Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Принято на заседании Утверждена
педагогического совета ______ Директор школы ___________ И.И. Ниникина
Протокол ______ от _______ 2020 г. Приказ ______ от _______2020 г.
Рабочая программа
библиотечно-литературного кружка
"Юный книголюб"
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации 1 год.
Возраст обучающихся 7-10 лет.
Программа переработана и
адаптирована учителем
1 квалификационной категории
Алтуховой Мариной Ивановной
с. Глебово, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительной образовательной программы библиотечно-литературного кружка «Юный книголюб» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)
3. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р "Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р г. Москва "Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
6. Письмо департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 №06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
7. Приложения к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. 3 30-15-433-/16. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
8. Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
9. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 14 декабря 2015 г. № 093564 «О реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Актуальность
Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Содержание программы «Юный книголюб» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение. позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе (обучающиеся 7 – 10 лет). Общее количество часов в год – 70.
Цели кружка:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи кружка:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно - эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
формировать правила обращения с книгой;
познакомить обучающихся с историей создания книги и историей развития библиотек;
развивать приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты, устранить повреждения;
Методы обучения:
Формы организации кружка:
Литературные игры
Чтения и обсуждения
Уроки информационной культуры
Путешествия по страницам книг
Конкурсы
Виртуальные экскурсии
Планируемы результаты освоения программы
В результате освоения программы формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
развивать чувство ритма и координацию движения;
пополнять словарный запас;
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные умения:
участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, театре и т. д.
оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | От глиняной таблички к печатной страничке | 4 |
3 | Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! | 10 |
4 | Чудесная страна Библиотека | 8 |
5 | Как продлить жизнь книге? | 10 |
6 | По страницам добрых книг | 37 |
| ИТОГО: | 70 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Беседа «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Знакомство с программой кружка. Чтение и обсуждение пословиц о книге.
От глиняной таблички к печатной страничке (4 ч)
Возникновение письменности. Письменность древних народов. Происхождение и развитие алфавита. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян. Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Книгопечатание в настоящее время.
Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! (10 ч)
Книга. Элементы структуры книги. Рассказ о конкретной книге с учётом её структуры (обложка, форзац, титульный лист, оглавление)
Книга как предмет искусства. Искусство художественного оформления книги.. Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они, авторы самых любимых картинок? Владимир Григорьевич Сутеев. Рассматривание книг В. Г. Сутеева. Чтение и обсуждение произведения В. Г. Сутеева «Мешок яблок». Инсценирование отдельных сцен. Презентация «Евгений Иванович Чарушин». Рассматривание, чтение и обсуждение книги Е. И. Чарушина «Про Томку». Рассматривание, чтение и обсуждение книги Е. И. Чарушина « Волчишко и другие». Народный художник и иллюстратор – Юрий Алексеевич Васнецов. Просмотр презентации. Рассматривание репродукций картин Ю. А. Васнецова к известным сказкам. Викторина по сказкам. Художники-иллюстраторы детских книг. И. Я. Билибин. Игра «Угадай сказку».
Чудесная страна Библиотека (8 ч)
Презентация «История появления библиотек». Виртуальная экскурсия «Самые известные библиотеки мира». Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. Библиотекарь. Кто он? Просмотр презентации. Знакомство с фондом.
Книжные выставки. Подготовка и оформление тематической книжной выставки. Обзор книжной выставки. Чтение и обсуждение книги с выставки.
Как продлить жизнь книге? (10 ч)
Беседа «Чего боится книга?» Создание памятки «Книгу можно сохранить, если бережнее с ней быть». Выставка старых и нуждающихся в ремонте книг. Мастер-класс по ремонту книг. Обучение учащихся простейшему ремонту книг. Операция «Книжкина больница». Мультимедийный урок «История появления закладки. Виды и типы закладок». Изготовление закладок.
По страницам добрых книг (37 ч)
Русские народные сказки о животных. Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Секреты волшебных сказок. Чтение сказки «Морозко». Бытовые сказки. Чтение сказки «Умный мужик». Конкурс «Знатоки русских сказок». Сказки разных народов. Чтение украинской сказки «Колосок», Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка». Чтение нанайской сказки «Айога». Иллюстрирование сказки. Выставка рисунков. Инсценировка сказки по выбору кружковцев
Литературная сказка. Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик». В гости к Андерсену. Выставка книг великого сказочника. Чтение сказок Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Огниво». Выставка книг Ш. Перро. Презентация «Удивительный мир сказок Шарля Перро». Чтение сказок Шарля Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Презентация «Сказочный мир братьев Гримм». Чтение сказки братьев Гримм. «Храбрый портняжка». Игра-викторина «По следам литературных сказок».
Презентация «Русские поэты о Родине, о родной природе». Чтение стихотворений русских поэтов о Родине, о родной природе. Подготовка к конкурсу чтецов «Времена года в стихотворениях русских поэтов». Конкурс чтецов «Времена года в стихотворениях русских поэтов». Устный журнал «Любимых детских книг творец и верный друг ребят». Чтение рассказа Аркадий Гайдар «Совесть».
Нравственные уроки Евгения Пермяка. Жизнь дана на добрые дела. Чтение рассказов Евгения Пермяка «Надёжный человек», «Чужая калитка». Н. Н. Носов – детских книг творец . Чтение книг Н. Н. Носова «Заплатка», «Огурцы». Инсценирование рассказов Н. Носова «Фантазёры», «Живая шляпа». Волшебная сила слов и поступков в рассказах В. Осеевой. Чтение произведений Валентины Осеевой «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово». Презентация «Мудрые советы Леонида Пантелеева». Чтение книги Леонида Пантелеева «Честное слово». Конкурс рисунков «Герой моей любимой книги». Презентация любимой книги. Внеклассное мероприятие «Славим книгу!». Викторина «Писатели нашего детства».
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ занятия | Планируемая дата занятия | Фактическая дата занятия | Тематика теоретической и практической части занятия | Всего количество часов |
| | | Введение | 1 ч |
| | | Теория: Знакомство с программой кружка Практика: Беседа «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Чтение и обсуждение пословиц о книге. | 1 |
| | | От глиняной таблички к печатной страничке | 4 ч |
| | | Теория: Возникновение письменности. Письменность древних народов Практика: | 1 |
| | | Теория: Происхождение и развитие алфавита. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян Практика: | 1 |
| | | Теория: Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца Практика: | 1 |
| | | Теория: Книгопечатание в настоящее время | 1 |
| | | Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! | 10 ч |
| | | Теория: Книга. Элементы структуры книги Практика: | 1 |
| | | Теория: Практика: Рассказ о конкретной книге с учётом её структуры (обложка, форзац, титульный лист, оглавление) | 1 |
| | | Теория: Книга как предмет искусства. Искусство художественного оформления книги. Практика: | 1 |
| | | Теория: Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они, авторы самых любимых картинок? Владимир Григорьевич Сутеев. Практика: Рассматривание книг В. Г. Сутеева | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение и обсуждение произведения В. Г. Сутеева «Мешок яблок». Инсценирование отдельных сцен | 1 |
| | | Теория: Художники-иллюстраторы детских книг. Презентация «Евгений Иванович Чарушин» Практика: | 1 |
| | | Теория: Практика: Рассматривание, чтение и обсуждение книги Е. И. Чарушина «Про Томку». | 1 |
| | | Теория: Практика: Рассматривание, чтение и обсуждение книги Е. И. Чарушина « Волчишко и другие» | 1 |
| | | Теория: Народный художник и иллюстратор – Юрий Алексеевич Васнецов Просмотр презентации. Практика: Рассматривание репродукций картин Ю. А. Васнецова к известным сказкам. Викторина по сказкам. | 1 |
| | | Теория: Художники-иллюстраторы детских книг. И. Я. Билибин Практика: Игра «Угадай сказку» | 1 |
| | | Чудесная страна Библиотека | 8 ч |
| | | Теория: Презентация «История появления библиотек» Практика: | 1 |
| | | Теория: Виртуальная экскурсия «Самые известные библиотеки мира» Практика: | 1 |
| | | Теория: Правила поведения в библиотеке Практика: Экскурсия в школьную библиотеку | 1 |
| | | Теория: Библиотекарь. Кто он? Просмотр презентации. Практика: Знакомство с фондом. | 1 |
| | | Теория: Книжные выставки Практика: Подготовка и оформление тематической книжной выставки. | 1 |
| | | Теория: Книжные выставки Практика: Обзор книжной выставки | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение и обсуждение книги с выставки | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение и обсуждение книги с выставки | 1 |
| | | Как продлить жизнь книге? | 10 ч |
| | | Теория: Беседа «Чего боится книга?» Практика: Создание памятки «Книгу можно сохранить, если бережнее с ней быть» | 1 |
| | | Теория: Практика: Выставка старых и нуждающихся в ремонте книг. Мастер-класс по ремонту книг. Обучение учащихся простейшему ремонту книг. | 1 |
| | | Теория: Практика: Операция «Книжкина больница». | 1 |
| | | Теория: Практика: Операция «Книжкина больница» | 1 |
| | | Теория: Практика: Операция «Книжкина больница» | 1 |
| | | Теория: Практика: Операция «Книжкина больница» | 1 |
| | | Теория: Мультимедийный урок «История появления закладки. Виды и типы закладок». Практика: | 1 |
| | | Теория: Практика: Изготовление закладок. | 1 |
| | | Теория: Практика: Изготовление закладок. | 1 |
| | | Теория: Практика: Изготовление закладок. | 1 |
| | | По страницам добрых книг | 37 ч |
| | | Теория: Русские народные сказки о животных. Практика: Чтение сказки «Кот, петух и лиса» | 1 |
| | | Теория: Русские народные сказки. Секреты волшебных сказок. Практика: Чтение сказки «Морозко» | 1 |
| | | Теория: Русские народные сказки. Бытовые сказки. Практика: Чтение сказки «Умный мужик» | 1 |
| | | Теория: Практика: Конкурс «Знатоки русских сказок» | 1 |
| | | Теория: Сказки разных народов. Практика: Чтение украинской сказки «Колосок» | 1 |
| | | Теория: Сказки разных народов. Практика: Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение нанайской сказки «Айога» | 1 |
| | | Теория: Практика: Иллюстрирование сказки. Выставка рисунков | 1 |
| | | Теория: Практика: Инсценировка сказки по выбору кружковцев | 1 |
| | | Теория: Практика: Инсценировка сказки по выбору кружковцев | 1 |
| | | Теория: Практика: Инсценировка сказки по выбору кружковцев | 1 |
| | | Теория: Литературная сказка. Практика: Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик». | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик». | 1 |
| | | Теория: В гости к Андерсену. Выставка книг великого сказочника. Практика: Чтение сказок Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Огниво» | 1 |
| | | Теория: Выставка книг Ш. Перро. Презентация «Удивительный мир сказок Шарля Перро» Практика: Чтение сказок Шарля Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» | 1 |
| | | Теория: Презентация «Сказочный мир братьев Гримм» Практика: Чтение сказки братьев Гримм. «Храбрый портняжка» | 1 |
| | | Теория: Практика: Игра-викторина «По следам литературных сказок» | 1 |
| | | Теория: Презентация «Русские поэты о Родине, о родной природе» Практика: Чтение стихотворений русских поэтов о Родине, о родной природе. | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение стихотворений русских поэтов о Родине, о родной природе. | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение стихотворений русских поэтов о Родине, о родной природе. Подготовка к конкурсу чтецов «Времена года в стихотворениях русских поэтов» | 1 |
| | | Теория: Практика: Конкурс чтецов «Времена года в стихотворениях русских поэтов» | 1 |
| | | Теория: Устный журнал «Любимых детских книг творец и верный друг ребят» Практика: Чтение рассказа Аркадий Гайдар «Совесть» | 1 |
| | | Теория: Нравственные уроки Евгения Пермяка Практика: Жизнь дана на добрые дела. Чтение рассказа Евгения Пермяка «Надёжный человек» | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение рассказа Евгения Пермяка «Чужая калитка» | 1 |
| | | Теория: Н. Н. Носов – детских книг творец Практика: Чтение книг Н. Н. Носова «Заплатка», «Огурцы» | 1 |
| | | Теория: Практика: Инсценирование рассказов Н. Носова «Фантазёры», «Живая шляпа» | 1 |
| | | Теория: Волшебная сила слов и поступков в рассказах В. Осеевой. Практика: Чтение произведения Валентины Осеевой «Добрая хозяюшка» | 1 |
| | | Теория: Практика: Чтение произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» | 1 |
| | | Теория: Презентация «Мудрые советы Леонида Пантелеева» Практика: Чтение книги Леонида Пантелеева «Честное слово» | 1 |
| | | Теория: Практика: Конкурс рисунков «Герой моей любимой книги» | 1 |
| | | Теория: Практика: Презентация любимой книги | 1 |
| | | Теория: Практика: Внеклассное мероприятие «Славим книгу!» | 1 |
| | | Теория: Практика: Викторина «Писатели нашего детства». | 1 |