Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Курска
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании МО на педагогическом совете приказом директора МБОУ
протокол протокол «Средняя общеобразовательная
от «__» августа 2022 г. от «__» августа 2022 г. школа №17» №_1 № 1 от «01» сентября 2022 г.
_________Е.Л.Блинова № ______
________Л.С.Гонюкова
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО
«Биологические задачи:
способы и алгоритмы решения»
Возраст обучающихся – 15-16 лет
Срок реализации – 1 год
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Кононенко Наталия Федоровна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
Курск – 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ), возник вопрос: «А как теперь готовить учащихся к предстоящему экзамену?». Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма предлагаемых элективных курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.
В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», была составлена данная рабочая программа внеурочной деятельности «Биологические задачи: способы и алгоритмы решения». Программа составлена в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Биологические задачи: способы и алгоритмы решения» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. В рамках реализации программы предполагается использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года».
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2017 года по биологии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ.
Основной направленностью программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы. Однако знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене, требуют систематизации.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы состоят в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.
Цель и задачи программы
• подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации
Задачи
• отработка и закрепление знаний базового уровня
• повышение качества знаний учащихся
• обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА
Рабочая программа предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственногоорганизма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Отличительные особенности данной программы
Методика проведения занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся 9 классов (возраст 15 – 16 лет), участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 2 часа – резервное время).
Формы и режим занятий
На занятиях, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями. Анализ результатов ОГЭ по биологии прошлых лет. Анкетирование учащихся 9 класса. Обобщение и систематизация знаний по предмету.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год. Формы подведения итогов реализации программы В конце учебного года предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному учащимися.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений и животных;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | Коррекция | | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | | |
Введение (2 ч). | | |
1. | | Вводное занятие. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | 1 | | | | |
2. | | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | | 1 | | | |
3. | | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы. | | 1 | | | |
4. | | Царство Растения. Строение. Царство Растения. Систематика. | 1 | | | | |
5. | | Царство Животные. Беспозвоночные. | 1 | | | | |
6. | | Царство Животные. Позвоночные. | 1 | | | | |
7. | | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. | 1 | | | | |
8. | | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | | | | |
9. | | Опора и движение. Внутренняя среда. | 1 | | | | |
10. | | Транспорт веществ. Питание и дыхание. | 1 | | | | |
11. | | Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Органы чувств. | | | | | |
12. | | Психология и поведение человека. | 1 | | | | |
13. | | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. | 1 | | | | |
14. | | Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | | | | |
15. | | Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира. | 1 | | | | |
16. | | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме. | | 1 | | | |
17. | | Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого. | | 1 | | | |
18. | | Умение оценивать правильность биологических суждений. | | 1 | | | |
19. | | Умение проводить множественный выбор. | | 1 | | | |
20. | | Умение устанавливать соответствие. | | 1 | | | |
21. | | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов. | | 1 | | | |
22. | | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. | | 1 | | | |
23. | | Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. | | 1 | | | |
24. | | Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). | | 1 | | | |
25. | | Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме. | | 1 | | | |
26. | | Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания. | | 1 | | | |
27. | | Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания. | | 1 | | | |
28. | | Выполнение заданий, вызывающих наибольшие затруднения. | | 1 | | | |
29. | | Выполнение заданий, вызывающих наибольшие затруднения. | | 1 | | | |
30. | | Диагностическая работа. | | 1 | | | |
31. | | Анализ диагностической работы, коррекция знаний. | 1 | | | | |
32. | | Заключительное занятие | 1 | | | | |
Резервное время – 2 часа | 31. | Анализ диагностической работы, коррекция знаний. |
Содержание рабочей программы
Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
Средства контроля
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках биологии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Учебно-методические средства обучения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Методические пособия для учителя
Печатные пособия
Таблицы биологического содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам биологии.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Телевизор.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Приборы: микроскопы; лупы; расходные материалы к микроскопам, микропрепараты.
Модели объемные.
Модели-аппликации: размножение сосны, размножение шляпочного гриба, классификация растений и животных.
Муляжи: корнеплоды, набор овощей, ранний бергамот, яблоко Мичурина, томаты, плоды, грибы.
Гербарии: культурных растений, по курсу ботаники, деревья и кустарники, дикорастущие растения.
Коллекции: древесины, формы сохранности растений.
Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за растениями и животными.
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
Натуральные объекты
Коллекции членистоногих.
Влажные препараты.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.physicon.ru - ООО «Физикон»
Список литературы
Основная литература | Базовый учебник | Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Учебник / В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.– М.: Дрофа, 2019. |
Методи- ческое пособие для ученика | Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Рабочая тетрадь к учебнику (авторы В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов) - М.: Дрофа, 2019 Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Электронное приложение, 2019 г. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2020, 2021 года. Георгий Лернер: ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные задания. Эксмо-Пресс, 2019 г. Георгий Лернер: ОГЭ-2021. Биология. Интеллект-Центр, 2021 г. |
Инструмент по отслеживанию результатов работы | Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Методическое пособие (авторы В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов)- М.: Дрофа, 2019 г. Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Рабочая тетрадь к учебнику (авторы В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов) - М.: Дрофа, 2014 Биология в вопросах и ответах. Пособие для абитуриентов. Ермаков П.Н., Щербатых Ю.В., Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 2003 г. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс - М.: ВАКО, 2020 Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2013 г. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. – М., Дрофа, 2006. КИМ Биология: 9 класс. И.Р. Григорян – ВАКО, 2012 Г.С. Калинова. Биология: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе.: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2009 Г.А. Воронина. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы – 3-е издание.- М: Айрис-пресс, 2010. |
Учебно-методические пособия для учителя | В. В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. Методическое пособие - М.: Дрофа, 2013 Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2012; Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. – М. Просвещение, 2010. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. - М.: Аванта плюс. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2012. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5—11 классы. — М. : Дрофа, 2013 Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 2010. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2011. Реймерс П. Ф. Краткий словарь биологических терминов: кн. для учителя. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. Учебно-методическое пособие по биологии/ сост. В. В. Ксенофонтова, О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев. - М: Московский лицей. 2010. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005; Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002; Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998; Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004; Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просве щение, 1997; КИМ Биология: 9 класс. И.Р. Григорян – ВАКО, 2012 Г.С. Калинова. Биология: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе.: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2009. Г.А. Воронина. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы – 3-е издание.- М: Айрис-пресс, 2010. |
Дополнительная литература | Д.А. Шитиков. Я познаю мир: Генетика. М: Астрель, 2004г. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин, А.А. Медведева, Т.С. Сухорукова, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 1600 задач, тестов и проверочных работ: биология. М: Дрофа, 2010г. И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2006г. О.В. Гончаров. Генетика: Задачи. Саратов: ОАО Лицей, 2008г. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 2005. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 2001. Гржимек В. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 2004. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 2004. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 2001. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 2001. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2003. Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983. Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006. |
Электронные издания
Биология: Введение в общую биологию. 9класс. Электронное приложение, 2016г.
Экология
Энциклопедия растений Кирилла и Мефодия.
1С: Школа. Биология, 9 класс.
Подготовка к ЕГЭ по биологии
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С»
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»
Открытая биология
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Биология, химия, экология
Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум
Биология. Репетитор
Витамины в нашей жизни
Биология. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ
Рефераты по биологии