СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8-9 класс по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8-9 класс по ОБЖ»





Рабочая программа


По предмету (курсу): основы безопасности жизнедеятельности

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 8-9

Количество часов по программе: в 8 классе 35 часов, в 9 классе-34 часа, , всего 69 часов

Срок реализации программы: 2020-2025гг




Автор-составитель:

Сакаев Т.И.-преподаватель-организатор ОБЖ

МОАУ СОШ № 9



























Нефтекамск, 2020




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - "Об

образовании в Российской Федерации" с дополнениями и изменениями;

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от

      1. 897, с изменениями и дополнениями;

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г. №354 «Об

утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4. Приказ о внесении изменений в Федеральный перечень учебников № 632 от

22.11.2019;

5. Программа составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений по учебному предмету для 5 – 9 классов «Основы безопасности жизнедеятельности». Москва, «Просвещение» 2014. Авторы: Смирнов А.Т. Хренников Б.О.

УМК: 1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Виноградова Н.Ф.,Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 7-9 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений /. – 3-е изд., перераб. – М.: Вента-Граф, 2019

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится:35 часов в год и 34часа в год для 9-х классов (1 час в неделю) ориентирован на базовый уровень.


Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования призвано обеспечить достижение таких целей, как:

• понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;

• принятие учащимися ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;

• формирование антиэкстремистского мышления и анти- террористического поведения учащихся, в том числе нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

• профилактика асоциального поведения учащихся;

• формирование отрицательного отношения учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• приобретение умения использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения чрезвычайных и опасных ситуаций;

• развитие способности анализировать окружающую обстановку, чтобы предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций;

• приобретение умения принимать решения о действиях, направленных на снижение риска и защиту от опасности в конкретной ситуации с учетом собственных возможностей.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких

учебных задач, как:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психотропным веществам и асоциальному поведению.

Планируемые результаты.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  7. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  8. усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

  • Познавательные УУД:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  • Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

  • Коммуникативные УУД:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

  • Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности


Предметные результаты:

Выпускник научится:

• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

• безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

• безопасно использовать бытовые приборы;

• безопасно использовать средства бытовой химии;

• безопасно использовать средства коммуникации;

• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

• безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

• безопасно применять первичные средства пожаротушения;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

• готовиться к туристическим походам;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

• добывать и очищать воду в автономных условиях;

• добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

• безопасно использовать ресурсы интернета;

• анализировать состояние своего здоровья;

• определять состояния оказания неотложной помощи;

• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

• классифицировать средства оказания первой помощи;

• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

• оказывать первую помощь при ушибах;

• оказывать первую помощь при растяжениях;

• оказывать первую помощь при вывихах;

• оказывать первую помощь при переломах;

• оказывать первую помощь при ожогах;

• оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

• оказывать первую помощь при отравлениях;

• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

• оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

• готовиться к туристическим поездкам;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

• безопасно вести и применять права покупателя;

• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

• оказывать первую помощь при коме;

• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.


Содержание учебной программы 8 класс (35 ч).


Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1.Основы комплексной безопасности (16 ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист- водитель транспортного средства. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. Организация повешения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8ч)

Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами(практическое занятие). Первая помощь при травмах (практическое занятие). Первая помощь при утоплении (практическое занятие).


Содержание учебной программы 9 класс (34 ч).

Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (4 часа)

Глава -1. Национальная безопасность России в современном мире. Современный мир и Россия; Национальные интересы России в современном мире; Основные угрозы национальным интересам и безопасности России; Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

Глава -2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. Чрезвычайные ситуации и их классификация; Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия; Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины; Угроза военной безопасности России.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (11 часов)

Глава -3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.(РСЧС); ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны; МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава -4 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Мониторинг и прогнозирование ЧС; Инженерная защита населения и территорий от ЧС; Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС; Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Раздел 3. Противодействие терроризму, экстремизму и наркомании в Российской Федерации. (9часов) . Глава -5 Общие понятия о терроризме и экстремизме. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России; Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления; Глава -6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму; Общегосударственное противодействие терроризму; Нормативно – правовая база противодействия наркотизму.

Глава -7.Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации; Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. . Глава -8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркотической зависимости.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни. (8 часов) Глава -9. Здоровье – условие благополучия человека. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность; Здоровый образ жизни и его составляющие; Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Глава – 10.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и их последствия; Инфекции, передаваемые половым путём; Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе Глава – 11.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Брак и семья; Семья и здоровый образ жизни человека; Основа семейного права в Российской Федерации.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. ( 2 часа) Глава – 12.Оказание первой помощи. Первая помощь при массовых поражениях; первая помощь при передозировке психотропных веществ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Модуль 1.

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

17

Тема 1.

Пожарная безопасность

2

Тема 2.

Безопасность на дорогах

2

Тема 3.

Правила при обращении с бытовыми приборами

1

Тема 4.

Безопасность на водоемах

1

Тема 5.

Автономное существование человека в природе

1

Тема 6.

Экология и безопасность

2

Тема 7.

Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера и при террористических актах

3

Тема 8.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность

5

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 9.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

4

Тема 10.

Организация защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера

3

Модуль 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни

5

Тема 11.

Основы здорового образа жизни

5

Раздел 5.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

Тема 12.

Первая помощь при неотложных состояниях

6

Итого:

35



9класс

№ , раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

4

Тема 1.

Национальная безопасность России в современном мире.

2

Тема 2.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.

2

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

11

Тема 3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. (РСЧС).

5

Тема 4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

6

Раздел 3.

Противодействие терроризму, экстремизму и наркомании в Российской Федерации.

9

Тема 5.

Общие понятия о терроризме и экстремизме.

2

Тема 6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

3

Тема 7.

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

3

Тема 8.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркотической зависимости.

1

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни.

8

Тема 9.

Здоровье – условие благополучия человека. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

3

Тема 10.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и их последствия.

3

Тема 11.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

2

Раздел 5.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

2

Тема 12.

Первая помощь при массовых поражениях; первая помощь при передозировке психотропных веществ.

2

Итого:

34