СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на 70 часов. Туда входят два УМК. "История Средних веков" Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. "История России" Н.М. Арсентьев, А.В. Торкунова.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2018 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Колмакова Е.С._____________ от «31» августа 2018 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Класс: 6
Учитель: Чупрова Мария Александровна, учитель истории и обществознания
Срок действия рабочей программы: 2018- 2019 уч. год
с. Могойто
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 г. N 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
Примерная программа по истории (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 г.)
Программа по предмету «История России» для 5-10 классов ( А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России» - М.: «Просвещение»,2015 г.)
Программа по предмету «История Средних веков» для 5-9 классов(Е.В. Агибалова, Д.М.Донской, И.Е. Уколов – М.: Просвещение, 2014 г.).
Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов.
Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Программа по предмету «История России» для 5-10 классов (А. А. Данилова, Л. Г. Косулина. «История России» - М.: «Просвещение»,2015 г.
Программа по предмету «История Средних веков» для 5-9 классов. Е.В. Агибалова, Д.М.Донской, И.Е. Уколов – М.: Просвещение, 2014 г.
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательной организации/Е.В.Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе.-5 изд. – М.: Просвещение, 2016.
История России. 6 класс. Учебник для образовательной организации. В 2 частях. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева/; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016.
Рабочая тетрадь «История России» 6 класс. (И.А. Артасов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Л.А. Соколова).
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Также на уроках истории при изучении разделов и тем обсуждается проблема фальсификации истории, до сведения учащихся доводится достоверная информация.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности | ||
|
|
| Уроки | Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность и т.д. | Контрольные работы/ зачеты |
| ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. |
|
|
|
|
1 | Что изучает история Средних веков? | 1 | 1 |
|
|
2 | Глава I. Становление Средневекой Европы(VI-XI вв) | 4 | 3 |
| 1 |
3 | Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. | 3 | 2 |
| 1 |
3 | Глава 3. Арабы в VI-XI вв. | 1 | 1 |
|
|
4 | Глава 4. Феодалы и крестьяне. | 2 | 2 |
|
|
5 | Глава 5. Средневековый город и его обитатели. | 3 | 2 |
| 1 |
6 | Глава 6. Католическая церковь в XI-XII веках. Крестовые походы. | 2 | 2 |
|
|
7 | Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV) | 8 | 7 |
| 1 |
8 | Глава 8. Славянские государства и Византия вXIV-XV веках. | 2 | 2 |
|
|
9 | Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века | 4 | 3 |
| 1 |
10 | Итого | 30 | 25 |
| 5 |
| ИСТОРИЯ РОССИИ. |
|
|
|
|
11 | Наша родина – Россия | 1 | 1 |
|
|
12 | Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | 4 |
| 1 |
13 | Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. | 11 | 10 |
| 1 |
14 | Глава 3. Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 | 4 |
| 1 |
15 | Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках. | 8 | 7 |
| 1 |
16 | Глава 5. Формирование единого Русского государства. | 9 | 8 |
| 1 |
17 | Заключительный урок | 1 | 1 |
|
|
18 | Итого | 40 | 35 |
| 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения | |
План | Факт | ||||
1 | Что изучает история Средних веков? | 1 | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья | 1 неделя |
|
| Глава I. Становление Средневекой Европы(VI-XI вв). | 4 |
|
|
|
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.
| 1 | Показывать перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называть последовательно причины падения Западной Римской империи. Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины и распространение христианства в Европе. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. | 1 неделя
|
|
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментировать последствия Верденского раздела. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей | 2 неделя |
|
4 | Англия в раннее Средневековье
| 1 | Показывать на карте местоположение Англии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Англии и империи Карла Великого. Оценивать поступки и действия норманнов Анализировать отношения Англии с соседними народами. Рассказывать об изменениях в жизни общества
| 2 неделя
|
|
| Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. | 3 |
|
|
|
5 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | 1 | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 3 неделя
|
|
6 | Образование славянских государств | 1 | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 3 неделя |
|
7 | Контрольная работа по 1 и 2 главе. | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 4 неделя |
|
| Глава 3. Арабы в VI-XI вв. | 1 |
|
|
|
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
| 1 | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
| 4неделя
|
|
| Глава 4. Феодалы и крестьяне. | 2 |
|
|
|
9 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 5 неделя |
|
10 | В рыцарском замке | 1 | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | 5 неделя |
|
| Глава 5. Средневековый город и его обитатели. | 3 |
|
|
|
11 | Формирование средневековых городов. Торговля в Средние века
| 1 | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | 6 неделя |
|
12 | Горожане и их образ жизни | 1 | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 6 неделя |
|
13 | Контрольная работа. | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 7 неделя |
|
| Глава 6.Католическая церковь в XI-XII веках. Крестовые походы. | 2 |
|
|
|
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
| 1 | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | 7 неделя
|
|
15 | Крестовые походы | 1 | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 8 неделя |
|
| Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV) | 8 |
|
|
|
16 | Как происходит объединение Франции
| 1 | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
| 8 неделя |
|
17 | Что англичане считают началом своих свобод
| 1 | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
| 9 неделя
|
|
18 | Столетняя война | 1 | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военномпротивостоянии сторокарточка | 9 неделя |
|
19 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.
| 10 неделя |
|
20 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
| 1 | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | 10 неделя |
|
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
| 11 неделя |
|
22 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. | 1 | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи.
| 11 неделя |
|
23 | Контрольная работа | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 12 неделя |
|
| Глава 8. Славянские государства и Византия вXIV-XV веках. | 2 |
|
|
|
24 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.
| 12 неделя |
|
25 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 1 | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 13 неделя |
|
| Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. | 4 |
|
|
|
26 | Образование и философия, литература, искусство | 1 | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | 13 неделя |
|
27 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
| 1 | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | 14 неделя |
|
28 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| 1 | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | 14 неделя |
|
29 | Контрольная работа | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 15 неделя |
|
30 | Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков. | 1 |
| 15 неделя |
|
| ИСТОРИЯ РОССИИ |
|
|
|
|
31 | Наша Родина – Россия | 1 | Определяют термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.Называют соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата.Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 16 неделя |
|
| Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
|
|
|
32 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | Определяют термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Показывают на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 16 неделя |
|
33 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | Определяют термины: государство, народ, народность. Показывают на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников.Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий.Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 17 неделя |
|
34 | Образование первых государств | 1 | Определяют термины: дань, плуг.Составляютразвернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. | 17 неделя |
|
35 | Восточные славяне и их соседи | 1 | Определяют термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество. Извлекают полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы восточных славян. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | 18 неделя |
|
36 | Контрольная работа.«Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 18 неделя |
|
| Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. | 11 |
|
|
|
37 | Первые известия о Руси | 1 | Определяют термины: норманнская теория происхождения государства. Сравнивают различные подходы к происхождению государства у славян.Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Формулируют собственное мнение и позицию. | 19 неделя |
|
38-39 | Становление Древнерусского государства | 2 | Определяют термины: монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки».Характеризуют политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава. Принимаюти сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | 19 неделя 20 неделя |
|
40 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | Определяют термины: христианство, единобожие.Анализируют причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития русских земель.Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Ставяти формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | 20 неделя |
|
41 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | Определяют термины: Русская правда, династический брак, усобица. Характеризуют политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную информацию из исторических источников. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 21 неделя |
|
42 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | Определяют имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Характеризуют политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 21 неделя |
|
43 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | Определяют термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. излагать подготовленные сообщения по теме.Характеризуют положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси.Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 22 неделя |
|
44 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок.(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности). | 1 | Определяют термины, изученные в теме Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 22 неделя |
|
45 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | Определяют термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска Характеризуют черты культуры стран Европы, выделяют особенности культуры Руси.Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. | 23 неделя |
|
46 | Повседневная жизнь населения. | 1 | Определяют термины: изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи. Описываютжилища, одежду, быт различных слоев населения. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | 23 неделя |
|
47 | Контрольная работа.«Русь в IX – первой половине XII в». | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 24 неделя |
|
| Глава 3. Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 |
|
|
|
48 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | Определять термины: раздробленность, кочевники Дают общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | 24 неделя |
|
49 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Определяют термины: аскетизм, архитектурный ансамбль. Характеризуют политику владимиро-суздальских князей. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 25 неделя |
|
50 | Новгородская республика | 1 | Дают определения терминам: вече, республика, монументальный.Выделяют особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
| 25 неделя |
|
51 | Контрольная работа.«Русь в середине XII – начале XIII в». | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 26 неделя |
|
52 | Южные и юго-западные русские княжества. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности) | 1 | Характеризуют особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжеств. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 26 неделя |
|
| Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках. | 9 |
|
|
|
53 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | Показывают на карте территорию Монгольской империи. Характеризуют причины военных успехов Чингисхана, выделяют положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 27 неделя |
|
54 | Батыево нашествие на Русь | 1 | Определяют термины: стан, фураж, иго, дань Показывают на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | 27 неделя |
|
55 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | Определяют термины: ополчение, засадный полк. Определяют значение победы русских войск в борьбе с крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами битв. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | 28 неделя |
|
56 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | Определяют термины: агрессия, владычество, ярлык, баскак. Дают характеристику политики А Невского в отношениях с Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского завоевания. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 28 неделя |
|
57 | Литовское государство и Русь | 1 | Определяют термины: диалект, уния. Выделяют особенности образования Литовского государства, характеризуют особенности религиозной политики литовских князей, формулируют этапы и особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. | 29 неделя |
|
58 | Усиление Московского княжества. | 1 | Определяют термины: слобода анализируют причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности Калиты. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно. Создают алгоритм деятельности при решении проблем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | 29 неделя |
|
59 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | Определяют термины: стан Характеризуют личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | 30 неделя |
|
60 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв | 1 | Называют самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.Дают общую характеристику культуры XIV-XVI вв. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 30 неделя |
|
61 | Контрольная работа«Русские земли в середине XIII-XIV веках». | 1 | Определяют термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 31 неделя |
|
| Глава 5. Формирование единого Русского государства. | 8 |
|
|
|
62 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | Определяют термины: централизация Определяют место Руси в развитии истории и культуры европейских стран. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников. | 31 неделя |
|
63 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | Определяют термины : поместье, помещик, служилые люди, Выделяют изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулируют собственное мнение и позицию. Учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | 32 неделя |
|
64 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | Проводят исследования, создают иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, дают определения понятиям: транзитная торговля, ясак. Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 32 неделя |
|
65 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | Определяют термины: Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха. Выделяют изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулируют собственное мнение и позицию. Учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | 33 неделя |
|
66 | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.(материал для самостоятельной работы и проектной деятельности) | 1 | Определяют термины : автокефалия, догмат, ересь, митрополит. Характеризуют значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулируют собственное мнение и позицию. Учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | 33 неделя |
|
67 | Человек в Российском государстве второй пол. XVв. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности) | 1 | Проводят исследования, создают иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, дают определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин. Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 34 неделя |
|
68 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | Называют самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Дают общую характеристику культуры XIV-XV вв Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | 34 неделя |
|
69 | Контрольная работа.«Формирование единого Русского государства». | 1 | Проводят исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. | 35 неделя |
|
70 | Заключительный урок | 1 |
| 35 неделя |
|
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век)
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм до государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшегопериода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III, Карла Великого, Карла Смелого, Вильгельма Завоевателя, Жанныд 'Арк, Яна Жижки и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.