СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Алгебра 8" 2021 - 2022 учебный год

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует положениям Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике с учётом программы курса алгебры для 8 классов общеобразовательных учреждений, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) по математике; в соответствии с образовательной программой лицея. Рабочая программа ориентирована на УМК Ю.М. Колягин и др. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Алгебра 8" 2021 - 2022 учебный год»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1

«Утверждаю»

Директор МБОУ лицея №1

Приказ от «30» августа 2021г. № 25

______________Е.Ю. Паранкина

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по алгебре

Уровень общего образования основное общее образование

Класс - 8

Учитель Васецкая Татьяна Сергеевна

Программа разработана на основе:

  1. Программы курса математики для 5 – 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Допущено Министерством образования РФ. Москва, «Дрофа»2018г.

  2. Авторской программы по алгебре (авт. Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин), в сборнике «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7- 9 классы» (составитель Т.А. Бурмистрова, изд. «Просвещение», 2018 г.)




Согласовано

Заместитель директора по УВР

Омельченко Г.И.

_____________________

« 27 » августа 2021 г №1.

Согласовано

Протокол заседания методического объединения учителей математики, информатики и естественнонаучных предметов

от 26.08.2021 г. №1

Руководитель МО Васецкая Т.С.

_______________



2021 – 2022 учебный год

г. Морозовск



Раздел 1:

Пояснительная записка


Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа соответствует положениям Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике с учётом программы курса алгебры для 8 классов общеобразовательных учреждений, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) по математике; в соответствии с образовательной программой лицея. Рабочая программа ориентирована на УМК Ю.М. Колягин и др.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, а также на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:

Нормативные документы


Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, а также на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ от 29.12.012 №273-ФЗ «Об образовании»;

  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – основного общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 года)

  • Федерального государственного образовательные стандарты основного общего образования второго поколения (утв. приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897) с изменениями и дополнениями от 29. декабря.2014, 31 декабря 2015;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвящения России от 23 декабря 2020г. №766)

  • Учебный план на 2021-2022 учебный год

  • Учебно-календарный график МБОУ лицей №1 на 2021-2022 учебный год

  • Устава МБОУ лицей №1на 2021-2022 учебный год

  • Основная Образовательная Программа МБОУ лицея № 1.



Цели и задачи

Усвоенные знания и способы действий по математике в основной школе необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной школе, но и для решения реальных практических задач в повседневной жизни.

При разработке учебников авторы дополнительно ставили перед собой следующие

цели:

     

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • воспитание культуры личности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи:


При изучении курса алгебры на базовом уровне получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства». В рамках указанных линий решаются следующие задачи:

  • развитие представлений о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;

  • овладение символическим языком алгебры, выработка оперативных алгебраических умений и применение их к решению математических задач;

  • изучение свойств и графиков элементарных функций, использование представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический) для аргументации и доказательств.


«Место учебного предмета в учебном плане»

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение алгебры в 8 классе отводится 102 учебных часа. Согласно Образовательной программы «МБОУ лицей №1» и в соответствии с УМК по математике авторов : Ю.М. Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И. Шабунин преподавание ведётся по первому варианту – 3 часа в неделю.

В соответствии с учебно-календарным графиком, расписанием занятий МБОУ лицей №1 на изучение предмета алгебра отведено 103 часа

На повторение в начале учебного года отводится 4 часа, что целесообразно для успешного усвоения материала 8 класса.

На итоговое повторение в 8 классе по алгебре в конце года отводится 5 часов, остальные часы распределены по всем темам.





Последовательность изучения курса определяется содержанием учебника:


главы

§ учебника

Название глав курса

Количество уроков

Сроки

прохождения материала



Повторение курса 7 класса

4 ч.

01.09-08.09

Гл.1

§1 – 10

Неравенства

19 ч.

10.09-22.10

Гл.2

§11 – 19

Приближённые вычисления


8 ч.

25.10-15.11

Гл.3

§20 – 24

Квадратные корни


16 ч.

17.11-22.12

Гл.4

§25 – 34

Квадратные уравнения


23 ч.

24.12-25.02

Гл.5

§35 – 39

Квадратичная функция


16 ч.

28.02-15.04

Гл.6

§40 – 42

Квадратные неравенства


12 ч.

18.04-18.05



Повторение

5 ч.

20.05-30.05



Всего:

103 ч.










Раздел 2: «Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Планируемые результаты изучения курса алгебры в 8 класса.


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:


личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.


метапредметные:

    1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

    3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

    4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

    5. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

    6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    8. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информаци­онно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах мате­матики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  1. умение видеть математическую задачу в контексте проб­лемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  2. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятност­ной информации;

  3. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  4. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  6. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алго­ритмом;

  7. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  8. умение планировать и осуществлять деятельность, направ­ленную на решение задач исследовательского характера.


предметные:

    1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словес­ный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

    2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их из­учения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

    3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

    4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

    5. умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравен­ства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

    6. овладение системой функциональных понятий, функцио­нальным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функцио­нально-графические представления для описания и анали­за математических задач и реальных зависимостей;

    7. овладение основными способами представления и анализа статистических данных;

    8. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


Рациональные числа

Ученик научится:

  1. понимать особенности десятичной системы счисления;

  2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

  3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  3. научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.


Действительные числа

Ученик научится использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

Ученик получит возможность:

    1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

    2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными;

понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Алгебраические выражения

Ученик научится:

    1. владеть понятиями «тождество», «тождественное преоб­разование», решать задачи, содержащие буквенные данные; ра­ботать с формулами;

    2. выполнять преобразования выражений, содержащих сте­пени с целыми показателями;

    3. выполнять разложение многочленов на множители.

Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;


Уравнения

Ученик научится:

          1. решать основные виды линейных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

          2. понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных си­туаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

          3. применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Ученик получит возможность:

          1. овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

          2. применять графические представления для исследова­ния уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Ученик научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанную с понятием неравенства, свойства числовых неравенств

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса

Ученик получит возможность научиться:

  • разнообразным приемам доказательства неравенства; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики

применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты

Основные понятия. Числовые функции

Ученик научится:

  • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения)

  • строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков

понимать функцию как описание процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами

Ученик получит возможность научиться:

проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.р.)

использовать функциональные преставления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса


График контрольных работ

Диагностическая контрольная работа

08.09.2021

Контрольная работа №1 «Неравенства»

22.10.2020

Контрольная работа №2 «Приближённые вычисления»

15.11.2021

Контрольная работа №3 «Квадратные корни»

22.12.2021

Контрольная работа №4 «Квадратные уравнения»

25.02.2022

Контрольная работа №5 «Квадратичная функция»

15.04.2022

Контрольная работа №6 «Квадратные неравенства»

16.05.2022



Итоговая контрольная работа

25.05.2022


Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы; в конце учебной четверти.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ, обучающихся по математике.


Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).


Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом

проверки).


Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.


  1. Оценка устных ответов, обучающихся по математике


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если

  • удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.


3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.


3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.



























Раздел 3: Содержание учебного предмета


. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Алгебра – это раздел математики, обобщающий и развивающий знания о действиях с числами.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Занятия алгеброй помогут развить мышление, память, внимание, интуицию, научиться обосновывать свои высказывания.

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Даются первые знания по решению уравнений вида , где , по формуле корней, что позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач. Формируются понятия числовых неравенств, на которых основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводится понятие о числовых промежутках. Важное место занимает изучение квадратичных функций и их свойств, а также частных видов:  . Формируются умения решать неравенства вида:   которые опираются на сведения о графике квадратичной функции. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема и др.).


Система упражнений учебника состоит из стандартных и нестандартных заданий, разделенных специальными обозначениями на несколько групп.


1. Стандартные задания обязательного уровня математической подготовкизадания, выполнять которые должны научиться все школьники. Таких упражнений в учебнике примерно 50% и их номера никак не обозначены.

2. Стандартные задания чуть более сложные, чем задания обязательного уровня, выполнение которых необходимо время от времени требовать от школьников, чтобы гарантировать уверенное выполнение ими заданий обязательного уровня. Таких заданий примерно 25%, и они обозначены с помощью значка «○» рядом с номером задания.

3 . Нестандартные доступные задачи. Их примерно 20%. Эти задания обозначены значком « » рядом с номером. Практически все эти задания желательно обсудить с классом.

4. Нестандартные задачи, которые не предназначены для работы со всем классом, относятся к заданиям повышенной трудности. Они обозначены значком «*» и составляют 5%.


Методическая концепция обучения выражается в системно деятельностном подходе и принципах обучения, которые сформулированы ниже.


Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.


Принцип разделения трудностей. Математическая деятельность, которой должен овладеть школьник, является комплексной, состоящей из многих компонентов. Именно эта многокомпонентность является основной причиной испытываемых школьниками трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам делает материал доступнее. Нужно правильно и последовательно выбирать компоненты для обучения. Если некоторая математическая деятельность содержит в себе творческую и техническую компоненту, то, согласно принципу разделения трудностей, они изучаются отдельно.


Принцип укрупнения дидактических единиц.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью во времени и быстрым проявлением в памяти. Принцип УДЕ предполагает совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем. Принцип укрупнения дидактических единиц прекрасно работает в некоторых темах, например при изучении формул сокращенного умножения, формул комбинаторики, в арифметической и геометрической прогрессиях.


Принцип опережающего формирования ориентировочной основы действия (ООД) заключается:

в формировании представления обучающегося о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД должна составляться учениками совместно с учителем в ходе

выполнения системы заданий. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что дает возможность готовить базу к изучению нового материала и увеличивать время на их усвоение.


Принципы позитивной педагогики

Заложены в основе педагогики сопровождения, поддержки и сотрудничества с учеником. При этом у учащихся формируются критичность, здравый смысл и рациональность как интеллектуальная атмосфера гуманистического образования. В процессе обучения учитель воспитывает симпатией, уважением,

свободой, ответственностью и участием. В общении передаются, усваиваются и вырабатываются приемы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации, в результате которых формируется творчески-позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом, вырабатывается жизнестойкость,

расширяются возможности и перспективы здоровой жизни, полной радости и творчества.

Технология обучения строится на базе двух форм организации работы с классом. Одна из них — фронтальная беседа — используется в основном при изучении нового материала и при работе с нестандартными (развивающими задачами).

Вторая - самостоятельная письменная работа — применяется для формирования навыка решения стандартных задач.


Фронтальная беседа.

Работа строится в виде диалога учителя с классом, при этом учитель старается с помощью системы вопросов привлечь к нему как можно больше учащихся.


Письменная самостоятельная работа. Непременное требование, которому должна удовлетворять организация самостоятельной работы, — информация о её продолжительности до начала работы и анализ результатов непосредственно после ее окончания. Конечно, глубина анализа может быть различной, однако каждый ученик, закончив работу, как минимум, должен знать, какую ее часть

он выполнил верно, и где допустил ошибку. Это требование немедленного самоконтроля заставляет несколько иначе взглянуть на домашнюю работу школьников, а также на организацию контрольных работ.










. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ


  1. Неравенства (19 ч.)

Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

Основная цель – сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.

  1. Приближённые вычисления (8 ч.)

Приближённые значения величин. Погрешность приближения. Относительная погрешность. Простейшие вычисления с калькулятором. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием погрешности приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.

  1. Квадратные корни (16 ч.)

Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятие иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

  1. Квадратные уравнения (23 ч.)

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.

Основная цель – выработать умения и навыки в решении квадратных уравнений, уравнений, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.

  1. Квадратичная функция (16 ч.)

Определение квадратичной функции. Функции у=х2, у=ах2, у=ах2 + вх + с. Построение графика квадратичной функции.

Основная цель – научить строить график квадратичной функции.

  1. Квадратные неравенства (12 ч.)

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.

  1. Повторение. Решение задач. (5 ч.)




Раздел 4: Календарно-тематическое планирование

№ урока

Учебно-тематическое планирование

Сроки

Требования федерального стандарта

НРК Государственного стандарта


Педагогические условия и условия их реализации (методы, формы)

Программное и учебное методическое обеспечение

Контрольный материал

Составляющие образованности


Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентированная

Повторение курса 7 класса

01.09








Повторение курса 7 класса

03.09








Повторение курса 7 класса

06.09








Диагностическая контрольная работа

08.09








I. Неравенства (19 часов)

Положительные и отрицательные числа

10.09


Формировать умение применять свойства числовых неравенств при решении простейших задач на сравнение чисел и доказательства неравенств.

Формировать у учащихся умения и навыки складывать и умножать неравенства.


Сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.


Научить решать уравнения и неравенства с модулем.


Знать:

Определение рационального числа.


Определение числового неравенства и его основные свойства.


Формулировки теорем сложения и умножения неравенств.

Понятие строгого и нестрогого неравенства.

Понятие линейного неравенства с одним неизвестным, системы неравенств с одним неизвестным и их решения.


Что называется решением системы неравенств

Понятие модуля числа.

Уметь:

Применять свойства чисел при выполнении упражнений (в частности, решении уравнений).

Применять определение числового неравенства при решении упражнений.

Применять

свойства числовых неравенств при решении задач.

Применять

теоремы сложения и умножения неравенств при решении упражнений.

Решать неравенства с одним неизвестным и их системы, используя их геометрическую иллюстрацию.

Решать уравнения и неравенства, содержащие модуль.

Находить рациональное решение.

Осознавать:

Ценность полученных знаний и умений при решении различных задач.


Важность овладения речевой культурой и культурой диалога.



Объяснение нового материала, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам.


Таблицы «Свойства чисел», «Свойства неравенств»,

«Строгие и нестрогие неравенства», «Модуль числа». Презентация.

Работа по карточкам









Самостоятельная работа.№1

Самостоятельная работа.№2





Самостоятельная работа.№3

Положительные и отрицательные числа

13.09

Числовые неравенства

15.09

Основные свойства числовых неравенств

17.09


Основные свойства числовых неравенств

20.09

Сложение и умножение неравенств

22.09

Строгие и нестрогие неравенства

24.09

Неравенства с одним неизвестным

27.09

Решение неравенств

29.09



Решение неравенств

01.10

Решение неравенств

04.10

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки

06.10


Решение систем неравенств

08.10



Решение систем неравенств

11.10

Решение систем неравенств

13.10



Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

15.10


Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

18.10

Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

20.10

Контрольная работа №1 « Неравенства»

22.10







К/р

II. Приближённые вычисления (8 часов)

Приближённое значение величин. Погрешность приближения.

25.10


Познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения.


Выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.

Знать: Определение абсолютной погрешности. Правила округления чисел. Понятие относительной погрешности как оценки качества приближения. Знать стандартный вид числа. Назначение основных клавиш для выполнения арифметических операций на микрокалькуляторе.Алгоритм выполнения нескольких операций на микрокалькуляторе.Алгоритм выполнения операция с использованием ячеек памяти.

Уметь: Находить абсолютную погрешность. Находить приближенные значения с недостатком и с избытком при заданной точности приближения. Округлять числа. Находить относительную погрешность. Записывать число в стандартном виде. Включать калькулятор на компьютере, вводить числа и выполнять арифметические действия на калькуляторе. Применять ячейки памяти при выполнении арифметических действий на МК. Вести себя в компьютерном классе в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими нормами.

Осознать:

Самооценку саморазвития уровня интеллектуальных способностей.

Ценность полученных знаний и умений при решении различных задач, а также уметь применять свои знания на уроках физики.

Значение умений пользоваться калькулятором для члена общества.






Объяснение нового материала, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам.


Микрокалькулятор, компьютер

Работа по карточкам







Самостоятельная работа.№4



Самостоятельная работа.№5



Оценка погрешности.

27.10

Округление чисел.

30.10


Относительная погрешность

29.10


Простейшие вычисления на микрокалькуляторе

08.11


Стандартный вид числа

10.11


Вычисления на микрокалькуляторе степени и числа, обратного данному.

12.11



Контрольная работа №2 «Приближенные вычисления»

15.11







К/р

III. Квадратные корни (16 часов)

Арифметический квадратный корень

17.11


Систематизировать сведения о рациональных числах.

Ввести понятия иррационального и действительного чисел.

Научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.



Знать:

Определение арифметического квадратного корня из числа.

Определение рационального и иррационального чисел.

Определение понятия тождества.

Теорему о корне из произведения, из дроби.


Уметь: Применять определение арифметического квадратного корня при решении упражнений. Обращать бесконечную периодическую десятичную дробь в обыкновенную. С помощью МК выполнять практические действия над иррациональными числами, заменяя их десятичными приближениями. Выносить множитель из-под знака корня и вносить множитель под знак корня. Выполнять деление квадратных корней. Избавляться от иррациональности в знаменателе дроби.

Осознавать:

ценность информации в человеческой деятельности;

ценности применения методов тождественных преобразований при изучении смежных дисциплин;

самооценку саморазвития уровня интеллектуальных способностей;

важность овладения речевой культурой и культурой диалога.


Объяснение нового материала, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам, тест, Презентация.


Таблица «Арифметический квадратный корень», «Квадратный корень из степени, произведения, дроби»

Работа по карточкам

Самостоятельная работа.№6

Самостоятельная работа.№7

Самостоятельная работа.№8




Арифметический квадратный корень

19.11

Арифметический квадратный корень

22.11

Действительные числа

24.11


Действительные числа

26.11

Квадратный корень из степени

29.11


Квадратный корень из степени

01.12

Квадратный корень из степени

03.12

Квадратный корень из произведения

06.12


Квадратный корень из произведения

08.12

Квадратный корень из произведения

10.12

Квадратный корень из дроби

13.12


Квадратный корень из дроби

15.12

Решение упражнений

17.12


Решение упражнений

20.12








Контрольная работа №3 «Квадратные корни»

22.12







К/р


IV. Квадратные уравнения (23 час)

Квадратные уравнения и его корни

24.12


Выработать умения решать квадратные уравнения.

Выработать умения решать уравнения, сводящиеся к квадратным.

Выработать умения решать задачи с помощью квадратных уравнений.

Рассмотреть методы решения систем уравнений второй степени, причем основное внимание уделяется решению систем, в которых одно из уравнений второй степени, а другое первой, способом подстановки.

Знать:

Общий вид квадратного уравнения и называть его коэффициенты.

Методы решений неполных квадратных уравнений.

Метод выделения полного квадрата. Понятие дискриминанта. Формулу корней квадратного уравнения. Формулу корней приведенного квадратного уравнения. (Теорема Виета)


Уметь:

Решать квадратные уравнения общего вида.

Решать неполные квадратные уравнения.

Решать приведенные квадратные уравнения с помощью формулы Виета. Решать задачи с помощью составления квадратных уравнений.

Решать системы, содержащие уравнения второй степени.

Выработать умение аргументировать действия, находить рациональное решение.

Осознавать:


ценность информации в человеческой деятельности;

ценности применения методов тождественных преобразований при изучении смежных дисциплин;

самооценку саморазвития уровня интеллектуальных способностей;

важность овладения речевой культурой и культурой диалога.


Объяснение нового материала, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам, тест, Презентация «Квадратные уравнения».





Таблица «Квадратные уравнения», «Приведённое квадратное уравнение»













Самостоятельная работа.№9


Самостоятельная работа.№10







Самостоятельная работа.№11











Квадратные уравнения и его корни

27.12

Неполные квадратные уравнения

29.12


Неполные квадратные уравнения

10.01

Метод выделения полного квадрата

12.01

Решение квадратных уравнений

14.01




Решение квадратных уравнений

17.01

Решение квадратных уравнений

19.01

Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета.

21.01



Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета.

24.01

Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета.

26.01

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

28.01



Уравнения, сводящиеся к квадратным.

31.01

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

02.02

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

04.02



Решение задач с помощью квадратных уравнений.

07.02

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

09.02

Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

11.02



Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

14.02

Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

16.02

Решение упражнений

18.02


Решение упражнений

21.02








Контрольная работа №4 « Квадратные уравнения»

25.02







К/Р

V. Квадратичная функция (16 час)

Определение квадратичной функции

28.02

Научить строить график квадратичной функции.

Формировать умение определять по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, нули функции.

Повторить решение систем двух уравнений, одно из которых первой, а другое второй степени.

Знать:

Понятие квадратичной функции и нулей функции.

Как выглядит и как называется график функции y = x2

Формулы нахождения координат вершин параболы.

Алгоритм построения параболы.


Уметь: По графику функции y = x2 перечислять ее свойства. По формуле, задающей функцию вида y = аx2, опреде- лять направление ветвей параболы, строить по точкам с использованием свойств симметрии параболы y = аx2 относительно оси Оу графики функций вида y=аx2 при конкретных значениях а. Находить координаты вершины параболы, строить ось симметрии, определять направление ветвей параболы. Строить параболу методом сдвигов. Строить параболы по заданному алгоритму.

Осознавать: ценность полученных знаний и умений при решении различных задач, а также уметь применять свои знания на уроках физики, геометрии;

значимость и ответственность за качество приобретенных знаний и умений;

важность овладение приемами самоконтроля и самооценки;

необходимость способности к самооценке в диалоге, умения принимать критику.


Объяснение, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам, тест, Презентация «Квадратичная функция».


Таблица «Квадратичная функция»




Самостоятельная работа.№12


Самостоятельная работа.№13




Функция y=x2.

02.03


Функция y=x2.

04.03

Функция y=аx2

09.03



Функция y=аx2

11.03

Функция y=аx2

14.03

Функция y=аx2+bx+c.

16.03



Функция y=аx2+bx+c.

18.03

Функция y=аx2+bx+c.

21.03

Построение графика квадратичной функции.

23.03




Построение графика квадратичной функции.

04.04

Построение графика квадратичной функции.

06.04

Построение графика квадратичной функции.

08.04

Решение упражнений

11.04


Решение упражнений

13.04

Контрольная работа №5 «Квадратичная функция»



15.04







К/Р

VI. Квадратные неравенства (12 часов)

Квадратное неравенство и его решение

18.04


Выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции

Привести аналитический способ решения квадратных неравенств.

Сформировать умение решать неравенства методом интервалов.

Знать:

Понятие квадратичного неравенства.

Аналитический способ решения квадратичного неравенства.

Алгоритм решения квадратичного неравенства методом интервалов.


Уметь:

Решать квадратичные неравенства аналитическим способом.

Решать квадратичные неравенства с помощью графика квадратичной функции.

Применять метод интервалов при решении неравенств.

Осознавать:

что введение новых выражений обусловлено потребностями практики, а также внутренними потребностями математики;

роль математики в повседневной жизни человека;

ценности применения методов тождественных преобразований при изучении смежных дисциплин.

Объяснение нового материала, работа с книгой, фронтальный опрос, тренинг:

-упражнения в учебнике;

-упражнения с/р, работа по карточкам, тест, Презентация «Метод интервалов, метод лепестков».


Таблица «Квадратные неравенства»




Самостоятельная работа.№14

Самостоятельная работа.№15


Квадратное неравенство и его решение

20.04

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

22.04


Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

25.04

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

27.04

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

29.04

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

04.05

Метод интервалов.

06.05


Метод интервалов.

11.05



Исследование квадратного трёхчлена


13.05

Контрольная работа №6 «Квадратные неравенства»

16.05

Решение упражнений

18.05







К/р

Итоговое повторение (5 часов)

Неравенства

20.05








Самостоятельная работа.№16


Квадратные корни

23.05


Итоговая контрольная работа

25.05

102

Квадратные неравенства

27.05








103

Квадратные уравнения и неравенства

30.05












Раздел 5 «Формы промежуточной аттестации»


В конце года учащиеся должны выполнить итоговую контрольную работу.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. 

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. 

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, контрольных работ.





















Раздел 6: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ авт. [ Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др. ] – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

  2. Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – Москва, «Просвещение», 2021

  3. КИМ Алгебра. 8 класс/ сост.Л.И.Мартышова. – Москва: ВАКО, 2020 г

  4. Книга для учителя. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва и др. – М.: Просвещение

  5. Цифровые образовательные ресурсы.


Технические средства обучения:


  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Банк презентаций по темам урока

  5. Банк электронных тренировочных, проверочных работ для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроке.



















КИМ алгебра 8 Колягин
































Информационный лист

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________