СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Билет в будущее" ( 1 вариант ФГОС УО, 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Билет в будущее" ( 1 вариант ФГОС УО, 9 класс)»



Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о.директора Центра:

________________

/О.В. Панасенкова /


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

/О.В. Панасенкова /


ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО профильных дисциплин

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ /О.А. Бурченкова /










Рабочая программа по факультативу

«Билет в будущее»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

9 «Б» класса

на 2024 – 2025 учебный год








Программу составила:

Бурченкова Ольга Александровна

учитель

высшей квалификационной категории






 Смоленск 2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Актуальность курса  обусловлена рядом факторов:

  • Психологической неготовностью  к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

  • Отсутствием ясной жизненной перспективы

  • Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей        при определении профиля и содержания профессии,

  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.

Цель программы:

Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1.      Формировать актуальное для подростков “информационное поле” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2.      Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3.      Познакомить учащихся с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

4.      Повысить уровень психологической компетентности обучающихся за счет получения  соответствующих знаний и умений. Расширить границы самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

1.      Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Приобретать практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности обучающегося;

3.      Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

4.      Развивать способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

1.      Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.      Выявлять интересы, склонности обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

3.      Формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

4.      Создать условия для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации,  корректировать выбор, презентовать себя);

5.      Формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

6.      Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Формы занятий – рассказ, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий, познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

Рабочая программа «Билет в будущее» составлена в соответствии с планом воспитательной работы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска» на 2024-2025 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) предназначена для реализации в группе, состоящей из обучающихся 9 классов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  •  заинтересованность в развитии своих способностей,

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,

  • развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;

  • проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей

  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

Критерии успешности прохождения программы

  • Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

  • Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.

  • Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об  устройстве общества, знание признаков предметов, профессий  и узнавание  предметов  и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.


Содержание курса

Тема 1. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека.

Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”.

Тема 2. Мир профессий. 

Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность.

Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.

Тема 3. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума)

Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.

Тема 4. Профессия типа “Человек – техника”.

Тема 5. Профессия типа “Человек – природа”. 

Тема 6. Профессия типа “Человек – знаковая система”. 

Тема 7. Профессия типа “Человек – человек”. 

Тема 8. Здоровье и выбор профессии. 

Зависимость профессии от физического и психического здоровья.

Тема 9. Практическая работа по самоанализу своих способностей. 

Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.

Тема 10. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии».  История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг - тест – определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г.Айзенка.

Тема 11. Современный рынок труда и его требования. 

Современный рынок труда. Востребованные профессии. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.

Тема 12. Внимание. 

Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.

Тема 13. Мышление. 

Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Приемы развития.

Тема 14. Эмоциональное состояние личности. 

Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер “Шкала самооценки”.

Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.

Тема 15. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. 

Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”.

Тема 16. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» 

Интересы учащихся. Анализ своих способностей.

Тема 17. Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области.

Колледжи и профессиональные училища города Смоленска и области.

Тема 18.Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж» .

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.









Тематическое планирование

9 «Б» класс

п/п

Наименование разделов/тем программы

Кол-во часов

1

Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека.

4

2

Мир профессий

4

3

Знакомство с профессиограммами

2

4

Профессия типа «Человек – техника»

4

5

Профессия типа «Человек – природа»

4

6

Профессия типа «Человек – знаковая система»

4

7

Профессия типа «Человек – человек»

4

8

Здоровье и выбор профессии

4

9

Практическая работа по самоанализу своих способностей

2

10

Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии»

2

11

Современный рынок труда и его требования

6

12

Внимание

4

13

Мышление

4

14

Эмоциональное состояние личности

4

15

Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры

4

16

Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» 

6

17

Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области.

2

18

Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж»

2


Итого

66
















Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Билет в будущее»

на 2024/2025 учебный год

9 «Б» класс

Количество часов:

66 ч.

на первое полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч.

на второе полугодие всего:

34 ч., в неделю 2 ч.

Дополнительная литература:    

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой.

  2. «Закон об образовании».

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография


п/п


Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

Дата проведения


По плану

По факту

1 четверть – 18 часов

1,2

Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека

4

03.09

05.09


3,4

10.09

12.09


5,6

7,8

Мир профессий. 

4

17.09

19.09

24.09

26.09


9,10

Знакомство с профессиограммами 

2

01.10

03.10


11,12

13,14

Профессия типа “Человек – техника”. 

4

08.10

10.10

15.10

17.10


15,16,17,18

Профессия типа “Человек – природа”.

4

22.10

24.10

29.10

31.10


2 четверть - 14 часов

1,2

3,4

Профессия типа “Человек – знаковая система”. 

4

12.11

14.11

19.11

21.11


5,6

7,8

Профессия типа “Человек – человек”.

4

26.11

28.11

03.12

05.12


9,10

11,12


Профессия типа “Человек – художественный образ”. 

4

10.12

12.12

17.12

19.12


13,14

Здоровье и выбор профессии

2

24.12

26.12


3 четверть – 20 часов

1,2


Практическая работа по самоанализу своих способностей

2

14.01

16.01


3,4

Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии»

2

21.01

23.01


5,6

Современный рынок труда и его требования. 

2

28.01

30.01


7,8

Деловая игра «Кадровый вопрос».

2

04.02

06.02


9,10,

11, 12

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов».

4

11.02

13.02

25.02

27.02


13,14

Практическая работа по написанию резюме.

2

04.03

06.03


15,16

Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание

2

11.03

13.03


17,18

Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания.

2

18.03

20.03


19,20

Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность.

2

25.03

27.03


4 четверть - 14 часов

1,2

Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры.

2

08.04

10.04


3,4

Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность

2

15.04

17.04


5,6

7,8

Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» 

4

22.04

24.04

29.04

06.05


9,10

Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей 

2

13.05

15.05


11,12

Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области

2

20.05

22.05


13,14

Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж»

2

27.05

29.05






Планирование составила:_________________ / О.А. Бурченкова/