Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию для 9 класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-34 ч, в неделю-1ч.
Количество контрольных работ- 2
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей
и задач:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ, создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям;
-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
-гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий;
-в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
-содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-знания и представления о нормах российского законодательства;
-знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
-коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с не заданным результатом.
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий:
-контрольные работы;
-самостоятельные работы;
-зачет.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
-объяснять роль политики в жизни общества;
-различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
-давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
-различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
-раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
-называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
-характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
-характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
-объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
-раскрывать достижения российского народа;
-объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
-называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
-осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-характеризовать конституционные обязанности гражданина;
-характеризовать систему российского законодательства;
-раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
-характеризовать гражданские правоотношения;
-раскрывать смысл права на труд;
-объяснять роль трудового договора;
-разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
-характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
-характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
-конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
-характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
-раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
-анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
-исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
-находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
-использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
-на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
-оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
-осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
-аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Личностные результаты:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
-на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
-на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
-на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
-на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
-на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
-развивать способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
-построению жизненных планов во временной перспективе;
-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
-основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
-основам рефлексивного чтения;
-ставить проблему, аргументировать её актуальность;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Политика и социальное управление- 12ч.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право — 22ч.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, дебатов, проблемного обучения, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах и олимпиадах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
- контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Обществознание. 9 класс/ л.Н. Боголюбов,Л.Н. Матвеев, А.И. Жильцова – М.: Просвещение,2017г.
Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс / Л.Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы
ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
Политика и социальное управление (12 ч) |
1 | Политика и власть. | 1 | 7.09 | | |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | 14.09 | | |
3 | Функции государства. | 1 | 21.09 | | |
4 | Урок-практикум: «Формы государства». | 1 | 28.09 | | |
5 | Политический режим. | 1 | 5.10 | | |
6 | Демократические ценности. | 1 | 12.10 | | |
7 | Правовое государство. Разделение властей. | 1 | 19.10 | | |
8 | Гражданское общество. | 1 | 26.10 | | |
9 | Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. | 1 | 9.11 | | |
10 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 1 | 16.11 | | |
11 | Повторительно-обобщающий урок: «Политическая сфера». | 1 | 23.11 | | |
12 | Контрольная работа по теме «Политика и социальное управление» | 1 | 30.11 | | |
Право (22 ч) |
13 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | 1 | 7.12 | | |
14 | Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. | 1 | 14.12 | | |
15 | Понятие правоотношения. Субъекты правоотношений. | | 21.12 | | |
16 | Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | 28.12 | | |
17 | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. | | 18.01 | | |
18 | Правоохранительные органы. Судебная система РФ. | | 25.01 | | |
19 | Урок-практикум: правонарушения и юридическая ответственность | 1 | 01.02 | | |
20 | Конституция — основной закон РФ. | 1 | 08.02 | | |
21 | Органы государственной власти в РФ. | 1 | 15.02 | | |
22 | Основы конституционного строя РФ | 1 | 22.02 | | |
23 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. | 1 | 01.03 | | |
24 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров | 1 | 15.03 | | |
25 | Трудовые правоотношения. | 1 | 22.03 | | |
26 | Семейные правоотношения. | 1 | 05.04 | | |
27 | Административные правоотношения и правонарушения. Самостоятельная работа. | 1 | 12.04 | | |
28 | Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. | 1 | 19.04 | | |
29 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | 26.04 | | |
30 | Социальные права. Жилищные правоотношения. | 1 | 03.05 | | |
31 | Зачет | 1 | 10.05 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | 17.05 | | |
33 | Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. | 1 | 20.05 | | |
34 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | 24.05 | | |