Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор
_______Коростик Н.В. _______Белоусова И. П.
Протокол № от Приказ № 93-о от
« » августа 2016г. « 30 » августа 2016г.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
по адаптированной образовательной программе для умственно-отсталых детей
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы: В 2 сб.» / Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС. 2011 – Сб.1, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Составитель: Красноруцкая Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
ст. Озимая, 2016г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03. 2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74); «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб.»/ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 20011. – Сб. 1 , учебным планом школы на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом от 26.08.2016 г. №89-о); календарным учебным графиком работы школы на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом от 26.08.2016г. № 90-01-о-о); расписанием занятий на 2016-2017 учебный год (утверждено приказом от 20.08.2016 г. №90-о); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016 № 459).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В 2 сб.»/ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2011. – Сб. 1
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 5-7 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры.
Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю (34 рабочие недели и 2 дня);
Содержание учебного материала 5 класс (I ч в неделю)
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдёнием контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Сроки реализации рабочей программы: 2016-2017 учебный год.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
Приемы и методы преподавания
- словесный
- наглядный
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю. (осевую) линию как вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и граф
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Учащиеся должны знать:
виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
названия крупнейших музеев страны.
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету прописан в Паспорте кабинета
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Золотухина Т.А.
Протокол МС №4
«29» августа 2016г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Количество часов всего 34 в год, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса учителя Красноруцкой Ларисы Владимировны.
Рабочая программа утверждена приказом от «30» августа 2016 г. №93-о
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1. | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). | 1 | 11.09. | |
2. | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 1 | 25.09. | |
3. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). | 1 | 09.10 | |
4. | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | 1 | 23.10. | |
5. | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | 1 | 06.11. | |
6. | Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 * ЗО см). Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лее е четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. | 1 | 20.11. | |
7. | Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лее е четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. | 1 | 04.12. | |
8. | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | 1 | 18.12. | |
9. | Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.). Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | 1 | 22.01. | |
10. | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон). | 1 | 05.02. | |
11. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | 1 | 19.02. | |
12. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»). | 1 | 05.03. | |
13. | Декоративное рисование плаката «8 Марта». Декоративное рисование плаката «8 Марта». | 1 | 19.03. | |
14. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | 1 | 09.04. | |
15. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | 1 | 07.05. | |
16. | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся) | 1 | 15.05. | |
17. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура). Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | 1 | 26.05. | |
| Всего: | 17 | | |