СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс технология»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

Рассмотрено Утверждено Введено в действие ,

на заседании МО на заседании Директор МКОУ

протокол № 5 Педагогического совета «Черницынская средняя

от «29» мая 20 19 г. протокол № 7 общеобразовательная школа»

/ / от «31» мая 2019г. приказ № 39/2

/И.Н. Петрова/ от « 31» мая 2019 г.

/И.Н. Петрова/






Рабочая программа по технологии


для обучающихся 7 класса










Разработчик: Конорев А.Б.


Квалификационная категория - 1







с. Черницыно

2019-2020 учебный год



1. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» (Мальчики) 7 класс


1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ, МАШИНОВЕДЕНИЯ, ЧЕРЧЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ

АННОТАЦИЯ

В 7 классе учащиеся продолжают изучение различных технологий. Какую бы профессию они ни избрали в будущем, владение технологиями обработки ма­териалов несомненно поможет им в дальнейшей жизни, поскольку техноло­гия — это способ преобразования материалов, энергии и информации для создания изделий, удовлетворяющих потребности людей.

Значение изучения технологии особенно возрастает в условиях рыноч­ной экономики. Умение самостоятельно выполнять несложные ремонтно - отделочные работы по дому всегда пригодиться в жизни.

Эта программа поможет учащимся освоить технологии ручной и машинной об­работки древесины, обработки металлов и искусственных материалов, тех­нологии домашнего хозяйства, технологии исследовательской, творческой деятельности.

Особый интерес представляют технологии художественно-прикладной обработки материалов. В нашей стране сложились богатые традиции народ­ных ремёсел, в том числе в художественной обработке материалов. Следуя опыту российских мастеров, учащиеся освоят художественное точение изделий из древесины, мозаику на изделиях с деревянным и металлическим контуром, тиснение по фольге и др.

Изученные технологии позволят учащимся перейти к творческой деятельно­сти — выполнению творческих проектов. В 5 и 6 классах они уже изготовля­ли несложные изделия из древесины, металла, искусственных материалов.

В 7 классе проекты будут более сложными, но и более интересными.

Заниматься творческой деятельностью и изготовлять своё проектное из­делие они будут на уроках технологии в течение всего учебного года.

А в конце учебного года подготовят электронную презентацию и пред­ставят готовое изделие.

Изучая различные технологии, учащиеся познакомятся с некоторыми профес­сиями. Возможно, какие-то из них их заинтересуют, и они сделают предва­рительный выбор на будущее. Ведь правильный выбор профессии — это и удовлетворение результатами своего труда, и материальное благополучие, и возможность так организовать свою жизнь, чтобы в ней нашлось место и для работы, и для полноценного отдыха.

        Рабочая  программа   по учебному предмету  « Технология"  для  7   класса определяет  цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся, достижения планируемых результатов и включают в себя следующие разделы:

  • Учебная программа по предмету имеет следующую структуру:

  • -     титульный лист;

  • -   пояснительную записку;

  • -   содержание программного материала;

  • -   календарно-тематическое планирование по предмету;

  • -   практические занятия по предмету;

  • -   требования к уровню подготовки по данному предмету;

  • -     критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по данному предмету;

  • -   источники информации;

  • -   средства обучения;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения данного курса — познакомить школьников с наиболее распространёнными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки; сформировать элементарные навыки умственных и практических действий, необходимых для самостоятельного планирования, выполнения и контроля действий по обработке различных материалов; обучить основам технологической культуры (культуры труда, информационной, экологической, графической, проектной культуры, культуры дизайна).

При изучении данного курса, в зависимости от конкретных условий, национальных традиций, области своих профессиональных предпочтений и интересов подростков, учитель может сосредоточить внимание преимущественно на технологии обработки какого-то одного или нескольких видов материалов, а с остальными познакомить учащихся обзорно. Важно только, чтобы на примере технологии обработки выбранного материала и изготовления тех или иных объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренных программой, усвоили логику и общую структуру профессиональной деятельности человека в условиях рыночной экономики, освоили элементы технологической культуры.

Программой предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и формирования элементов технологической культуры, развития технического мышления.

Обучение в каждом классе завершается обязательным выполнением проекта, в ходе которого учащиеся индивидуально или в составе бригады должны продемонстрировать определённую систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения. Работа над проектом начинается в начале учебного года, когда определяется цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов программы или включать только один какой-либо раздел.

Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования (приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и её экономической, экологической и социальной целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, в виде изготовленных своими руками одного или нескольких изделий.

Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и изготовления (объекты труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных групп. Не следует стремиться к сложным изделиям. Каждый учитель может подобрать свои объекты труда с учётом конкретных материально-технических условий, потребительского спроса, возможностей реализации изготавливаемой продукции, педагогических и санитарно-гигиенических требований.

В процессе изучения данного курса должна обеспечиваться профинформационная и профориентационная направленность обучения. С этой целью учитель знакомит учащихся с соответствующими профессиями, характером, содержанием и условиями деятельности людей, возможностями приобретения профессии.

К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о труде квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой различных конструкционных материалов; об элементах конструирования и технологического планирования, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном оборудовании, а также о комплексе действий (анализе, планировании, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые входят в состав любого вида деятельности. В программу курса заложена возможность последовательного ознакомления учащихся с усложняющимися видами деятельности оператора, наладчика, технолога и конструктора, что обусловлено последовательностью этапов обучения способам обработки материалов.

1-й этап (I—IV классы) — формирование у учащихся элементарных знаний и умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с элементами художественной отделки изделий на репродуктивном уровне (содержание обучения в начальных классах представлено в отдельной программе).

2-й этап (V класс) — формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании и налаженными инструментами по чертежам, инструкционным и технологическим картам.

3-й этап (VI класс) — формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с отдельными элементами самостоятельной наладки оборудования, приспособлений и инструментов, планирования технологического процесса и составления графической документации.

4-й этап (VII класс) — формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий.

Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся материальную базу учебно-производственных мастерских и МУК.

Повышение эффективности общетрудовой политехнической подготовки школьников достигается путём не только тщательного отбора содержания и методов обучения, но и реализации деятельностно-параметрического подхода. Суть его заключается в том, что, во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организации самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта по изготовлению определённого продукта (изделия) и его реализации. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли её решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и городских олимпиадах по трудовому обучению, экскурсии на предприятия.

Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ) позволяет повысить интеллектуальный уровень трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет информатики), учитель технологии может организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформировать у них систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и элементами информационных технологий.

Ниже перечислены некоторые из направлений использования ПЭВМ и элементов информационных технологий в процессе изучения данного курса.

1. Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ для выполнения расчётов, связанных с подготовкой и выполнением различных работ.

2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей учащимся самостоятельно решать задачи.

технологические задачи: оптимально выбирать способы, средства (оборудование, приспособления, инструменты и заготовки), последовательность и режимы обработки, изготавливать технологические карты;

конструкторские задачи: выбирать варианты конструкций деталей или изделий из числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (ПЭВМ помогает решать такие задачи на основе использования алгоритма решения изобретательских задач — АРИЗ), изготавливать рисунки и чертежи с использованием графического редактора;

экономические задачи: определять себестоимость изготавливаемых изделий, находить способы её уменьшения, выявлять пути повышения конкурентоспособности и т. д.;

экологические задачи: выбирать профилактические меры, устраняющие вредные экологические последствия конкретного производства (включая деловые игры по решению таких задач).

3. ПЭВМ как источник информации (база данных) для разработки проектов.

4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами — технологическими машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).

5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся VII класса должны:

знать

• роль техники и технологии в развитии человечества, примеры изобретений, внёсших коренные изменения в основы технологии производства;

• современные технологии обработки материалов;

• свойства и области применения чёрных и цветных металлов и сплавов, полимерных, композитных и керамических материалов;

• элементы технологического процесса, общий алгоритм обработки деталей;

• особенности устройства и принцип действия станков с ЧПУ и роботов, особенности гибких технологий;

• классификацию машин по выполняемым ими функциям;

• общие принципы технического и художественного конструирования (дизайна) изделий;

уметь

• выбирать схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;

• выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

• рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасной работы;

• распределять и согласовывать совместный труд;

• составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;

• конструировать и изготавливать объёмные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;

• конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для художественной обработки древесины или металлов.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 7 КЛАСС

Класс

Изучаемые разделы

К-во часов

на

раздел

7

1. Творческий проект

Этапы творческого проектирования.




2 ч.


2. Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов




    1. .


3.Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов


18 ч.


4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов


14 ч.


5. Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ



4 ч.





6. Учебное проектирование и выполнение творческих проектов


10 ч.


Итого:

68 ч.























Примерное тематическое планирование и характеристика основных видов

деятельности учащихся

VII класс

Номер занятия

(по 2ч)

Разделы и темы программы

Количество учебных часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

на раздел

на тему

Дата проведения


Творческий проект


2





1

Вводное занятие. Творческий проект

Этапы творческого проектирования.

Проектирование изделий на предприятиях



2

3.09

Планирование работы. Подготовка рабочего места, режущих инструментов, оснастки для ручной и механической обработки древесины. Этапы творческого проектирования








Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов


20




2

Конструкторская документация.

Чертежи деталей и изделий из древесины





2

10.09

Разработка графической документации. Выполнение расчёта себестоимости изделия

3

Технологическая документация. Технологические карты

изготовления деталей из древесины




2

17.09

Подготовка рабочего места станочника.

Планирование деятельности. Составление последовательности выполнения работ. Выбор режущих инструментов с учётом свойств древесины. Использование приёмов черновой обработки и чистового точения древесины.


4

Заточка и настройка дереворежущих инструментов



2

24.09.

Использование правил заточки, правки и доводки режущих инструментов. Правильное осуществление последовательности вытачивания деталей с различными поверхностями. Выполнение чистовой обработки и декоративной отделки деталей. Осуществление контроля качества готовых изделий


5

Отклонения и допуски на размеры детали











2

1.10



Определение номинального и предельных размеров.

6

Столярные шиповые соединения




8.10

Виды шиповых соединений

Использование основных технологических приёмов ручной обработки древесины.

7

Технология шипового соединения деталей




15.10

Правила выполнения шипового соединения Использование основных технологических приёмов ручной обработки древесины.

8

Технология соединения деталей шкантами

и шурупами в нагель




22.10

Соединения деталей шкантами

и шурупами в нагель. Использование основных технологических приёмов ручной обработки древесины.


9


Технология обработки наружных фасонных поверхностей

деталей из древесины




5.11

Подготовка рабочего места станочника.

Планирование деятельности. Составление последовательности выполнения работ. Выбор режущих инструментов с учётом свойств древесины. Использование приёмов черновой обработки и чистового точения

10

Технология точения декоративных изделий, имеющих

внутренние полости 50




12.11

Подготовка рабочего места станочника.

Планирование деятельности. Составление последовательности выполнения работ. Выбор режущих инструментов с учётом свойств древесины. Использование приёмов черновой обработки и чистового точения Вытачивание деталей по чертежу и шаблонам.


11

Творческий проект «Приспособление для раскалывания

орехов „щелкунчик"»




19.11

Использование источников и носителей информации, поиск и хранение информации. Выполнение правил безопасной работы.


Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов

18




1

Классификация сталей. Термическая обработка сталей


2

26.11


Определение марки стали визуально и по искре.

Подготовка муфельной печи к работе

2

Чертежи деталей, изготовляемых на токарном

и фрезерном станках


2

3.12

Разработка графической документации.

Выполнение расчёта себестоимости изделия.

Составление последовательности выполнения работ.

3

Назначение и устройство токарно-винторезного

станка ТВ-6. Обработка деталей на металлорежущих станках




2

10.12

Подготовка рабочего места станочника. устройство токарно-винторезного

станка ТВ-6.Управление токарным станком


4

Виды и назначение токарных резцов


2

17.12

Определение различных видов резцов

5

Управление токарно-винторезным станком

Организация труда и безопасность работ на токарно-винторезном станке


2

24.12

Планирование работы. Подготовка рабочего места, режущих инструментов для механической обработки металлов.

6

Приёмы работы на токарно-винторезном станке


2

14.01

Выполнение основных технологических операций токарной обработки. Обтачивание наружных поверхностей. Подрезание торцов и отрезание заготовок. Сверление, центрование и зенкование отверстий. Обработка конических и фасонных поверхностей. Приёмы отделки поверхности изделия




7



Технологическая документация для изготовления

изделий на станках


2

21.01

Разработка графической документации.

Выполнение расчёта себестоимости изделия.

Составление последовательности выполнения работ. Выполнение правил безопасной работы

8

Устройство настольного

горизонтально-фрезерного станка. Управление и безопасность работы на НГФ


2

28.01

Управление фрезерным станком

9

Приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы.


2

4.02

Использование приёмов нарезания наружной и внутренней резьбы. Работа с электрифицированными инструментами. Использование источников и носителей информации, поиск и хранение информации


Технологии художественно-прикладной обработки материалов




14




1

Художественная обработка древесины. Мозаика





2

11.02

Планирование работы. Рациональная организация рабочего места для мозаики по дереву. Заточка и доводка

режущих инструментов

2

Технология изготовления мозаичных наборов





2

18.02

Разметка композиции и орнамента на функциональных изделиях.

Выполнение набора мозаики

3


Мозаика с металлическим контуром



2

25.02


4

Тиснение по фольге




2

3.03

Планирование работы. Подготовка рабочего места, основных видов инструментов, приспособлений и оборудования для работы с тонколистовыми металлами. Составление чертежей на изделия из тонколистовых металлов. Разработка и изготовление простейших деталей и изделий из тонколистовых металлов. Декорирование готовых изделий из тонколистовых металлов

5

Декоративные изделия из проволоки

(ажурная скульптура из металла




2

10.03

Планирование работы. Подготовка рабочего места и основных видов инструментов, приспособлений и оборудования для работы с проволокой. Составление чертежей на изделия из проволоки. Соединение деталей из проволоки различными способами. Разработка и изготовление простейших деталей и изделий из проволоки. Декорирование готовых изделий из проволоки

6


Просечной металл



2

17.03


7

Чеканка



2

24.04



Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ


4




1

Основы технологии малярных работ


2

7.04

Планирование работы. Подготовка рабочего места, материалов, инструментов, оборудования для ремонтных работ. Выполнение ремонта некачественного штукатурного покрытия стены, окраска дверей и окон, замена повреждённой плитки, оклеивание стен обоями

2


Основы технологии плиточных работ



2

14.04


1-5


Творческий проект «Полезный для дома

инструмент — отвёртка»

Презентация портфолио



10


21.04

28.04,

5.05,

12.05,

19.05,

26.05

Составление плана работы на проектируемые изделия. Разработка учебных проектов. Составление эскизов, чертежей, технологических карт. Исполнение требований экономической и экологической составляющих учебного проекта. Разработка товарного знака на проектируемые изделия. Подготовка рабочих мест, инструментов, оборудования, материалов. Изготовление опытных образцов из легкообрабатываемых материалов. Участие в обсуждении проектируемых изделий. Анализ выполненной работы. Изготовление коллективных учебных проектов.

Оформление презентации результатов своего труда. Оценка

результатов работы и результатов своего труда. Соблюдение правил безопасной работы















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




1. Творческий проект (2ч)

2.Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов

(18 ч)


Вводное занятие. Механическое резание древесины (2 ч)


Цели и задачи учебного предмета «Технология» на новый учебный год. Общие принципы преобразующей деятельности, культура труда. Правила внутреннего распорядка и безопасной работы в учебных мастерских школы. Знакомство с выставкой работ учащихся прошлых лет. Требования по организации рабочего места в столярно-механической мастерской.

Рекомендации по работе с учебником и рабочей тетрадью.

Резание материалов ручными столярными инструментами (стамесками, долотами, стругами, ножовками, напильниками). Основа режущих инструментов. Грани режущего клина (режущая кромка, передняя, боковая и задняя грани). Механическое резание древесины. Процесс резания. Угол заострения и угол резания. Правильный выбор углов заострения и углов резания. Основные направления резания древесины при ручной обработке: вдоль волокон, поперёк волокон, в торец и под углом к волокнам (смешанное).

Применение режущих инструментов на токарном станке по обработке древесины. Положение режущих инструментов при радиальном и тангенциальном точении относительно оси вращения заготовки. Влияние качества заточки резцов-стамесок на производительность труда, качество и чистоту обработки деталей из древесины.

Практическая работа

• Подготовка рабочего места, режущих инструментов, оснастки для ручной и механической обработки древесины.


Заточка режущего инструмента. Приёмы работы на токарном

станке по обработке древесины (2 ч)


Требования к режущему инструменту. Заточка режущего инструмента на производстве. Ознакомление с профессией заточника. Заточка режущих инструментов для ручных и механических работ. Основные виды брака режущей кромки резца: кромка зазубрена, заовалена, скошена.

Основные технологические процессы заточки режущего инструмента: заточка, доводка, правка. Приёмы заточки режущего инструмента на электрическом точиле; правки на мелкозернистом бруске; доводки на оселке; полировки на войлочном круге.

Проверка угла заточки режущего инструмента по шаблону, прямого угла лезвия по столярному угольнику. Основные виды брака при заточке и правке режущего инструмента: отлогая, крутая, вогнутая и заоваленная фаски; две фаски; перекос лезвия, закруглённые углы лезвия; наличие цвета побежалости на фаске. Основные способы проверки остроты заточки лезвия режущего инструмента: на глаз, по срезу на древесине мягких пород.

Правила безопасной работы при заточке режущего инструмента.

Подготовка и организация работ на токарном станке по обработке древесины. Подготовка режущих инструментов к работе (резцов-стамесок, железок рубанков, шерхебелей).

Практические работы

• Подготовка рабочего места, режущих инструментов, оснастки для ручной и механической обработки древесины.

• Заточка, правка и доводка режущих инструментов (резцов-стамесок, железок рубанков, шерхебелей).

• проверка остроты заточки по срезу на древесине мягких пород.


Составление графической документации. Экономический расчёт

затрат на изготовляемое изделие (2 ч)


Разработка графической документации на изделия, изготовленные на токарных станках. Чтение чертежей и деталей с конической и фасонной поверхностями. Составление эскизов, чертежей, технологических карт на однодетальное изделие. Простановка размеров с учётом базовых поверхностей.

Себестоимость изделия, изготовленного на производстве. Вклад в себестоимость изделия, изготовленного в учебных мастерских школы, стоимости материала, сопутствующих материалов (красок, лака) и затраченной электроэнергии.

Практические работы

• Разработка графической документации на однодетальное изделие. Составление эскизов, чертежей, технологических карт.

• Расчёт себестоимости изделия (ручки для напильника, солонки без крышки, декоративного подсвечника).


Последовательность технологических операций при вытачивании деталей

на токарном станке по обработке древесины (2 ч)


Планирование работы. Экономия материалов. Использование отходов производства. Способы закрепления заготовок. Технологическая последовательность вытачивания деталей с цилиндрической, конической и фасонной поверхностями. Торцевание заготовок и вытачивание деталей с внутренними полостями. Вытачивание изделий, состоящих из нескольких частей (солонки с крышкой). Условия и способы получения поверхностей сложных форм. Способы чистовой обработки и отделки. Контроль формы обрабатываемых поверхностей шаблонами и контрольно-измерительными инструментами. Контроль качества изделия. Ознакомление с профессией токаря-универсала.

Правила безопасной работы при работе на токарном станке.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, режущих инструментов, оснастки для ручной и механической обработки древесины.

• Вытачивание деталей из заготовок цилиндрической формы (ручек для напильников, стамесок, декоративных солонок).

• Вытачивание деталей с внутренними полостями (солонок, шкатулок, подсвечников).

• Чистовая обработка и декоративная отделка деталей. Контроль качества.


Сушка древесины. Приёмы соединения пиломатериалов (2 ч)


Комплекс мер (конструкционных, производственных и химических) по обеспечению долговечности древесины. Назначение сушки древесины. Виды древесины по степени влажности: мокрая — 100 % влажности; свежесрубленная — 50—100 % влажности; воздушно-сухая — 15-20% влажности; комнатно-сухая — 8—12 % влажности; абсолютно сухая — 0 % влажности. Определение влажности древесины перед переработкой на производстве. Назначение и принцип работы электровлагомера. Формула определения влажности древесины весовым методом.

Технология сушки древесины. Естественная (атмосферная) и искусственная (камерная) сушка древесины. Преимущества и недостатки. Сушка в штабелях. Основные виды искусственной сушки пиломатериалов: в сушильных камерах, в электрическом поле токов высокой частоты (ТВЧ), контактная сушка.

Категории сушки древесины: 0 категория — сушка до транспортной влажности пиломатериалов экспортного и внутреннего потребления, без снижения прочности и цвета древесины; I категория — древесина для клавишных инструментов, точного машино- и приборостроения, производства моделей, лыж; II категория — древесина для мебельного производства, пассажирских вагонов и автостроения; III категория — древесина для товарного вагоностроения, сельхозмашиностроения, тары.

Ознакомление с профессией оператора сушильных установок.

Разновидности лесоматериалов: брёвна, доски, бруски, заготовки. Способы соединения пиломатериалов в столярном производстве: вязка досок, брусков под углом с помощью шипов; соединение по длине (сращивание); соединение по ширине (сплачивание).

Виды сращивания лесоматериалов по длине: торцевое, косым прирубом, прямым накладным замком, впритык, шиповое, зубчатое.

Способы сплачивания одинаковых по толщине брусков или досок в щиты или пластами в блоки. Технология склеивания заготовок древесины клиновым методом на гладкую фугу.

Экологические проблемы производства, использования и утилизации отходов древесины. Технологическая щепа — сырьё для производства древесных плит и картона.

Практические работы

• Определение влажности древесины (зрительно, на ощупь, на вес).

• Вычисление влажности древесины по формуле.

• Склеивание учебных заготовок струбцинами, зажимами столярного верстака, грузом, клиновыми методами.


Технологический процесс конструирования столярных изделий.

Сборка и отделка изделий из древесины (2 ч)


Исходные данные для разработки технологических процессов, их общие признаки и частные отличия. Способы повышения производительности труда (конструкторский, технологический и организационный). Основные правила разработки технологических процессов. Основные составляющие производственного процесса. Технологическая документация производственного процесса: чертежи, операционные карты, технологические карты, инструкции. Применение технологической карты упрощённого вида в учебных мастерских школы.

Конструктивные элементы детали: фаска — срезанное ребро кромки; скругление — закругление острого ребра кромки; заоваливание — более значительное закругление ребер кромки; калёвка — декоративное оформление кромки детали; галтель — декоративная полукруглая выемка, выполненная на кромке или пласти детали; фальц (четверть) — выемка на ребре детали, образованная двумя плоскостями; шип, проушина, гнездо — элементы шипового соединения.

Этапы конструирования столярных изделий на производстве: выбор материала, оптимальных форм и размеров деталей с учётом экономии времени на их изготовление, удешевления конструкции, повышения производительности труда; расчёт размеров изделия, его деталей и составление графической документации; проверка конструкции на технологичность в соответствии с эстетическими, экономическими и санитарно-гигиеническими требованиями. Общность в конструкциях изготавливаемых изделий и деталей: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения.

Сборка изделий из древесины. Сборочные единицы (сборочные узлы): рамки простые; рамки с бруском-средником и филёнкой; коробки с внутренним средником; ящики, пустотелые щиты с заполнением рейками и стружками. Операции сборки и обработки отдельных сборочных единиц (например, коробки с внутренним средником). Операции сборки изделия из готовых сборочных единиц (например, полки для книг). Сборка изделия из отдельных элементов (деталей) с использованием различных видов соединений (на гвоздях, шурупах, клее и т. д.).

Отделка изделий из древесины. Этапы и виды отделки: столярная подготовка к отделке; отделочная подготовка; прозрачная отделка; непрозрачная отделка; имитационная отделка, специальная отделка, художественная отделка. Виды художественной отделки изделий из древесины.

Ознакомление с профессией столяра. Правила безопасной работы при сборке и отделке изделий из древесины.

Практические работы

• Конструирование и изготовление солонки с открывающейся крышкой (крышками), наклонной крышкой (крышками). Определение габаритных размеров, материала, способа изготовления и последовательности соединения деталей, вида и способа отделки. Обсуждение разработанной технологии.

• Составление графической документации. Составление технологической карты.

• Подготовка рабочего места, инструментов, материалов, заготовок.

• Изготовление, сборка и отделка солонок. Контроль качества готовых изделий.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: подготовку рабочих мест для токарных и столярных работ; подготовку, заточку, доводку и правку режущих инструментов; составление графической документации; разметку и обработку заготовок для токарных работ; точение заготовок с цилиндрической, конической и фасонной поверхностями; обработку заготовок с внутренними полостями; чистовую обработку и отделку деталей, изготовленных на токарном станке; определение влажности древесины; соединение и сплачивание пиломатериалов; сборку и отделку изделий; художественную отделку; контроль качества готовых изделий.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня, детских садов; оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, полочек, декоративных наборов для интерьера, народных игр, изделий для художественного оформления помещений школы; изделий для школьных ярмарок, дома, дачи; изделий по мотивам экспонатов краеведческих и этнографических музеев; по заказам предприятий и фирм.


2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (18 ч)


Обработка деталей на металлорежущих станках. Назначение, устройство и

принцип действия токарно-винторезного станка (2 ч)


Достижения отечественной науки и техники в создании станков токарной группы. Технологические методы лезвийной обработки металлических деталей: точение, строгание, долбление, протягивание, сверление, фрезерование, резьбонарезание. Ознакомление с профессиями токаря, фрезеровщика, строгальщика, сверловщика. Применение металлов с улучшенными свойствами. Пути снижения материалоёмкости производства. Перспективные нанотехнологии ХХI века.

Обработка деталей на металлорежущих станках. Типовые виды обработки: точение, торцевание, отрезание, растачивание, сверление, нарезание резьбы. Главное движение и движение подачи на токарных, сверлильных и фрезерных станках. Основные составляющие режима резания: скорость резания, скорость подачи, глубина резания. Определение величины скорости резания по формуле.

Резервы повышения производительности труда. Значение правильного выбора режимов резания для повышения производительности труда, экономии инструментов, материалов, времени, затраченного на обработку; для долговечности станочного парка, повышения качества изделий.

Исторический обзор (Древний Египет, Санкт-Петербург, Петр I, Андрей Нартов, ДИП, ЧПУ). Станки токарной группы. Технический паспорт ТВ-6. Технологические операции, выполняемые на токарно-винторезных станках (ТВС): обработка наружных цилиндрических, конических и торцевых поверхностей; подрезание торцов и уступов; отрезание заготовок; обработка отверстий — сверление, рассверливание, зенкерование, растачивание, развёртывание и центрование; обработка конических и фасонных поверхностей; нарезание резьбы — метчиками и плашками, резьбовыми резцами, накатывание резьбы; отделка поверхностей — полирование, шлифование, накатывание.

Устройство ТВС: станина, передняя бабка (коробка скоростей), шпиндель, задняя бабка, коробка подач, суппорт с фартуком, электродвигатель. Кинематическая схема ТВС.

Практическая работа

• Ознакомление с устройством и принципом действия ТВС.


Управление, организация труда и безопасность работ

на токарно-винторезном станке (2 ч)


Этапы подготовки станка к работе: наладка (закрепление заготовки, инструментов, подбор и установка приспособлений) и настройка станка (установка необходимой частоты вращения шпинделя и скорости перемещения суппорта). Система управления станком. Бережное отношение к оборудованию и инструменту.

Назначение специальных технологических приспособлений — самоцентрирующего трёхкулачкового патрона, патронного ключа и подвижного заднего центра. Приёмы закрепления заготовок. «Вылет» заготовки.

Правила установки резца в резцедержателе по высоте оси центров. Назначение подкладок.

Требования к организации рабочего места для токарных работ. Назначение инструментальной тумбочки, ростовых подставок, режущих, контрольных и вспомогательных инструментов, оснастки, приспособлений, средств уборки и ухода за станком.

Правила безопасной работы на токарно-винторезном станке.

Режущие инструменты, применяемые при работе на ТВС: резцы, свёрла, метчики, плашки, центровки, зенкеры, напильники, шлифовальная шкурка. Материал изготовления токарных резцов. Современные способы повышения стойкости инструментов из быстрорежущих сталей. Профессии, задействованные в процессе изготовления токарных резцов — штамповщики, кузнецы, литейщики, резчики металла, фрезеровщики, напайщики, заточники.

Основные части, элементы и углы резца. Классификация токарных резцов по направлению движения подачи, по форме и расположению головки относительно стержня (тела) резца по конструкции, по назначению, по способу крепления режущей части. Приёмы измерения и контроля токарных работ.

Практические работы

• Подготовка станка, инструментов, оснастки, приспособлений к работе.

• Ознакомление с управлением, организацией труда и безопасностью работ на токарно-винторезном станке.

• Управление станком. Включение и выключение станка на холостом ходу.

• Установка и снятие заготовки. Центровка заготовки. «Вылет», биение.

• Ознакомление с токарными резцами. Установка и снятие резца. Определение «вылета» резца.


Основные составляющие технологического процесса токарной обработки. Составление операционных и технологических карт (2 ч)


Операции технологического процесса токарной обработки. Технологическая операция. Установ, переход, проход, рабочий ход. Установочные чёрновые и чистовые базы. Технологическая последовательность изготовления детали. Ознакомление с профессией технолога.

Единая система технологической документации (ЕСТД).Технологические документы: маршрутная и операционная карты, чертежи. Назначение номинальных размеров и предельных (допустимых) отклонений, допуски на обработку, их обозначение на чертежах. Упрощенные технологические карты на уроках технологии. Условные обозначения и схематические изображения способов закрепления заготовок на ТВС.

Практические работы

• Знакомство с операционной картой токарной обработки оправки с двумя уступами.

• Составление технологической карты на токарную обработку.


Выполнение основных технологических операций токарной обработки.

Обтачивание наружных поверхностей (2 ч)


Физические явления процесса резания: тепловыделение, пластические деформации, образование нароста на режущей части инструмента. Назначение припуска. Процесс образования стружки различной формы. Виды стружки.

Поверхности заготовки в процессе обработки: обрабатываемая поверхность, поверхность резания, обработанная поверхность. Виды обработанных поверхностей, полученных после снятия слоя стружки: цилиндрические, конические, торцевые, фасонные.

Последовательность обтачивания наружных поверхностей способом пробных проходов. Обтачивание наружных поверхностей по лимбам продольной и поперечной подач. Цена деления продольной и поперечной подач ТВ-6. Приёмы контроля, измерения и точности обработки.

Приёмы подрезания торца, подрезания и обтачивания уступов, прорезания канавок, отрезания заготовок (в разгонку). Применяемые инструменты, способы контроля.

Подготовка станка, заготовок, инструментов к работе. Подготовка графической документации. Соблюдение правил безопасной работы на токарно-винторезном станке.

Практические работы

• Подготовка станка к работе. Включение станка на холостом ходу.

• Подготовка графической документации.

• Установка режимов резания, числа оборотов шпинделя для различных видов обработки (вместе с учителем).

• Установка детали. Установка резца.

• Обтачивание наружных поверхностей способом пробных проходов и по лимбам. Приёмы контроля и измерения. Приёмы чистовой обработки напильниками и шлифовальной шкуркой. Контроль качества и точности обработки.


Подрезание торцов и отрезание заготовок. Сверление, центрование

и зенкование отверстий (2 ч)


Обтачивание наружной поверхности заготовки, подрезание торцов и отрезание заготовок. Инструменты для данных видов работ. Технологические приёмы, способы и последовательность подрезания торцов, обтачивания и подрезания уступов, подрезания и отрезания заготовок. Последовательность прорезания широкой канавки прорезным резцом.

Процесс сверления, центрования и зенкования отверстий на ТВС. Формы цилиндрических отверстий. Установка свёрл, центровок, зенковок в пиноли задней бабки токарного станка. Последовательность сверления, центрования и зенкования отверстий на ТВС. Правила безопасной работы при сверлении отверстий на ТВС.

Практические работы

• Подготовка станка к работе. Включение станка на холостом ходу.

• Подготовка графической документации.

• Установка режимов резания, числа оборотов шпинделя для различных видов обработки (с учителем).

• Установка детали. Установка резцов в зависимости от видов обработки.

• Обтачивание наружных поверхностей способом пробных проходов и по лимбам.

Подрезание торцов, обтачивание и подрезание уступов, подрезание и отрезание заготовок.

• Установка свёрл, центровок, зенкера в пиноли задней бабки токарного станка. Процесс получения центровочного отверстия, гладкого цилиндрического отверстия, фаски в отверстии.

• Приёмы контроля и измерения. Приёмы чистовой обработки напильниками и шлифовальной шкуркой. Контроль качества и точности обработки.


Обработка конических и фасонных поверхностей. Приёмы отделки

поверхности изделия (2 ч)


Типовые детали с наружными и внутренними коническими поверхностями. Способы обработки конических поверхностей: широким резцом; при повёрнутых верхних салазках суппорта; при смещённом корпусе задней бабки; с помощью специальных копировальных приспособлений.

Способы обработки фасонных поверхностей: фасонными резцами; проходными резцами путём сочетания продольной и поперечной подачи; по эталонной детали с помощью копиров.

Способы повышения качества токарной обработки деталей. Современные способы безабразивной ультразвуковой финишной обработки поверхности заготовки. Заключительные (финишные) стадии токарной обработки — отделка и доводка. Полирование токарных изделий шлифовальной шкуркой с помощью приспособлений. Способ рифления наружных поверхностей изделий (кернеры, натяжки, обжимки, рукоятки) с помощью специального приспособления — накатки.

Правила безопасной работы при выполнении работ на ТВС.

Практические работы

• Подготовка станка к работе. Включение станка на холостом ходу.

• Установка режимов резания, числа оборотов шпинделя, для различных видов обработки (с учителем).

• Подготовка графической документации.

• Установка детали. Установка резцов в зависимости от вида обработки.

• Обтачивание наружных цилиндрических, конических и фасонных поверхностей.

• Выполнение основных технологических операций токарной обработки при изготовлении деталей.

• Выполнение заключительной (финишной) стадии токарной обработки. Чистовая обработка напильниками и шлифовальной шкуркой. Полирование изделий.

• Приёмы контроля и измерения. Контроль качества и точности обработки.


Виды стали. Термическая обработка стали (2 ч)


Применение стали в народном хозяйстве. Способы экономии металла (замена стальных конструкций пластмассовыми, снижение металлоёмкости и др.). Чёрные и цветные металлы. Получение стали из чугуна или металлолома в сталеплавильных печах: конверторных, мартеновских и электрических. Классификация сталей: по химическому составу (углеродистые и легированные); по качеству (обыкновенного качества, качественные, высококачественные); по назначению (конструкционные, инструментальные, специальные). Способы определения марки стали. Определение марки стали по искре и условному цвету окрашивания торцов прутков. Распространённые марки быстрорежущей стали: Р9, Р18, Р6М3.

Ознакомление с профессией сталевара.

Понятие о термической обработке стали. Изменение свойств стали при нагревании и охлаждении, при нагревании полуфабрикатов или готовых изделий. Виды термообработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Их назначение и способы выполнения.

Устройство и назначение муфельной печи. Назначение термоэлектрического пирометра. Применение таблиц, определяющих температуру стали по цвету (цвета каления и побежалости). Подготовка муфельной печи к работе. Требования к оборудованию и оснащению рабочего места для термообработки. Правила безопасной работы при термической обработке стали.

Последовательность закалки и отпуска зубила. Определение температуры закалки зубила, изготовленного из стали У7. Измерение твёрдости закалённого зубила в условиях школьных мастерских.

Ознакомление с профессией термиста.

Практические работы

• Определение марки различных видов стали визуально и по искре (с помощью учителя).

• Подготовка муфельной печи, материалов, инструментов, оснастки, приспособлений к работе.

• Закалка и отпуск зубила. Измерение твёрдости закалённого зубила.



Горизонтально-фрезерный станок. Управление и безопасность

работы на НГФ (2 ч)


Сущность фрезерования. Применение фрезерных работ в современном производстве. Устройство и назначение горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш4. Параметры перемещения стола. Техническая характеристика станка. Кинематическая схема НГФ-110Ш4.

Инструменты и приспособления для работы на НГФ. Элементы зуба фрезы. Материал изготовления. Конструкция фрез: цилиндрическая, концевая, дисковая, торцевая, отрезная, прорезная, фасонная. Ознакомление с профессией фрезеровщика.

Организация и оснащение рабочего места для фрезерных работ. Управление НГФ. Перемещение стола в поперечном, продольном и вертикальном направлениях. Правила безопасной работы на горизонтально-фрезерном станке.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, заготовок, инструментов, приспособлений.

• Ознакомление с устройством и принципом действия НГФ.


Освоение основных фрезерных операций. Составление графической

документации (2 ч)


Встречное и попутное фрезерование поверхности заготовки. Назначение чёрнового, получистового, чистового и тонкого фрезерования. Основные фрезерные операции: фрезерование плоских поверхностей, уступов, пазов, скосов, канавок; отрезание заготовок; фрезерование фасонных поверхностей.

Режимы обработки заготовок. Установка скорости резания и подачи стола (с помощью учителя). Установка величины перемещения стола по лимбам. Способы закрепления фрез на оправках. Способы закрепления заготовок на столе станка. Способы контроля установки машинных тисков и заготовки. Контроль выполнения операций. Последовательность фрезерования плоских и фасонных поверхностей, уступов, пазов, скосов, канавок; отрезания заготовок.

Составление графической документации для фрезерных работ.

Практические работы

• Подготовка чертежа и технологической карты на однодетальное изделие (прихваты и подставки для закрепления заготовок, молотки, оправки для фальцевых швов).

• Подготовка рабочего места, заготовок, инструментов, приспособлений.

• Ознакомление с управлением станка и основными фрезерными операциями.


Приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы. Применение бытового электрифицированного инструмента (2 ч)


Применение резьбовых соединений в изделиях, механизмах и технических устройствах. Приёмы нарезания крепёжной резьбы на станках и вручную. Изделия с наружной и внутренней резьбой. Крепёжная и специальная резьба. Виды резьбы по профилю: треугольная, прямоугольная, трапецеидальная, упорная, круглая. Треугольная метрическая (крепёжная) резьба с углом профиля 60°. Элементы резьбы: угол при вершине профиля; шаг резьбы; наружный, внутренний и средний диаметры. Определение шага резьбы резьбомером. Проверка качества резьбы штангенциркулем, микрометром, резьбовым калибром. Предотвращение саморазвинчивания резьбовых соединений с помощью контргайки, шплинта, специальных шайб.

Инструменты и приспособления, применяемые для нарезания внутренней (в отверстиях) резьбы. Основные части метчика. Комплект метчиков и его назначение. Материал изготовления. Назначение воротка. Диаметры свёрл для нарезания метрической резьбы метчиками. Последовательность нарезания внутренней резьбы в сквозных отверстиях.

Инструменты и приспособления, применяемые для нарезания наружной (на стержнях) резьбы. Назначение цельных (лерка), разрезных и призматических (раздвижных) плашек.

Назначение плашкодержателя-воротка и клуппа. Последовательность нарезания резьбы плашками. Размеры стержней для нарезания метрической резьбы плашками. Основные ошибки при нарезании резьбы. Правила безопасной работы при нарезании резьбы. Ознакомление с профессиями слесаря, слесаря-сборщика, слесаря механосборочных работ.

Изображение резьбы на чертежах. Изображение метрической резьбы (М4; М10; М12 × 1,75; М20 × 2,5Н).

Основные виды бытового электрифицированного инструмента: электрическая дрель, электрический лобзик, шлифовальная ленточная машина, электрическая бормашина с гибким валом, пульверизатор-краскораспылитель. Назначение и приёмы работы электрифицированным инструментом. Применение специальных насадок для электрической дрели. Организация и оснащение специального рабочего места. Правила безопасной работы электрифицированными инструментами.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений.

• Приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы.

• Приёмы обработки конструкционных материалов с применением электрифицированных инструментов.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: измерение и разметку по чертежу; выполнение основных технологических операций на токарных и фрезерных станках; закрепление заготовок и режущих инструментов на металлорежущих станках; чтение и составление операционных и технологических карт; определение марки стали визуально и по искре; термообработку; нарезание наружной и внутренней резьбы; чистовую и декоративную отделки; контроль качества изделий; работу с бытовым электрифицированным инструментом.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из металла: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня; игрушек, сувениров, народных игр для детских садов; изделий для художественного оформления кабинетов, мастерских, помещений школы; декоративных наборов для интерьера дома, дачи; изделий по мотивам экспонатов краеведческих и этнографических музеев для школьных ярмарок; изделий по заказам предприятий и фирм.


3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

(10 ч)


Художественная обработка изделий из проволоки (2 ч)


Исторический обзор. Применение проволоки для изготовления кольчатых доспехов (IХ—ХI в.), ювелирных украшений, украшений интерьера, декоративных и бытовых изделий, в учебных мастерских школы, народном хозяйстве. Технология получения горячекатаной проволоки на прокатном стане. Технология получения холоднотянутой проволоки на волочильных станах.

Применение инструментов и приспособлений при работе с проволокой: плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев, бокорезов, кусачек. Способы правки проволоки молотком на плите, с помощью металлической оправки, закреплённой в тисках. Способы гибки, откусывания, сращивания, пайки и навивки проволоки с помощью слесарных инструментов и приспособлений. Требование к чертежам изделий из проволоки. Правила безопасной работы при изготовлении изделий из проволоки.

Последовательность изготовления и приёмы обработки художественных изделий из проволоки. Технология плетения кольчуг, декоративных цепочек. Требования к технологии реконструкции изделий из проволоки. Технология изготовления бытовых и декоративных изделий из проволоки. Отделка изделий из проволоки.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, материалов, чертежей, заготовок, инструментов, приспособлений.

• Изготовление из проволоки различных изделий: элементов кольчуги, головоломок, декоративных цепочек, крючков, подвесок для цветов, сувениров.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: чтение и составление чертежей и технологических карт; измерение и разметку по чертежу и шаблону; правку, гибку, откусывание, сращивание, пайку, навивку, опиливание, сборку, чистовую обработку, декоративную отделку, контроль качества изделий из проволоки.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из проволоки: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня; головоломок, игрушек, сувениров для детских садов; декоративных изделий для художественного оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; изделий для школьных ярмарок, дома, дачи; изделий по мотивам экспонатов краеведческих и этнографических музеев; по заказам предприятий и фирм.


Художественная обработка изделий из тонколистовых металлов (2 ч)


Развитие техники просечного и пропильного металла на Руси в древности и в настоящее время. Применение техники просечного и пропильного металла для украшения домов, храмов, церквей (свесы, карнизы, «короны» на водостоки и печные трубы, дымники, фронтоны домов).

Чёрные и цветные тонколистовые металлы, их применение в народном хозяйстве и быту. Способы получения чёрного и цветного тонколистового металла. Деление листового металла в зависимости от толщины: фольга — менее 0,08 мм; жесть — 0,08—0,3 мм; тонколистовой металл — 0,3—2 мм; толстолистовой металл — более 2 мм. Технологические свойства тонколистового металла. Ознакомление с профессией слесаря-жестянщика.

Последовательность разметки деталей из тонколистового металла по чертежу и шаблону. Основные инструменты, применяемые при работе в технике просечного и пропильного металла: слесарные линейки, угольники, простые карандаши, циркули, слесарные ножницы, кернеры, киянки, молотки, напильники, надфили, шлифовальная шкурка. Специальные инструменты: зубильца, сечки, бородки. Оборудование: рычажные ножницы, сверлильные станки, электрические дрели, электрические лобзики. Специальные приспособления для правки, рубки и вырубания технологический отверстий: металлические плиты, прокладки из цветных металлов, деревянные бруски, отрезок бревна из древесины твердых пород (рабочее название — стул, топчан).

Технология обработки наружного и внутреннего контуров заготовки из тонколистового металла. Требования к чистовой обработке и качеству изделий, выполненных в технике просечного и пропильного металла. Последовательность изготовления декоративного изделия в технике просечного и пропильного металла. Приёмы вырубания технологических отверстий полукруглыми и желобочными сечками, зубильцами с прямыми и полукруглыми лезвиями.

Планирование работы. Изготовление изделий по чертежу и шаблону. Чистовая обработка готового изделия. Контроль качества. Правила безопасной работы при изготовлении изделий в технике просечного и пропильного металла.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

• Конструирование и изготовление подсвечника из отходов тонколистового металла.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: чтение и составление чертежей и технологических карт; измерение и разметку по чертежам и шаблонам; правку, гибку, резание, сверление, просечку, вырубание, рубку, пайку, опиливание, сборку, чистовую обработку, декоративную отделку, контроль качества изделий из тонколистовых металлов.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из тонколистового металла: раздаточных и дидактических материалов для школы, оформления кабинетов, мастерских, рекреаций; изделий для художественного оформления помещений школы; игрушек, сувениров, декоративных наборов для интерьера, изделий для школьных ярмарок, дома, дачи; изделий по мотивам экспонатов краеведческих и этнографических музеев; по заказам предприятий и фирм.


Плосковыемочная резьба и её подвиды (2 ч)


Художественная обработка древесины. Исторический обзор развития деревянного зодчества и резьбы по дереву на Руси. Классификация резьбы по дереву. Подвиды плосковыемочной резьбы: контурная, геометрическая, скобчатая, морщинистая, комбинированная (сочетание различных подвидов, сочетание с элементами художественной обработки — выжиганием, росписью, бисером, проволокой, кожей). Ознакомление с профессией резчика по дереву.

Контурная резьба. Построение рисунка, узора, композиции для контурной резьбы. Растительные, геометрические и стилизованные орнаменты. Основные составляющие контурной резьбы. Используемые материалы: липа, тополь, береза. Разметочные инструменты. Техника разметки контурной резьбы на учебной заготовке. Режущие инструменты: ножи-косяки, полукруглые стамески, стамески-уголки. Техника желобкования контурных канавок различной глубины и ширины двугранной и полукруглой формы.

Техника и приёмы выполнения контурной резьбы на учебной заготовке. Подготовка рабочего места и его оснащение. Освещение рабочего места. Подготовка ножа-косяка. Приёмы «хвата» ножа-косяка. Техника надрезания и подрезания контурных линий различной глубины и ширины на себя, от себя и под углом к волокнам. Угол наклона ножа-косяка при надрезании и подрезании контурных линий. Факторы, влияющие на качество резьбы.

Техника резьбы геометрического и растительного орнамента контурными линиями различной ширины и глубины. Правила безопасной работы при выполнении контурной резьбы.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

• Изготовление учебной заготовки 200 × 100 × 20 мм.

• Разметка элементов контурной резьбы (контурных линий, орнаментальных полос, геометрических композиций) на учебной заготовке.

• Выполнение контурной резьбы на учебной заготовке. Отработка техники резьбы геометрического и растительного орнамента контурными линиями различной ширины и глубины поперёк, вдоль и под углом к волокнам. Качество резьбы.


Мотивы для геометрической резьбы. Разметка и приёмы

резьбы сколышей (2 ч)


Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы: треугольники с прямыми, кривыми, овальными и вогнутыми сторонами; ромбы; квадраты «соты»; четырехугольники; овалы «глазки»; фонарики.

Мотивы для геометрической резьбы: сколыши, лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния. Основные правила и приёмы выполнения геометрической резьбы.

Приспособления (державки) для закрепления небольших заготовок. Определение направления резания по волокнам древесины. Разметка сколышей и композиций из сколышей на бумаге и учебной заготовке (200 × 100 × 20 мм).

Приёмы «хвата» ножа-косяка при наколке сколышей. Приёмы «хвата» ножа-косяка при подрезке сколышей в технике «впроводку» и «качалка». Приёмы «хвата» ножа-косяка при подрезке сколышей «на себя» и «от себя».

Техника наколки и подрезки основания сколышей при резьбе поперёк волокон, вдоль волокон и под углом к волокнам. Правила резьбы сколышей и композиций из сколышей на учебных заготовках и функциональных изделиях. Правила безопасной работы при резьбе по дереву.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

• Резьба сколышей на учебных заготовках и функциональных изделиях.

• Изготовление учебной заготовки 200 × 100 × 20 мм.

• Разметка орнаментальных полос и композиций в технике сколышей на учебной заготовке.

• Резьба сколышей на учебной заготовке. Приёмы отделки. Требования к качеству резьбы.


Конструирование изделий из древесины для геометрической резьбы (2 ч)

Основные правила и приёмы выполнения геометрической резьбы. Подготовка ножа-косяка к работе. Приёмы заточки, доводки и правки ножа-косяка. Правила безопасной работы при заточке ножа-коска.

Подготовка и приёмы тонирования учебных заготовок и функциональных изделий. Основные ошибки при резьбе сколышей и композиций из сколышей и способы их устранения. Приёмы чистовой и декоративной отделки. Требования к качеству резьбы. Правила безопасной работы при резьбе по дереву.

Практические работы

• Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

• Изготовление декоративной лопаточки и разделочной доски.

• Разметка функциональных изделий в технике сколышей.

• Резьба сколышей на функциональных изделиях.

• Приёмы отделки.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: измерение, разметку, пиление, строгание, соединение, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; работу на токарном станке; контроль качества изделий.

Изготовление и украшение резьбой однодетальных и многодетальных изделий из древесины: раздаточных и дидактических материалов для школы, групп продлённого дня, детских садов; оформления кабинетов, мастерских, рекреаций школы; игрушек, сувениров, декоративных наборов для интерьера, изделий для художественного оформления помещений школы; изделий для школьных ярмарок, дома, дачи; изделий по мотивам краеведческих и этнографических музеев; по заказам предприятий и фирм.


4. Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ

(8 ч)


1. Интерьер и планировка дома (2ч)


Принципы и средства создания интерьера дома ( 2 ч)

Дом как особое явление народной культуры. Основные принципы и средства создания интерьера дома (квартиры): зонирование пространства квартиры; выбор и расстановка мебели; цветовое решение интерьера; организация искусственного и естественного освещения; озеленение; подбор и использование современных здоровьесберегающих устройств. Пространственные зоны жилища, их архитектурно-планировочное решение. Современные проекты жилых домов. Применение раздвижных перегородок, встроенной, стеллажной и трансформируемой мебели, здоровьесберегающих устройств.

Практические работы

  • Составление плана дома (квартиры). Расстановка на плане находящейся в комнатах мебели.

  • Разметка на плане каждой комнаты видов искусственного освещения (местного, общего, комбинированного).


2. Технология простых ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ в доме (6 ч)


Технология простых ремонтно-строительных работ в доме (2 ч)

Ознакомление с содержанием труда профессиональных строителей: каменщиков, плотников, столяров, слесарей, электромонтажников, маляров, плиточников, отделочников.

Технология простых ремонтно-строительных работ: штукатурных, малярных, плиточных; оклейки стен обоями. Современные материалы и инструменты для ремонтно-строительных работ. Последовательность ремонта некачественного штукатурного покрытия стены, окраски дверей, замены и ремонта плиточного покрытия, оклеивания стен обоями. Требования к организации рабочего места. Составление плана работы. Правила безопасной работы при выполнении ремонтно-строительных работ.

Практические работы

  • Подготовка рабочего места, материалов, инструментов, оборудования.

  • Ремонт некачественного штукатурного покрытия стены.

  • Окраска дверей .

  • Замена поврежденной плитки.

  • Оклеивание стен обоями.


Технология простых ремонтно-реставрационных работ в доме (2 ч)

Инженерные коммуникации дома (вода, газ, тепло). Современный водопровод. Роль и назначение водопроводных кранов и смесителей. Электронная сантехника. Основные части водопроводного крана и смесителя. Основные проблемы, возникающие при эксплуатации водопроводного крана и смесителя. Последовательность сборки и разборки водопроводного крана и смесителя. Последовательность ремонта водопроводного крана и смесителя. Инструменты и сопутствующие материалы для ремонтных работ сантехнического оборудования. Правила безопасной работы при ремонте сантехнического оборудования.

Профессии инженерных коммуникаций - инженер сантехнических систем и о оборудования, монтажники сантехнических систем и оборудования (в быту, слесари-сантехники).

Практические работы.

  • Простейший ремонт водопроводного крана. Приемы разборки и сборки водопроводного крана. Нахождение неисправностей и их устранение.

  • Простейший ремонт смесителя. Приемы разборки и сборки смесителя. Нахождение неисправностей и их устранение.

Простейшие ремонтно-реставрационные работы в доме: косметический ремонт дефектов мебели; реставрация шпона на мебели; борьба с древоточцем мебели; ремонт стульев; реставрация паркета; регулировка мебельных петель. Составление плана работы. Подготовка материалов, инструментов, сопутствующих материалов. Подготовка рабочего места, объектов работы. Правила безопасной работы при выполнении ремонтно-реставрационных работ в доме.

Практические работы

  • Косметический ремонт дефектов мебели (царапин, сколов, углублений, трещин).

  • Реставрация шпона (устранение вздутия) на мебели.

  • Борьба с древоточцем мебели.

  • Ремонт деревянных и мягких стульев.

  • Реставрация паркета.

  • Регулировка мебельных петель.


Домашний мастер. Конструирование и изготовление

предметов труда и быта (2 ч)

Составление плана работы. Подготовка материалов, инструментов, оборудования для запланированных работ. Составление эскизов, чертежей. Применение бытовых электрифицированных инструментов.

Практические работы

  • Конструирование, изготовление и ремонт предметов труда и быта: ремонт деревянной кровати; изготовление устройства для фиксирования открытой двери; утепление двери; проектирование откидного стола и скамейки, подставки для чистки обуви, подставки для велосипедного насоса, гимнастической стенки в дверном проеме; декорирование цветочного горшка; изготовление декоративной подставки для посуды, декоративных крючков для прихожей, ванной (рис. 201-211 учебника для 7 класса).

  • Изготовление декоративных крючков.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих: измерение, разметку, пиление, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделки; работу на токарных станках; контроль качества изделий.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из конструкционных материалов для дома, дачи, гаража.


Глава 5. Профессиональное образование и профессиональное самоопределение. Требования к современному работнику (4 ч)


Профессиональное образование и профессиональное самоопределение (2 ч)

Виды профессионального образования в Росси. Место получения профессиональной образования. Профессия, специальность, должность. Классификация профессий по характеру труда и предмету труда по методике Е.А. Климова.

Профессиональное самоопределение. Профессиональный выбор.

Практические работы.

  • Диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Проведите самодиагностику интересов и склонностей, используя опросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

  • Опишите, к какой группе профессий «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ» - вы относитесь? Совпадает ли это с вашим мнением? Хотели ли бы вы работать в этой сфере?


Рынок труда и требования к современному работнику (2 ч)


Структура современного производства. Сферы материального и нематериального производства.

Роль рынка труда в экономике страны. Трудовые ресурсы. Конкурентоспособность человека на рынке труда. Квалификация работника, специалиста.

Роль государственной службы занятости, центров по трудоустройству граждан, центров профориентации, агентств по трудоустройству

Практическая работа.

  • Составление примерного автопортрета учащегося как субъекта труда.

На основе перечисленных характеристик рабочей силы составьте о себе примерный автопортрет учащегося (как работника).


6. Электрические работы (4 ч)


Бытовые электрические приборы (2 ч)

Электроосветительные приборы: лампы накаливания, дуговые и люмининесцентные. Устойство и назначение. Изобретение Л.Н. Лодыгина и П.Н. Яблочкова. Светильники, их конструкция и назначение.

Электронагревательные приборы: для приготовления пищи, дополнительного отопления, нагрева воды, глажения и личной гигиены, нагревательные инструменты. Виды нагревательных элементов и их устойство. Экономия электроэнергии.

Профессии рабочих и инженерно-технических работников в области электротехники. Правила безопасной работы с электроприборами.

Практические работы

Разборка и сборка бытовых нагревательных приборов: утюга, электрической плитки, электрического паяльника. Нахождение и устранение простейших неисправностей.

Элементы автоматики (2 ч)

Автоматические устройства и системы. Датчики и их применение. Условные обозначения. Автоматические регуляторы. Использование автоматических устройств и систем на производстве.


7. Учебное проектирование и выполнение творческих проектов (12 ч)

Основные составляющие учебного и творческого проектов.

Разработка народных игр, игрушек, предметов украшения дома, школы,

мастерских (2 ч)


Основные составляющие учебного и творческого проектов. Этапы проектной деятельности: I — поисково-исследовательский (погружение в проект); II — конструкторско-технологический (организация и осуществление практической деятельности); III этап — заключительный (презентационный). Взаимосвязь этапов между собой. Роли учителя и ученика (учеников). Индивидуальные, групповые и коллективные учебные проекты. Сроки выполнения.

Критерии оценки самого проекта и его защиты.

Разработка коллективных (групповых, индивидуальных) учебных и творческих проектов «Народные игры, игрушки, предметы украшения дома».

Практическая работа

• Составление плана работы. Разработка экономического и экологического обоснования.


Составление плана работы. Разработка графической документации (2 ч)


Составление плана работы. Подбор материалов, инструментов, оборудования. Разработка экономического и экологического обоснования. Разработка товарного знака для каждого проекта. Разработка графической документации. Обсуждение и устранение замечаний.

Практические работы

• Составление плана работы. Разработка экономического и экологического обоснования.

• Разработка товарного знака проекта.

• Разработка графической документации. Составление чертежей, технологических карт.


Изготовление и презентация проектов «Народные игры» (4 ч)


Подготовка материалов, инструментов, оборудования. Определение технологической последовательности изготовления опытных образцов. Доработка графической документации. Обсуждение и устранение замечаний.

Технологическая последовательность изготовления изделий для каждой игры. Приёмы чистовой обработки и декоративной отделки. Приёмы сборки. Контроль качества готовых изделий. Оформление товарных знаков на каждое изделие. Правила безопасности работ.

Подготовка проектов к защите. Защита (презентация) проектов. Критерии оценки изделий и защиты проекта. Обсуждение выполненных учащимися проектов. Выставка учебных и творческих проектов «Народные игры». Передача выполненных проектов по назначению. Подведение итогов.

Практические работы

• Подготовка рабочих мест, материалов, инструментов, оборудования.

• Создание опытных образцов. Обсуждение и устранение замечаний.

• Доработка графической документации.

• Изготовление изделий для игр.

• Сборка и декоративная отделка каждого комплекта. Оформление товарных знаков.

• Испытание готовых проектов.

• Подготовка проектов и пояснительной записки к предзащите. Обсуждение и устранение замечаний.

• Подготовка проектов и пояснительной записки к защите.

• Защита проектов. Критерии оценки изделий и защиты проекта.

• Выставка-конкурс проектов и товарных знаков.

• Передача проектов по назначению. Подведение итогов.


Разработка, изготовление и презентация учебных и творческих проектов

«Народные игры и игрушки» (4 ч)


Подготовка материалов, инструментов, оборудования. Определение технологической последовательности изготовления опытных образцов. Доработка графической документации. Обсуждение и устранение замечаний.

Технологическая последовательность изготовления изделий для каждой игры. Приёмы чистовой обработки и декоративной отделки. Приёмы сборки. Контроль качества готовых изделий. Оформление товарных знаков на каждое изделие. Правила безопасности работ.

Презентация учебных и творческих проектов «Народные игры и игрушки». Подготовка проектов к защите. Защита (презентация) проектов. Критерии оценки изделий и защиты проекта. Обсуждение выполненных проектов. Выставка-конкурс учебных проектов «Народные игры и игрушки». Передача выполненных проектов по назначению. Подведение итогов.


Практические работы

• Подготовка рабочих мест, материалов, инструментов, оборудования.

• Разработка графической документации.

• Изготовление учебных и творческих проектов «Народные игры» (городки, лапта).

• Изготовление учебных и творческих проектов «Игрушки».

• Подготовка пояснительной записки.

• Подготовка проектов к предзащите и защите.

• Подготовка проектов и пояснительной записки к предзащите. Обсуждение и устранение замечаний.

• Подготовка проектов и пояснительной записки к защите.

• Защита проектов. Критерии оценки изделий и защиты проекта.

• Выставка-конкурс проектов и товарных знаков.

• Передача проектов по назначению. Подведение итогов.


Примерный перечень практических работ и изделий для учебных и творческих проектов

Изготовление заготовок, деталей и изделий, включающих операции: измерение, разметку, пиление, строгание, опиливание, резание, соединение, склеивание, сверление, сборку, чистовую и декоративную отделку; работу на сверлильных, токарных и фрезерных станках; контроль качества изделий.

Изготовление однодетальных и многодетальных изделий из конструкционных материалов для проекта «Народные игры, игрушки, предметы украшения дома».