Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Зам. директора по УВ _______Г.А. Антонова | Утверждаю Приказ № _________ от «__»_________2017 Директор школы ______ Ю. В. Антонов |
Рабочая программа
Учебного курса «Биология»
5 класс
О.Н. Соловьева
учитель биологии
2017 – 2018
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5 класса авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать ин-формацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
определять основные органы растений (части клетки);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)
Наука о живой природе.
Свойства живого.
Методы изучения природы.
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Великие естествоиспытатели.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Царства живой природы.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и для человека.
Растения.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Животные.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Грибы.
Многообразие и значение грибов.
Лишайники.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме 2.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8ч)
Многообразие условий обитания на планете.
Экологические факторы среды.
Приспособления организмов к жизни в природе.
Природные сообщества.
Природные зоны России.
Жизнь организмов на разных материках.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле.
Как человек изменял природу.
Важность охраны живого мира планеты.
Сохраним богатство живого мира.
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Итоговый контроль.
Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».