Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Моргуновская основная общеобразовательная школа- детский сад»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР: _______/____________/ «___»_________2023 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора школы: ___________/И.А.Пашкова/ «____»________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Акварелька»
Направление «общекультурное»
Возраст детей – 8-9 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Седухина Надежда Александровна,
учитель начальных классов.
Моргуново
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Направленность программы: художественно – эстетическая.
Дом детского творчества призван помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию. Предложенная программа «ВЕСЕЛАЯ АКВАРЕЛЬКА» предполагает обучение детей росписи по стеклу, керамике, ткани и дереву (в соответствии с традициями русских традиционных народных промыслов, таких как Городецкая, Пермогорская роспись, Хохлома и Гжель, Дымковская, Филимоновская, Каргапольская игрушка, особое внимание будет уделено Матрешке и русскому народному костюму), а также создание витражей (как нового, столь популярного в наши дни направления, которое может каждый ребенок использовать для украшения своего дома).
Актуальность и значимость данного вида деятельности:
На занятиях различными видами росписи наши дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Гжель, Хохлома, Городецкая, Пермогорская росписи, Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка – это исконно русское декоративно-прикладное искусство древнейших промыслов нашей необъятной Родины. Знакомство с различными видами росписи позволяет на занятиях с детьми сравнивать разные периоды развития русского искусства во многих её регионах. Занятия по освоению мотивов сочетаются с разными видами деятельности учащихся (рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях), что способствует поддержанию интереса, активности детей. Данные виды росписей будут изучаться в течение четырех лет данной программы.
Роспись матрешки представляет огромные обучающие и воспитательные возможности. Создавая неповторимый образ женщины той или иной эпохи, воспитанники пользуются основными средствами выразительности в росписи: это и форма, и лики, сюжетная линия и одежда. Целенаправленно изучаются предметы интерьера, декоративные элементы и орнамент. Роспись матрешки рассчитана на детей, которые уже имеют необходимые навыки, поэтому и вынесена на четвертый год обучения.
Вот роспись по ткани – одно из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства, пришедшее к нам из Юго-Восточной Азии. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает её доступной в любых условиях. Используя различные приемы, можно расписать не только открытку, салфетку, панно, но и платок, футболку, джинсы или даже шторы. Роспись по ткани привлекательна для детей тем, что она дает возможность создавать на ткани свободные композиции без ограничений и условий. Данный вид росписи проходит красной чертой через весь курс данной программы.
Отличительные особенности данной программы:
Витражная живопись тоже занимает свое место в данной программе, как новый вид росписи по стеклу. Полученными произведениями можно легко украсить любые стеклянные, зеркальные поверхности, фотоальбомы и фоторамки, изготовить поздравительные открытки, составить оконные коллажи. Мобильность изготовленных экспонатов позволит оформлять любые выставки, в том числе и выездные. Детям очень нравится выполнять данный вид работ за яркость и быстроту, возможность украсить свой дом. Данный вид росписи из года в год будет усложняться по принципу: от простого к совершенному.
Содержание программы направлено на развитие интереса к народному творчеству, его традициям, наследию и новым направлениям. Знакомясь на занятиях с материалами, техникой и способами росписи, ребята приобретают навыки цветового, пластического изображения предметов, овладевают умениями образно, творчески вырабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.
Процесс росписи состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от детей достаточной сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей формируется культура труда, прививается художественный вкус. Данным видом деятельности могут заниматься дети с разной художественной подготовкой.
Целью программы является: знакомство детей с русскими народными промыслами декоративно-прикладного искусства, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка.
Обучение воспитанников изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:
Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Привить любовь к традиционному народному искусству.
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта.
Усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация).
Овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Развить художественно-творческие способности детей.
Сформировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.
Обучить детей навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
Сформировать условия, стимулирующие и развивающие память, внимание, пространственное воображение.
Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции; выполнять действия по образцу, по памяти; мысленно оперировать с объемными предметами.
Формировать товарищеские нормы отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь).
Создать условия для развития уверенности в своих творческих способностях и исследовательских навыках.
Вырабатывать привычку все делать аккуратно.
Воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к природе, развивать эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-10лет.
Сроки реализации данной программы: 4 года.
Во время обучения дети узнают:
- о художественных особенностях русских народных промыслов (Городецкая роспись и Дымковская игрушка– 1-й год обучения; Хохлома и Филимоновская игрушка – 2-й год обучения; Пермогорская роспись, Каргапольская игрушка – 3-й год обучения; Гжель и о русском народном костюме и национальной русской матрешке – 4-й год обучения);
- о разных видах росписи по стеклу, керамике, ткани и дереву;
- о свойствах красок, контуров, разбавителей.
Приобретут следующие умения:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, стилизовать предметы;
- пользоваться знаниями о композиции в работе над темами;
- работать в разной технике росписи;
- пользоваться различными приспособлениями для изготовления работ по росписи стекла, керамики, ткани, дерева;
- самостоятельно воплощать задуманное в эскизе и на стекле, дереве, керамике или ткани.
Приобретут следующие универсальные учебные действия:
Овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализ, классификация, обобщения. Умения:
- воспринимать произведения изобразительного искусства;
- участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление художественной культуры вокруг (музей, искусство, архитектура, скульптура, дизайн, декоративное искусство в доме, на улице, в театре);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
Получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научаться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
В процессе работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- рамки разных размеров, пяльцы;
- акриловые краски для ткани и разбавитель;
- акриловые краски для стекла и керамики;
-витражные краски;
- гуашь;
- краска водоэмульсионная белая;
- фольга;
- клей ПВА;
- зубочистки, спички, стеки, скотч;
- файлы или пленка (для выполнения витражных работ);
- мягкие карандаши, ластики, бумага разного формата;
- кисти круглые, плоские разной толщины;
- ножницы;
- палитра;
- ткань х/б или шелк – белые.
- кубики с твердой поверхностью, стаканы, зеркала, тарелки, подносы, разделочные доски.
Формы организации деятельности:
- интегрированные занятия;
- дидактические игры;
- поисковая деятельность;
- занятия-соревнования;
- конкурсные и творческие работы;
- воспитательные мероприятия;
- выставки.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в формах:
тестирование;
контрольные упражнения;
опрос;
самостоятельная работа;
творческая работа.
Изучение различных видов росписи должно предоставить воспитанникам возможность:
1.Осваивать эстетические и художественно-изобразительные навыки:
* развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы;
* развивать образное мышление, способность различать виды и особенности народных промыслов декоративно-прикладного искусства, получать представление о жанрах и формах искусства, его выразительных средствах;
* познакомить с выдающимися произведениями ДПИ;
* участвовать в коллективной и самостоятельной деятельности;
* развивать эстетическое восприятие народного и профессионального искусства, воспитывать чувство прекрасного;
* сформировать эмоционально-целостное отношение к искусству и к жизни, устойчивую потребность в общении с искусством в различных формах;
* уметь выделять характерные признаки произведений ДПИ;
* самостоятельно исследовать художественную идею на основе понятий и закономерностей в искусстве;
* проявлять творческую инициативу;
* формировать художественную культуру, развивать художественную грамотность, овладеть теорией и языком искусства;
* овладеть профессионализмом в исполнительской и творческой деятельности;
* осознать социальную значимость ДПИ и проявить себя в сфере художественного просвещения;
2.Осваивать художественные и технические навыки:
* усвоить правила выполнения действий, научиться составлять алгоритм действий;
* осознавать геометрические формы как образы предметов окружающего мира и установить их свойства;
* научиться строить логические рассуждения, выполнять мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация);
* приобрести представления о свойствах материалов, красок, разбавителей, способах их использования и правилах безопасности при работе с ними;
* приобрести навыки творческой технологической деятельности, безопасных приемов работы, поведения в трудовом коллективе;
* получить представления о трудовых традициях и эстетических особенностях содержания рабочего места
3.Осваивать естественно-научные представления:
* освоить процедуры исследования (наблюдение, эксперимент, обработка результатов, проверка результатов практикой);
* получить представление о категории «открытие»;
* осознать социальную значимость теории и практики;
4. Осваивать экологические представления:
* осознать значимость выражения мыслей как средства общения между людьми;
* получить представление о человеке как части природы, охране здоровья человека и среды его обитания, роли здорового образа жизни и правилах безопасной жизнедеятельности;
* получить основополагающие знания об истории, географии, населении и хозяйстве России;
* осознавать социальную роль взаимодействия поколений и преемственности поколений в семье и обществе.
Формы и методы организации обучающей, развивающей и воспитательной деятельности воспитанников: (индивидуальные, групповые и массовые)
- самостоятельная творческая работа,
- работа по образцу,
- работа по алгоритму,
- работа по памяти,
- работа по устным инструкциям,
- работа в творческой тетради,
- контрольно-творческие задания,
- конкурсы, соревнования, тренинги,
- учебные игры, упражнения,
- интегрированные занятия,
- мастер-класс (презентация, защита проекта, театрализованное представление),
- выставки.
Программа построена на следующих принципах:
доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей),
сознательности (заинтересованность),
наглядности (мышление опирается на восприятие),
индивидуальности,
комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),
овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала.
Проблемно-ориентированный анализ параметров развитости у детей на начало и конец учебного года:
Способность работать руками под контролем сознания:
- развитость мелкой моторики рук,
- развитость творческих способностей,
- элементарные знания у детей об окружающем мире,
- способности-потребности.
2. Анализ итоговой диагностики.
3. Планирование задач на год. Прогностическая деятельность на следующий учебный год.
Способы проверки ожидаемых результатов:
тестирование в начале учебного года,
контрольно-творческие задания,
игры и упражнения,
соревнования и конкурсы,
выставки и праздники.
Содержание программы 2-го года.
Цель 2-го года:
- научить детей работать в малой и большой группах; закрепить знания детей программы 1-го года; познакомить детей с Хохломской и Филимоновской росписью.
Задачи 2-го года:
- научить детей применять на практике элементы хохломской и филимоновской росписи;
- закреплять умения создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит;
- выполнять более сложные работы по росписи дерева, ткани, керамики, стекла, при изготовлении витражей;
- помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество;
- развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- развивать образное и пространственное мышление, моторику рук и глазомер;
- учить работать с разными инструментами и материалами;
- знакомить с правилами и нормами общения в коллективе;
- учить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для плодотворной работы детского объединения необходимо помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим требованиям.
Необходима доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т.п. для демонстрации выставки работ воспитанников.
Оформленные стенды с образцами росписи, лепки и аппликации.
Наглядные пособия по каждой теме занятия, готовые изделия для показа детям.
Альбомы русских художников, таблицы образцов орнаментов.
Видеофильмы по декоративно-прикладному искусству.
Необходимая рекомендованная литература.
Материалы, инструменты, приспособления, описанные выше в тексте программы.
Тематическое планирование - 34 часа (1 час в неделю)
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | Теоретическое содержание | Практическая работа | Форма проведения,УЛО | Прогназируемый результат | УУД |
Теория | Практика | Всего | | | |
1-2 | Вводные занятия: -Правила ТБ и организации рабочего места. -Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в различных эмоциональных состояниях. | 1 | 1 | 2 | Правила ТБ и организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием предстоящей работы в детском объединении. Материалы и инструменты, необходимые для работы. | Правила дорожного движения по маршруту «дом – Дом детского творчества – дом». | Беседа | Знание: - содержания работы данного детского объединения; - материалов и инструментов, необходимых в работе; - правил организации рабочего места и техники безопасности. | Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Развитие интереса к ДПИ. высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
3-11 | Декоративно-прикладное искусство: -Виды декоративно-прикладного искусства. -Цветовая гамма. -Основы композиции. -Основные приемы. -Орнаменты. -Знакомство с симметрией и асимметрией. -Техники выполнения элементов Хохломской росписи. -Техника выполнения осоки, травинок, капелек, усиков, завитков, кустиков, листиков, ягодок. -Создание эскиза и открытки «Солнечный букет». | 3 | 6 | 9 | Формат и размер плоскости изображения. Знакомство с симметрией и асимметрией. Сюжетно-композиционный центр. Основы композиции и орнаменты по мотивам Хохломы. Техники выполнения элементов Хохломской росписи. Создание эскизов и выполнение работ на материале. | Техника выполнения осоки, травинок, капелек, усиков, завитков, кустиков, листиков, ягодок. Создание эскиза и открытки «Солнечный букет». Упражнения на выполнения орнаментов по мотивам хохломской росписи. | Ноутбук,проектор,инт.доска Беседа. Практическое занятие | Знать простые термины, уметь пользоваться нужным карандашом и кистью, смешивать краски, делать эскизы для своих работ. Отличать Хохломскую роспись от других видов ДПИ, выполнять все основные элементы. | Развитие внимания, усидчивости. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. |
12-18 | Живопись витраж-ными красками: -Правила работы с витражными красками. -Формирование умения работать с контуром. -Создание индивидуальных и групповых эскизов. Изготовление витражей по темам: -«Дикие, домашние и экзотические животные», -«Рыбки, дельфины», -«Птицы», -«Земноводные». | 2 | 5 | 7 | Правила работы с инструментами и материалами. ТБ на рабочем месте. Создание индивидуальных и групповых эскизов. Выполнение личных и коллективных витражей. | Изготовление витражей по темам «Дикие, домашние и экзотические животные», «Рыбки, дельфины», «Птицы», «Земноводные». | Беседа. Практическое занятие Ноутбук, проектор, инт.доска | Уметь работать с контуром. Уметь делать эскизы для своих работ витражными красками на стекле. | Воспитание умения доводить начатое дело до конца. |
19-26 | Филимоновская игрушка: -История филимоновского промысла. -Цветовые сочетания филимоновской игрушки. -Правила изготовления филимоновской игрушки. -Орнаменты филимоновской игрушки. -Отличительные признаки филимоновской игрушки. -Изображение филимоновской игрушки на бумаге. -Лепка филимоновской игрушки. -Роспись филимоновской игрушки. | 3 | 5 | 8 | История филимоновского промысла. Цветовые сочетания. Правила изготовления игрушки. Орнаменты. Отличительные признаки филимоновской игрушки. Изготовление и роспись игрушек. | Изготовление разных филимоновских игрушек на бумаге и на материале. | Экскурсия, практическое занятие | Делать эскизы для своих работ акриловыми красками на керамике. Знать историю филимоновского промысла, уметь лепить и расписывать филимоновскую игрушку. | Свободно общаться в группе, осуществлять поддержку и взаимовыручку. Воспитывать уважение к историческому наследию, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях. |
27-33 | Акриловая живопись на ткани: -Художественное оформление ткани. -Композиция платка и шарфа. -Создание эскизов по образцу и собственных -Разметка по шаблону. -Изготовление эскизов. -Зарисовка основных композиционных схем. -Роспись на ткани. | 2 | 5 | 7 | Художественное оформление ткани. Композиция платка и шарфа. Создание эскизов по образцу и собственных. Выполнение работ на материале. | Изготовление эскизов, зарисовка основных композиционных схем. Роспись на ткани. | Ноутбук, интерак.доска,проектор | Уметь: - выполнять разметку по шаблону; - делать собственные эскизы и работать по ним. | Учит детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе. высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях |
34 | Итоговое занятие: -Выставка детских работ | - | 1 | 1 | - | Оформление выставки. | Практическое занятие Ноутбук, проектор,документкамера, интерак.доска | Выставка работ. | Ощущать себя частицей единой группы. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
АЛЛАЯРОВА И. СИМФОНИЯ КРАСОК.- МОСКВА, «ГНОМ»,2006.
БУШКОВА Л. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.- МОСКВА, «ВАКО»,2008.
ГОРОНОВА Л. СТУДИЯ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА.- ВОЛГОГРАД, «УЧИТЕЛЬ», 2008.
ГУРБИНА Е.ОБУЧЕНИЕ МАСТЕРСТВУ РУКОДЕЛИЯ. ВОЛГОГРАД, «УЧИТЕЛЬ»,2007.
ГРИБОВСКАЯ А. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИИ.- МОСКВА, «СКРИПТОРИЙ»,2008.
ДАВЫДОВА Г. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.- МОСКВА, «СКРИПТОРИЙ»,2007.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ПРОГРАММЫ.- МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,1991.
КАРАЧУНСКАЯ Т. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.- МОСКВА, «СФЕРА»,2005.
КУЗИН В. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- МОСКВА, «ДРОФА»,1997.
ЛЫКОВА И. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ.- МОСКВА, «СФЕРА»,2007.
МАХМУТОВА И. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ.- МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1987.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ И КОМПОЗИЦИИ.- МОСКВА, «СФЕРА»,1989.
ПАВЛОВА О. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.- ВОЛГОГРАД, «УЧИТЕЛЬ»,2007.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.- МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,1992.
РОСПИСЬ ПО ШЕЛКУ. «ВАЛЕНТИНА».- МОСКВА,1996.
СЕНЗЮК П. КОМПОЗИЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ.- КИЕВ,1988.
ФЕДОТОВА И. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ.- ВОЛГОГРАД, «УЧИТЕЛЬ»,2007