от «____»________2019г.
_________/Т.Б. Наумовец
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011г.
Школьное образование в современных условиях признано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслового творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (всего 105 учебных часа).
выполнять устно арифметические действия:
сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции
с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных);
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
1 | Натуральные числа и шкалы (8 часов) Обозначение и сравнение натуральных чисел. История формирования понятия числа: натуральные числа. Старинные системы записи чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. | индивидуальные фронтальные групповые | - описывать свойства натурального ряда; верно использовать в речи термин «цифра», «число», называть классы и разряды в записи натурального числа, определять значимость числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения; - пользоваться различным шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по её координате. Выражать одни единицы измерения через другие. Выполнять перебор всех возможных вариантов для перерасчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел (13 часов) Сложение и вычитание натуральных чисел, их свойства. Числовые и буквенные выражения. | индивидуальные фронтальные групповые | - верно выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; - использовать в речи термины: сумма, слагаемое, числовое выражение, значение числового выражения; - устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении, использовать их при нахождении неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Решать примеры на сложение многозначных чисел; - грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания. Записывать буквенные выражения по условиям задач. |
3. | Умножение и деление натуральных чисел (20 часов) Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач. | индивидуальные фронтальные групповые | - верно выполнять умножение и деление натуральных чисел, использовать в речи термины произведение, множитель, делимое, делитель, частное; - устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении, использовать их нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями |
4. | Площади и объемы (6 часов) Вычисления по формулам. Площадь. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | индивидуальные фронтальные групповые | - вычислять площади фигур по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней; -распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольника; - вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам; - вычислять объем тела по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней; - вычислять объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объёма куба и прямоугольного параллелепипеда; - выражать одни единицы измерения объёма через другие. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. |
5. | Обыкновенные дроби (17 часов) Окружность и круг. Обыкновенные дроби. История формирования понятия дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Нахождение части от целого и целого по его части. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных. Решение комбинаторных задач. | индивидуальные фронтальные групповые | - моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием доли, обыкновенной дроби; - верно использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; - правильно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби и записывать дроби под диктовку; - изображать на координатном луче правильные и неправильные дроби. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (10 часов) Десятичная дробь. Открытие десятичных дробей. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Решение текстовых задач. | индивидуальные фронтальные групповые | - верно записывать и читать десятичные дроби, представлять обыкновенную дробь в виде десятичной и наоборот. Называть целую и дробную части десятичных дробей; - сравнивать десятичные дроби, а также значения величин различных единиц измерений, определять между какими соседними натуральными числами находится данная десятичная дробь; - выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, разложение десятичных дробей по разрядам. |
7. | Умножение и деление десятичных дробей (18 часов) Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. | индивидуальные фронтальные групповые | - верно выполнять умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа, на 10; 100;1000 и т.д.; - выполняют умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т.д.; - находить среднее арифметическое нескольких чисел. Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Решать задачи на нахождение средних значений. |
8. | Инструменты для вычислений и измерений (6 часов) Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Угол. Треугольник. Величина угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. | индивидуальные фронтальные групповые | - уметь распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов, приводить примеры аналогов этих фигур в окружающем мире; - изображать углы от руки и с помощью чертежных инструментов; - идентифицировать геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости; - определять виды углов, действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задания, измерять углы с помощью транспортира. |
9. | Итоговое повторение курса (7 часов) | индивидуальные фронтальные групповые | 1) работа с книгой, учебной и справочной литературой составление конспектов; 2) решение задач и выполнение упражнений; 3) анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов; 4)рецензирование ответов и выступлений товарищей. |
| Всего – 105 часов | | |
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| ПОВТОРЕНИЕ | 3 часа | | |
1 | Повторение. Порядок действий | 1 | | |
2 | Повторение. Решение уравнений | 1 | | |
3 | Повторение. Решение задач | 1 | | |
| Натуральные числа и шкалы | 8 часов | | |
4 | Обозначение натуральных чисел | 1 | | |
5 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | | |
6 | Плоскость. Прямая. Луч | 1 | | |
7 | Шкалы и координаты | 1 | | |
8 | Меньше или больше | 1 | | |
9 | Обобщающий урок по теме: «Обозначение натуральных чисел. Натуральные числа и шкалы» | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | |
11 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
| Сложение и вычитание натуральных чисел | 13 часов | | |
12 | Сложение натуральных чисел | 1 | | |
13 | Свойства сложения натуральных чисел | 1 | | |
14 | Вычитание | 1 | | |
15 | Свойства вычитания | 1 | | |
16 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | |
17 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 1 | | |
18 | Уравнение | 1 | | |
19 | Уравнение | 1 | | |
20 | Решение задач при помощи уравнений | 1 | | |
21 | Решение задач при помощи уравнений | 1 | | |
22 | Решение упражнений по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | |
23 | Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | |
24 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
| Умножение и деление натуральных чисел | 20 часов | | |
25 | Умножение натуральных чисел | 1 | | |
26 | Свойства умножения натуральных чисел | 1 | | |
27 | Решение упражнений по теме: «Умножение» | 1 | | |
28 | Деление | 1 | | |
29 | Деление многозначных чисел | 1 | | |
30 | Решение упражнений по теме: «Деление» | 1 | | |
31 | Деление с остатком | 1 | | |
32 | Решение упражнений по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | |
33 | Контрольная работа №3 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | |
34 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
35 | Упрощение выражений | 1 | | |
36 | Упрощение выражений | 1 | | |
37 | Упрощение числовых выражений | 1 | | |
38 | Решение упражнений по теме: «Упрощение выражений» | 1 | | |
39 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
40 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
41 | Квадрат и куб числа | 1 | | |
42 | Квадрат и куб числа | 1 | | |
43 | Контрольная работа №4 по теме: «Упрощение выражений» | 1 | | |
44 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
| Площади и объемы | 6 часов | | |
45 | Формулы | 1 | | |
46 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 1 | | |
47 | Единицы измерения площадей | 1 | | |
48 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
49 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | | |
50 | Решение упражнений по теме: «Площади и объемы» | 1 | | |
| Обыкновенные дроби | 17 часов | | |
51 | Окружность и круг | 1 | | |
52 | Доли. Обыкновенные дроби. | 1 | | |
53 | Задачи на нахождение дроби от числа | 1 | | |
54 | Задачи на нахождение дроби от числа | 1 | | |
55 | Задачи на нахождение числа по значению его дроби | 1 | | |
56 | Задачи на нахождение числа по значению его дроби | 1 | | |
57 | Сравнение дробей | 1 | | |
58 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | |
59 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
60 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | |
61 | Деление и дроби | 1 | | |
62 | Смешанные числа | 1 | | |
63 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
64 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
65 | Решение упражнений по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 | | |
66 | Контрольная работа №5 по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 | | |
67 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 10 часов | | |
68 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | | |
69 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
70 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | |
71 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
72 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | | |
73 | Приближенное значение чисел. Округление чисел | 1 | | |
74 | Приближенное значение чисел. Округление чисел | 1 | | |
75 | Решение упражнений по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | |
76 | Контрольная работа №6 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | |
77 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
| Умножение и деление десятичных дробей | 18 часов | | |
78 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
79 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
80 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
81 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 1 | | |
82 | Решение упражнений по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | |
83 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
84 | Умножение десятичных дробей | 1 | | |
85 | Умножение десятичных дробей на 10; 100 и т.д. | 1 | | |
86 | Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т.д. | 1 | | |
87 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
88 | Деление на десятичную дробь | 1 | | |
89 | Деление десятичных дробей на 10; 100 и т.д. | 1 | | |
90 | Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т.д. | 1 | | |
91 | Среднее арифметическое | 1 | | |
92 | Среднее арифметическое | 1 | | |
93 | Решение упражнений по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | |
94 | Контрольная работа №7 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | |
95 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
| Инструменты для вычислений и измерений | 6 часов | | |
96 | Проценты | 1 | | |
97 | Решение задач на проценты | 1 | | |
98 | Решение задач на проценты | 1 | | |
99 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 1 | | |
100 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
101 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | |
| Повторение | 4 часа | | |
102 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
103 | Действия с десятичными дробями | 1 | | |
104 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
105 | Анализ и коррекция знаний | 1 | | |
1. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.:
2. Кузнецова Н.Н. Мой древний город: Сборник задач по математике для 5 класса. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005г. -48 с.
3. Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / Я.И. Депман, В.Я.Виленкин. – М.: Просвещение, 1989.- 287 с.
4. Поурочные разработки по математике 5 класс к учебному комплекту Н.Я. Виленкина, Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2015г.
5. Контрольно-измерительные материалы по математике 5 класс к учебному комплекту Н.Я. Виленкина, Л.П. Попова. – М.: Просвещение, 2015г.