | ||
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси | 1 | Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Выявлять различие жанров и форм народной музыки, особенности музыкального языка, манеры исполнения, инструментария. Узнавать различные музыкальные формы построения музыки. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы. | ||
| Образы русской духовной музыки. Духовный концерт | 1 | Выявлять характерные этапы развития церковной музыки в историческом контексте. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы | |
«Фрески Софьи Киевской» «Перезвоны». Молитва
| 1 | Выявлять особенности музыкального языка в духовной музыки, манеры исполнения, инструментария. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | ||
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал
| 1 | Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания). Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них. | ||
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации. | ||
Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Осознавать истоки непрерывного музыкального развития. Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения | ||
Джаз – искусство XX века | 1 | Выявлять характерные особенности музыкального языка и стилей джаза. Участвовать в исполнении ритмического аккомпанемента к джазовым композициям. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. | ||
Раздел №2 Мир образов камерной и симфонической музыки | 18
|
| ||
Музыка как вид искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 | Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки. Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков. | |
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 | Наблюдать за сопоставлением и/или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем). | ||
Картинная галерея «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». | 1 | Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации. | ||
Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» | 2 | Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности развития одного или нескольких музыкальных образов. Воплощать художественно-образное содержание отечественной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации. | ||
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен | 3 | Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. | ||
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | Рассуждать о своеобразии отечественной и зарубежной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской и зарубежной музыки. | ||
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» | 3
| Понимать характерные черты венской классической школы, композиторов-романтиков и называть их основных представителей. Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и отечественных композиторов. Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле. Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков. | ||
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино | 2 | Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов. | ||
Исследовательский проект. | 1 Всего 34 | Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубеж-ных) музыкальных произведений. |
7 Класс
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Коли- чество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| |||||
Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки | 16 |
|
| ||||||
Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX в. Зарубежная музыка XIX в. Современная музыкальная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. | Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки. | 2 | Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель) Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. |
| |||||
В музыкальном театре. Опера Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 2 | Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. |
| ||||||
В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена | 3 | Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. |
| ||||||
Героическая тема в музыке.
| 1 | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. |
| ||||||
В музыкальном театре. Балет. | 1 | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимо-действия музыки с другими видами искусства. |
| ||||||
| Камерная музыка. Вокальный цикл. | 2 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов . Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, в школе и т.п. |
| |||||
Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита. | 5 | Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
|
| ||||||
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| |||
Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры | 18 |
|
|
| |||||
Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в. Современная музыкальная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 5 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
|
| |||||
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 3 | Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. |
| ||||||
| Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 2 | Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. |
| |||||
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 1 | Размышлять о модификации жанров в современной музыке.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. |
| ||||||
Симфоническая картина. «Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова Картинная галерея. | 2
| Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др. |
| ||||||
Музыка народов мира.
| 1 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи |
| ||||||
Международные хиты.
| 1 | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. |
| ||||||
| Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | 2 | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. |
| |||||
Исследовательский проект | Вне сетки часов | Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов. |
| ||||||
Обобщающий урок | 1 | Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений. |
| ||||||
|
| Всего 34 |
|
|
8 Класс
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Коли- чество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел №1 Классика и современность | 16 |
| |
Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX-XXI вв. Зарубежная музыка XIX-XXI в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.
| Классика в нашей жизни. В музыкальном театре.Опера. Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 2 | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга Понимать закономерности и приемы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нем явлений и событий |
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого. | |
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 4 | Находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях и исполнителях, критически ее оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
| |
| Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 4 | Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и ее значение для развития мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). |
Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»
| 1 | Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний | |
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | 3 | Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?» | |
Обобщающий урок. | 1 |
| |
| |||
| |||
Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке | 18 |
| |
Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв. Современная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека.
| Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе. | 2 | Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать свое отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства
|
Портреты великих исполнителей Елена Образцова. | 3 | Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. | |
| Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин. | 3 | Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. |
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. | 2 | Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. | |
В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 3
| Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. | |
| Музыка в храмовом синтезе искусств Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин. | 5 | Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений.
|
Исследовательский проект | Вне сетки часов |
| |
|
| Всего 35 |
|
Список литературы и перечень электронных ресурсов:
Для учителя:
1. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, Программа «Музыка 5-8 класс», методическое пособие, - М.: Просвещение, 2011;
2. Фонохрестоматия к программе «Музыка», 5-8 класс, Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной, М.: Просвещение, 2012.
Для ученика:
3. Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, учебник «Музыка»: 5,6,7,8 класс, - М.: Просвещение, 2012;