Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №78
имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
Принято на педагогическом совете Протокол № «___» _________ 2018г. | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № Руководитель ШМО __________________ В. Н. Шариева «___» _________2018г. | Утверждаю приказ № Директор школы ____________________ Г. Н. Царёв «___» _________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ФИЗИКЕ, 7 класс
базовый уровень
2018 - 2019 учебный год
Количество часов всего: 70, в неделю 2
Разработала: Камчарова Т.А.
учитель физики
г.Ульяновск
2018 год
Рабочая программа по физике разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- 48 с.
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
Основная образовательная программа основного общего образования Средней школы №78 г. Ульяновска.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, Паскаля, Архимеда и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.Введение.
Физические явления, вещество, физическое тело, наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Л.Р.№ 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
2.Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Молекула. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества.
Три состояния вещества (различия в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов). Модели твёрдых тел, жидкостей и газов. Л.Р. № 2 «Измерение размеров малых тел».
3.Взаимодействие тел.
Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Объем тела .
Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»;
Л.Р. № 4 «Измерение объема тела»;
Л.Р.№ 5 «Определение плотности вещества твердого тела».
Сила. Сила тяжести. Явления тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Равнодействующая сила. Сложение сил. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Л.Р.№6 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»
Л.Р.№7 «Исследование удлинения пружины от силы её растяжения». Л.Р.№8 «Исследование зависимости силы трения от веса тела»
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление твердых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление газа. Закон Паскаля. Вес воздуха. Опыт Торричелли. Сообщающиеся сосуды. Изучение приборов: барометр - анероид; манометры; поршневой жидкостный насос; гидравлический пресс
Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Выяснение условий плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание
Л.Р. № 9 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
5. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами .
Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость); «Золотое правило механики»; КПД механизма; условия равновесия рычаг.
Л.Р. № 10 « Выяснение условий равновесия рычага».
Л.Р. № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Повторение.
Резерв.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Введение | 4 | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | 1 | 1 |
Взаимодействие тел. | 22 | 6 | 2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 21 | 1 | 2 |
Работа и мощность. Энергия. | 13 | 2 | 1 |
Повторение | 1 | | |
Резерв времени | 3 | | |
Всего | 70 | 11 | 6 |
Контрольные работы-6
1. Первоначальные сведения о строении вещества.
2.Механическое движение. Плотность.
3.Силы в природе.
4Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
5.Архимедова сила. Плавание тел.
6.Механическая работа и мощность. Энергия.
Лабораторные работы-11
1.Определение цены деления измерительного прибора.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности вещества твердого тела.
6. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
7. Исследование удлинения пружины от силы её растяжения.
8. Исследование зависимости силы трения от веса тела.
9.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
10. Выяснение условий равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
Введение |
1 | 01.09 | | Инструктаж по ТБ. Что изучает физика Физические термины. | |
2 | 04.09 | | Физические величины Измерение физических величин. | |
3 | 08.09 | | Точность и погрешность измерений . | |
4 | 11.09 | | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | |
Первоначальные сведения о строении вещества |
5 | 15.09 | | Строение вещества . Молекулы. Броуновское движение. | |
6 | 18.09 | | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | |
7 | 22.09 | | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах Взаимное притяжение и отталкивание молекул | |
8 | 25.09 | | Агрегатные состояния вещества | |
9 | 29.09 | | Повторение и обобщения по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | |
10 | 02.10 | | Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» | |
Взаимодействие тел |
11 | 06.10 | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | |
12 | 09.10 | | Скорость. Единицы скорости. | |
13 | 13.10 | | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | |
14 | 16.10 | | Решение задач по теме: «Равномерное и неравномерное движение» Явление инерции. | |
15 | 20.10 | | Масса тела. Измерение массы тела на весах. | |
16 | 23.10 | | Лабораторная работа№3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |
17 | 27.10 | | Плотность вещества. | |
18 | 06.11 | | Расчет массы и объема тела по его плотности | |
19 | 10.11 | | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел» | |
20 | 13.11 | | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | |
21 | 16.11 | | Решение задач по теме «Механическое движение. Плотность вещества» | |
22 | 20.11 | | Контрольная работа №2 «Механическое движение. Плотность вещества» | |
23 | 24.11 | | Сила. Динамометр. | |
24 | 27.11 | | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. | |
25 | 01.12 | | Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела | |
26 | 04.12 | | Сила упругости. Закон Гука. | |
27 | 08.12 | | Лабораторная работа № 7 «Исследования зависимости удлинения пружины от силы её растяжения» | |
28 | 11.12 | | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | |
29 | 15.12 | | Сила трения. | |
30 | 18.12 | | Лабораторная работа № 8 «Исследования зависимости силы трения от веса тела» | |
31 | 22.12 | | Повторение и решение задач по теме «Силы» | |
32 | 25.12 | | Контрольная работа № 3 «Силы». | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
33 | 29.12 | | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давление | |
34 | 12.12 | | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел» | |
35 | 12.01 | | Давление газа. Закон Паскаля | |
36 | 15.01 | | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | |
37 | 19.01 | | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе» | |
38 | 22.01 | | Сообщающиеся сосуды | |
39 | 26.01 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли. | |
40 | 29.01 | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | |
41 | 02.02 | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | |
42 | 05.02 | | Манометры Поршневой жидкостный насос. | |
43 | 09.02 | | Гидравлический пресс | |
44 | 12.02 | | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | |
45 | 16.02 | | Контрольная работа №4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | |
46 | 19.02 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | |
47 | 23.02 | | Архимедова сила. | |
48 | 26.02 | | Лабораторная работа № 9 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | |
49 | 02.03 | | Плавание тел. Плавание судов. | |
50 | 05.03 | | Воздухоплавание | |
51 | 12.03 | | Решение задач по теме «Плавание тел» | |
52 | 16.03 | | Повторение и обобщение тем: «Архимедова сила», «Плавание тел» | |
53 | 19.03 | | Контрольная работа №5 «Архимедова сила. Плавание тел» | |
Работа и мощность. Энергия. |
54 | 23.03 | | Механическая работа | |
55 | 02.04 | | Мощность | |
56 | 06.04 | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | |
57 | 09.04 | | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе | |
58 | 13.04 | | Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | |
59 | 16.04 | | Блоки. «Золотое правило механики» | |
60 | 20.04 | | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | |
61 | 23.04 | | Коэффициент полезного действия. | |
62 | 27.04 | | Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | |
63 | 30.04 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | |
64 | 04.05 | | Превращение одного вида механической энергии в другой. | |
65 | 07.05 | | Повторение и решение задач по теме « Работа и мощность. Простые механизмы. Энергия» | |
66 | 11.05 | | Контрольная работа №6 « Механическая работа и мощность. Энергия» | |
Повторение | |
67 | 14.05 | | Повторение и обобщение материала за курс физики 7 класса. | |
68-70 | 18.21.25.05 | | Резерв времени | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет Физика
Класс 7
Учитель Камчарова Т.А.
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 5-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2016. - 224.
Сборник задач по физике: 7-9 класс: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Пёрышкин; Г.А. Лонцова. – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.-269. (серия «Учебно-методический комплект»)
Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2017.
Методическое пособие. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Н. В. Филонович.- М. Дрофа, 2017.
Тесты. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанов.- М. Дрофа, 2016.
Информационно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Физика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://fiz.lseptember.ru.
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru