Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о.директора Центра: ________________ /О.В. Панасенкова / | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ /О.В. Панасенкова / | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО профильных дисциплин Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /О.А. Бурченкова / |
Рабочая программа по факультативу
«Билет в будущее»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
9 «Б» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила:
Бурченкова Ольга Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
Смоленск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Актуальность курса обусловлена рядом факторов:
Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
Отсутствием ясной жизненной перспективы
Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии,
Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Цель программы:
Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формировать актуальное для подростков “информационное поле” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Познакомить учащихся с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повысить уровень психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширить границы самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретать практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности обучающегося;
3. Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Развивать способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявлять интересы, склонности обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создать условия для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Формы занятий – рассказ, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий, познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
Рабочая программа «Билет в будущее» составлена в соответствии с планом воспитательной работы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска» на 2024-2025 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) предназначена для реализации в группе, состоящей из обучающихся 9 классов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,
развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей
совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об устройстве общества, знание признаков предметов, профессий и узнавание предметов и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. |
Содержание курса
Тема 1. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека.
Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные интересы”, “склонности”.
Тема 2. Мир профессий.
Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность.
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.
Тема 3. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума)
Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.
Тема 4. Профессия типа “Человек – техника”.
Тема 5. Профессия типа “Человек – природа”.
Тема 6. Профессия типа “Человек – знаковая система”.
Тема 7. Профессия типа “Человек – человек”.
Тема 8. Здоровье и выбор профессии.
Зависимость профессии от физического и психического здоровья.
Тема 9. Практическая работа по самоанализу своих способностей.
Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.
Тема 10. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг - тест – определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г.Айзенка.
Тема 11. Современный рынок труда и его требования.
Современный рынок труда. Востребованные профессии. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.
Тема 12. Внимание.
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.
Тема 13. Мышление.
Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Приемы развития.
Тема 14. Эмоциональное состояние личности.
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер “Шкала самооценки”.
Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.
Тема 15. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры.
Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”.
Тема 16. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?»
Интересы учащихся. Анализ своих способностей.
Тема 17. Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области.
Колледжи и профессиональные училища города Смоленска и области.
Тема 18.Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж» .
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Тематическое планирование
9 «Б» класс
№ п/п | Наименование разделов/тем программы | Кол-во часов |
1 | Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. | 4 |
2 | Мир профессий | 4 |
3 | Знакомство с профессиограммами | 2 |
4 | Профессия типа «Человек – техника» | 4 |
5 | Профессия типа «Человек – природа» | 4 |
6 | Профессия типа «Человек – знаковая система» | 4 |
7 | Профессия типа «Человек – человек» | 4 |
8 | Здоровье и выбор профессии | 4 |
9 | Практическая работа по самоанализу своих способностей | 2 |
10 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» | 2 |
11 | Современный рынок труда и его требования | 6 |
12 | Внимание | 4 |
13 | Мышление | 4 |
14 | Эмоциональное состояние личности | 4 |
15 | Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры | 4 |
16 | Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 6 |
17 | Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области. | 2 |
18 | Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж» | 2 |
| Итого | 66 |
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Билет в будущее»
на 2024/2025 учебный год
9 «Б» класс
Количество часов: 66 ч. | на первое полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч. | на второе полугодие всего: 34 ч., в неделю 2 ч. |
Дополнительная литература:
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой.
«Закон об образовании».
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 четверть – 18 часов |
1,2 | Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека | 4 | 03.09 05.09 | |
3,4 | 10.09 12.09 | |
5,6 7,8 | Мир профессий. | 4 | 17.09 19.09 24.09 26.09 | |
9,10 | Знакомство с профессиограммами | 2 | 01.10 03.10 | |
11,12 13,14 | Профессия типа “Человек – техника”. | 4 | 08.10 10.10 15.10 17.10 | |
15,16,17,18 | Профессия типа “Человек – природа”. | 4 | 22.10 24.10 29.10 31.10 | |
2 четверть - 14 часов |
1,2 3,4 | Профессия типа “Человек – знаковая система”. | 4 | 12.11 14.11 19.11 21.11 | |
5,6 7,8 | Профессия типа “Человек – человек”. | 4 | 26.11 28.11 03.12 05.12 | |
9,10 11,12 | Профессия типа “Человек – художественный образ”. | 4 | 10.12 12.12 17.12 19.12 | |
13,14 | Здоровье и выбор профессии | 2 | 24.12 26.12 | |
3 четверть – 20 часов |
1,2 | Практическая работа по самоанализу своих способностей | 2 | 14.01 16.01 | |
3,4 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии» | 2 | 21.01 23.01 | |
5,6 | Современный рынок труда и его требования. | 2 | 28.01 30.01 | |
7,8 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 2 | 04.02 06.02 | |
9,10, 11, 12 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 4 | 11.02 13.02 25.02 27.02 | |
13,14 | Практическая работа по написанию резюме. | 2 | 04.03 06.03 | |
15,16 | Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание | 2 | 11.03 13.03 | |
17,18 | Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. | 2 | 18.03 20.03 | |
19,20 | Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на профессиональную деятельность. | 2 | 25.03 27.03 | |
4 четверть - 14 часов |
1,2 | Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. | 2 | 08.04 10.04 | |
3,4 | Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность | 2 | 15.04 17.04 | |
5,6 7,8 | Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 4 | 22.04 24.04 29.04 06.05 | |
9,10 | Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей | 2 | 13.05 15.05 | |
11,12 | Колледжи и профессиональные училища Смоленска и области | 2 | 20.05 22.05 | |
13,14 | Экскурсия в ОГБПОУ « Смоленский педагогический колледж» | 2 | 27.05 29.05 | |
Планирование составила:_________________ / О.А. Бурченкова/