МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 20 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1 от 26.08.2019 г.
Руководитель МО
_________________ Нещерет Е.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ школа №20
___________________
Степунина-Копылова Н. Н. Приказ № ____ от
_________ 2019 г.
ЗАТВЕРДЖУЮ
Директор ЗОШ №20
_________З.М.Богатова
Наказ № _______
від «__»________ 2014р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
для 5 классf
Программу разработала
Романова Елена Викторовна,
учитель химии и биологии
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………...5
Содержание учебного предмета………………………………………………….12
Тематическое планирование…………………………………………...………....14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
1. Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
2. Примерной программы по биологии.
3. Авторской программы по биологии линии УМК «Линия жизни» (5-9 класс) для общеобразовательных учреждений, Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.П. Гапонюк. - М.: Просвещение, 2018.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели при 1 часе предмета в неделю. Количество учебных часов по рабочей программе 34 часа.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Подготовка к предмету биология в старших классах.
2. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
3. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи предмета :
Обучающие задачи:
1. Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение обучающихся знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования; добиться понимания обучающихся практической значимости биологических знаний.
2. Продолжить формирование у обучающихся общеучебных умений: точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развивающие задачи:
1. Создать условия для развития у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы.
2. Особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления.
3. Продолжить развивать у обучающихся уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей.
2. Продолжить нравственное воспитание обучающихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Мониторинг качества знаний осуществляется в виде текущих и итоговых контрольных работ, а также практических и лабораторных работ. Количество текущих контрольных работ в 5 классе – 2. Количество лабораторных работ - 15 . Количество практических работ – 1. Лабораторные работы могут проводиться в процессе изучения нового материала, а также на этапе его закрепления с использованием различных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя. Практические работы подлежат обязательному оцениванию. К рабочей программе прилагаются критерии оценки достижения планируемых результатов (Приложение 1).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, рекомендованный Министерством образования РФ. В 5 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы» (УМК «Линия жизни») Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк.- М.: Просвещение, 2019 г.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей –воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах,
критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
9. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Владеть навыками смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные
1. Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира.
2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде.
4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
5. Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Биология как наука
Биология – наука о живых организмах. Техника безопасности при работе в кабинете биологии. Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. Разнообразие живой природы. Среды существования. Практическая работа № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Екскурсия «Разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Строение увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 «Строение увеличительных приборов». Химический состав клетки: органические и неорганические вещества. Лабораторная работа № 2 «Определение воды, минеральных и органических веществ в растениях». Строение клеток. Лабораторная работа № 3 «Приготовление и рассматриваниие под микроскопом микропрепарата чешуи луковицы». Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа № 4 «Пластиды в клетках листка элодеи, плодах томатов, рябины, шиповника». Жизнедеятельность клеток. Лабораторная работа № 5 «Движение цитоплазы в клетках листка элодеи». Деление клеток. Понятие «ткань». Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов тканей растений». Итоговый урок. Контрольная работа № 1.
Разнообразие организмов
Классификация организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы, общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Лабораторная работа № 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 8 «Особенности строения мукора и дрожжей». Грибы-паразиты. Характеристика царства Растения. Водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в жизни человека и природе. Лабораторная работа № 8 «Строение зеленых водорослей». Лишайники. Мхи. Лабораторная работа № 9 «Строение мхов» (на примере местных растений). Папоротники. Лабораторная работа № 11 «Строение папоротника». Хвощи и плауны. Лабораторная работа №12 «Строение хвоща». Голосеменные растения, особенности строения. Разнообразие голосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 13 «Строение хвои и шишек голосеенных» (на примере местных растений). Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение цветковых растений». Происхождеие Растений. Основные этапы развития растительного мира. Контрольная работа № 2. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа № 15 «Изучение одноклеточных животных». Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, особенности строени. Разнообразие беспозвоночных животных. Позвоночные животные. Разнообразие живой природы. Охрана природы. Итоговый урок
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол-во часов | Раздел |
1 | 5 | Введение. Биология как наука Практическая работа - 1 |
2 | 8 | Клетка – основа строения и жизнедеятельноси орагнизма. Лабораторная работа – 6 Контрольная работа - 1 |
3 | 21 | Разнообразие организмов Лабораторная работа – 9 Контрольная работа - 1 |
Итого 34 часа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Критерии оценки достижения планируемых результатов по учебном предмету «Биология»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Отметка «5» | демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях; самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров; обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации; находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов; при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи. |
Отметка «4» | демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты; допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи; - демонстрирует ценностное отношение к живой природе. |
Отметка «3» | демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике; в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу; при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи. |
Отметка «2» | демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале. воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради); показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки; при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи. |
Отметка «1» | не ответил ни на один из поставленных вопросов, не выполнил задание. |
Устный ответ
Отметка «5» | показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания при решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. |
Отметка «4» | показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать при ответе научные термины; обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником. |
Отметка «3» | усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки. не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником. |
Отметка «2» | не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Отметка «1» | |
Самостоятельные письменные и контрольные работы
Отметка «5» | выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта; соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. |
Отметка «4» | выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов; соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей. |
Отметка «3» | правильно выполняет не менее половины работы; допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов; допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. |
Отметка «2» | правильно выполняет менее половины письменной работы; допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. |
Отметка «1» | правильно выполняет менее 1/3 письменной работы; допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «2»; допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. |
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Практические и лабораторные работы
Отметка «5» | правильно и самостоятельно определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений. самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. |
Отметка «4» | выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт. при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. |
Отметка «3» | правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. |
Отметка «2» | не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. |
Отметка «1» | ученик знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя |
Наблюдение за объектом
Отметка «5» | правильно проводит наблюдение по заданию учителя; выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса; грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. |
Отметка «4» | правильно проводит наблюдение по заданию учителя; допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные; небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений. |
Отметка «3» | допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет только некоторые из них; допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов. |
Отметка «2» | допускает три-четыре грубые ошибки при проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. |
Отметка «1» | неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса; допускает более четырех грубых ошибок в оформлении результатов наблюдений и выводов. |
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубые ошибки | незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц; неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения; неумение применить знания для решения задач, объяснения явления; неумение читать и строить графики, принципиальные схемы; неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником; нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. |
Негрубые ошибки | неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными; ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика; нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной литературой; - неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. |
Недочёты | нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий; арифметические ошибки в вычислениях; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц; орфографические и пунктуационные ошибки. |