Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сновская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
6 класс
(базовый уровень)
2016 - 2017 учебный год
ФГОС второго поколения
Линия учебников издательства «Дрофа»
авторы учебника Т.П. Г ерасимова, Н.П. Неклюкова
География. Начальный курс.
Учитель географии
Михальченко Галина Александровна
I квалификационная категория
2016-17 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Рабочая программа учебного курса географии 6 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин. М: Дрофа, 2012г
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
Учебный план МБОУ «Сновская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013. 159с.: ил., карт. В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Программа рассчитана на 51 часов из расчета 1,5 учебного часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены, предусмотренные авторской программой: практические работы - 10 (из которых 7 оценочных). Практические (оценочные) работы выделены жирным шрифтом. В связи с погодными условиями экскурсии на местность не проводятся. Из регионального компонента выделено 17 часов на изучение курса "Брянский край". В итоге 68 часов
Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся - формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геологогеоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физикогеографических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика учебного предмета
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и
их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник | Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2013. |
Методическое пособие для ученика | География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012. |
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебнопознавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебного часа в неделю. Резервное время, при этом, составляет 1 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Требования к уровню достижений обучающихся Учащиеся должны знать (понимать):
форму и размеры Земли;
полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа;
части Мирового океана;
виды вод суши;
причины изменения погоды;
типы климатов;
виды ветров, причины их образования;
виды движения воды в океане;
пояса освещенности Земли;
географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
различать изученные географические объекты, процессы и явления;
создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
строить простые планы местности;
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Результаты изучения предмета география
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Г еография» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
выделять причины стихийных явлений в геосферах.
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС
Авторы Т.П. Герасимова , Н.П. Неклюкова
(1.5 ч в неделю, 51 + 17 ч БК всего 68 ч.)
ВВЕДЕНИЕ
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли, План местности (12 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
Изображение здания школы в масштабе.
Определение направлений и азимутов по плану местности.
Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара. Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать изображения
разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (34 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Г орячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Г одовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва.
Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь:
• объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь:
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д. Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал,
Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
Перечень литературы и средств обучения
Литература основная:
География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013. 159с.: ил., карт.
Объекты и средства материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Наглядно-печатные пособия:
ПОРТРЕТЫ: набор «Путешественники», набор «Ученые-географы»;
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.
ПРИБОРЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ : компасы, комплект топографических инструментов (учебный)
ЦИФРОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: термометр, барометр, угломер
ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: гербарии культурных и дикорастущих растений, коллекции «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые».
МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ: глобусы, теллурий, рельефные модели : «Формы рельефа», «Образование вулкана», «Речная система».
КОЛЛЕКЦИИ: Коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, шкала твердости Мооса, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Примерная программа по географии для основной школы Электронное приложение к учебнику
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
Введение | 4 | | |
1 | Открытие, изучение и преобразование земли | 1 | | |
2 | Как люди открывали Землю | 1 | | |
3 | Земля – планета солнечной системы | 1 | | |
4 | Наблюдение за погодой. Изучение форм поверхности | 1 | | |
Виды изображений поверхности земли | 12 | | |
5 | Понятие о плане местности | 1 | | |
6 | Масштаб плана | 1 | | |
7 | Определение направлений по плану местности. Определение на местности сторон горизонта | 1 | | |
8 | Высота относительная и абсолютная | 1 | | |
9 | Глазомерная съемка местности. Построение плана | 1 | | |
10 | Форма и размеры Земли. Глобус. | 1 | | |
11 | Географическая карта. | 1 | | |
12 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | | |
13 | Географическая широта. | 1 | | |
14 | Географическая долгота. Географические координаты | 1 | | |
15 | Способы изображения высот и глубин на физических картах | 1 | | |
16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «План и карта» | 1 | | |
Оболочки Земли | 34 | | |
Литосфера | 5 | | |
17 | Внутреннее строение Земли. Литосфера | 1 | | |
18 | Горные породы и минералы | 1 | | |
19 | Движения земной коры. Вулканы. Горячие источники и гейзеры | 1 | | |
| | 1 | | |
20 | Рельеф суши. Горы и равнины. | 1 | | |
21 | Рельеф дна Мирового океана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера» | 1 | | |
Гидросфера | 11 | | |
22 | Гидросфера, ее состав | 1 | | |
23 | Мировой океан | 1 | | |
24 | Свойства вод Мирового океана | 1 | | |
25 | Движения воды в океане | 1 | | |
26 | Течения в океане, их виды | 1 | | |
27 | Изучение и охрана Мирового океана | 1 | | |
28 | Подземные воды | 1 | | |
29 | Реки | 1 | | |
30 | Озера и ледники | 1 | | |
31 | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы | 1 | | |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера» | 1 | | |
Атмосфера | 12+7БК | | |
33 | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | | |
34 | Температура воздуха | 1 | | |
35 | Введение. Физико-географическое положение БО | 1 | | |
36 | Годовой ход температуры воздуха | 1 | | |
37 | Геологическое строение и рельеф. Особенности БК | 1 | | |
38 | Атмосферное давление | 1 | | |
39 | Полезные ископаемые БК | 1 | | |
40 | Ветер | 1 | | |
41 | Водяной пар и облака | 1 | | |
42 | Рельеф БК | 1 | | |
43 | Атмосферные осадки | 1 | | |
44 | Погода | 1 | | |
45 | Погода и климат БК. Особенности | 1 | | |
46 | Климат | 1 | | |
47 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 | | |
48 | Сезоны года БК | 1 | | |
49 | Причины, влияющие на климат | 1 | | |
50 | Особенности погоды БК | 1 | | |
51 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера» | 1 | | |
Биосфера и географическая оболочка | 4+3БК | | |
52 | Воды.Реки БК | 1 | | |
53 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 | | |
54 | Природные зоны земли | 1 | | |
55 | Озера и искусственные водоемы БК | 1 | | |
56 | Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки | 1 | | |
57 | Болота и подземные воды БК | 1 | | |
58 | Природный комплекс | 1 | | |
Человечество на Земле | 3+7БК | | |
59 | Почвы. Растительность и животный мир БК | 1 | | |
60 | Земля – планета людей | 1 | | |
61 | Растительный мир БК | 1 | | |
62 | Типы населенных пунктов | 1 | | |
63 | Животный мир БК | 1 | | |
64 | Обобщающий урок «Человек-часть биосферы» | 1 | | |
65 | Естественные антропогенные ландшафты БК | 1 | | |
66 | Охраняемые природные ландшафты БК. Население и города БК | 1 | | |
67 | Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Современная экологическая обстановка БК | 1 | | |
68 | Обобщение по курсу географии 6 класса | 1 | | |