СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология 6 класс Н.И.Сонин, В.И.Сонина

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 6 класс Н.И.Сонин, В.И.Сонина»





Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа  по биологии  для 6  класса  разработана в соответствии с:

  • . Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  •    Федеральными государственными образовательными стандартами;

  • основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОУ «Новозаганская СОШ»

  • Учебным планом на 2019-2020 учебный год МБОУ «Новозаганская СОШ»

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

на основе:    

  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт. Н.И.Сонин Биология. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2013.  

  • Биология. 6 класс. Живой организм. Методическое пособие. Томанова З.А., Сивоглазов В.И.

  • Программа основного общего образования по биологии (линейный курс) авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» М.: Дрофа, 2015


Актуальность.          Рабочая программа по биологии для 6 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 15 лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК Н.И.. Сонин, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Новизна данной учебной программы заключается во внедрение в учебный процесс компьютерных технологий и включение национально-регионального компонента. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

            В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 6 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп

            Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Цель: Подготовка к восприятию  предмета биологии в старших классах. Формирование  первоначальных знаний о живых организмах и присущих им свойствах,  строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли; о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.   Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. 

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования. Биология 5-9 классы. Линейный курс. по учебнику Н.И. Сонин, В.И.Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2016

Национально-региональный компонент (НРК) – этно-экологический компонент

При изучении тем:  

Общее знакомство с растительным миром Бурятии. Природно-климатические особенности Бурятии. Природные зоны Бурятии.

  Семя. Разнообразие семян. Условия прорастания семян. Особенности условий прорастания семян в Бурятии. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян в культуре народов Бурятии.

Корень. Значение. Их разнообразие. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски). Ходульные деревья на Байкале. Хозяйственное значение корней в культуре народов Бурятии.

  Лист. Значение листа в жизни растений. Вечнозеленые и листопадные растения Бурятии. Использование листьев растений в культуре народов Бурятии.

 Стебель. Многообразие стеблей у наземных побегов растений Бурятии. Видоизменения побегов. Использование побегов в культуре народов Бурятии.

 Цветок. Его значение. Соцветия. Биологическое значение соцветия. Цветение и опыление растения. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения Бурятии.

Плод. Разнообразие и значение плодов на примере растений Бурятии.

Способы вегетативного размножения культурных растений  Бурятии.

Исторические особенности воздействия человека на рост и развитие растений в хозяйственной деятельности народов Бурятии.

Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Птицы и млекопитающие Бурятии, своей местности

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни к ней. Животные водоемов Бурятии, района, местные

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни к ней. Животные почвы Бурятии, района, местные.

Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии

Ядовитые животные и растения. Ядовитые животные и растения района, Бурятии, нашей местности.




Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

            В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

            Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

            Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

  Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

            Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение биологии в 6 классе МБОУ «Новозаганская СОШ» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. В том числе 3 контрольных работ, 15 лабораторных работ, тесты

Уровень обучения – базовый

Содержание тем учебного предмета



Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 ч)

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток. КЛЕТКА —ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч)

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (2 ч)

Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.

Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов.

Тема 1.3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (6 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных.



Раздел 1. Строение живых организмов (12 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;

— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

— что лежит в основе строения всех живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

— показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

— исследовать строение основных органов растения;

— показывать составные части побега, основные органы животных;

— описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;

— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выделять в тексте главное;

— ставить вопросы к тексту;

— давать определения;

— формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

— работать с биологическими объектами;

— работать с различными источниками информации;

— участвовать в совместной деятельности;

— выявлять причинно-следственные связи.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23 ч)

Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (2 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация: Действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал.

Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация: Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ч).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация: Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы : Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч) Жизнедеятельность организма и еѐ связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация: Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация: Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (2 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система.

Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов (23 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие».

Учащиеся должны уметь:

— описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;

— называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;

— обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;

— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— организовывать свою учебную деятельность;

— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать в групповой работе (класс, малые группы);

— использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.



Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

— развитие навыков обучения;

— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

— формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

— формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  • характеристика организма как единого целого.

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • распознавать органоиды клетки;

  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения вегетативным способом;

  • пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.



Содержание тем учебного курса «Биология. Живой организм»


основные разделы

Количество часов

Лабораторные работы

Контр.

работы

Раздел 1.Строение и свойства живых организмов

12

10

1

1.1

Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система


2

2


Деление клеток

2



1.2

Ткани растений и животных

2

2


1.3

Органы и системы органов

6

6

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

23

5

1

2.1

Питание и пищеварение

2

1


2.2

Дыхание

2



2.3

Транспорт веществ в организме

2

1


2.4

Выделение

2



2.5

Опорные системы

2



2.6

Движение

2

1


2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

2



2.8

Размножение

3

1


2.9

Рост и развитие

2

1


2.10

Организм как единое целое

1


1

Обобщение и повторение


Что мы узнали о жизнедеятельности организмов

1




Обобщение

1


1


Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».


1





35

15

3



Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол.час

Дата проведения

По плану

Фактически


Строение и свойства живых организмов (12часа)




1

Строение растительной клетки. Клетка элементарная единица живого. Лабораторная работа № 1. Строение растительной клетки

1



2

Строение животной клетки. Строение и функции органоидов клетки. Лабораторная работа № 2. Строение животной клетки (на готовых микропрепаратах)

1



3

Деление клетки.Митоз

1



4

Мейоз

1



5

Ткани растений. Лабораторная работа № 3 Ткани растений

1



6

Ткани животных Лабораторная работа № 4 Ткани животных

1



7

Органы цветковых растений Корень Лабораторная работа № 5 «Корневые системы»

1



8

Строение и значение побега

Лабораторная работа № 6 Строение почек Лабораторная работа № 7 «простые и сложные листья»

1



9

Цветок. Плоды. Семена Лабораторная работа № 8 «Строение цветка» Лабораторная работа № 9 «Строение семян»


1



10

Системы органов животных Лабораторная работа № 10 «Распознавание органов и систем органов у животных»


1



11

Многообразие систем органов животных

1



12

Обобщение по теме «Строение и свойства организма»

1




Жизнедеятельность организмов (23часов)




13

Особенности питания растительного организма. Фотосинтез Лабораторная работа № 11 «Выявление света и воды в жизни растений»

1



14

Особенности питания животных. Пищеварение

1



15

Дыхание растений

1



16

Дыхание животных

1



17

Транспорт веществ в растении Лабораторная работа № 12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения»

1



18

Транспорт веществ в животном организме

1



19

Выделение у растений, грибов, животных

1



20

Обмен

веществ и энергии у растений и животных

1



21

Опорные системы растений

1



22

Опорные системы животных

1



23

Движение Двигательные реакции растений

1



24

Движение животных. Лабораторная работа № 13 «Движение инфузории туфельки» «Перемещение дождевого червя»

1



25

Координация и регуляция

1



26

Эндокринная система. Ростовые вещества растений

1



27

Бесполое размножение организмов. Лабораторная работа № 14 «Вегетативное размножение растений»

1



28

Половое размножение животных

1



29

Половое размножение растений

1



30

Рост и развитие растений Лабораторная работа № 15 «Прорастание семян»

1



31

Рост и развитие животных

1



32

Организм как единое

целое


1



33

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов

1



34

Повторение и обобщение

1



35

Итоговая контрольная работа

1





 Учебно-методическое и информационно-методическое обеспечение.



Для учащихся:

  1. Биология. Введение в биологию. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – 158 с.

  2. Биология .Введение в биологию 6 класс. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.– М.: Дрофа, 2015.

Для учителя:

1.Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

2.Биология.6 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешаков, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2015

3. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, с.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.

  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.,  Просвещение, 1994. – 218 с.

  4. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

  5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.

  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

  7. Красная книга Бурятии

  8. Никишов В. И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2007;

  9. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006;

Интернет-ресурсы:

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru;

- Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru;

- Открытый колледж: Биология http://college.ru/biologiya;

- Вся биология http://www.sbio.info;

- Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru;

- Анатомия человека в иллюстрациях http://www.anatomus.ru;

- Животные http://www.theanimalworld.ru;

- Анатомия человека – атлас http://www.anatomcom.ru;

- Всероссийская олимпиада школьников http://rosolymp.ru

- Эйдос – центр дистанционного образования -.www.edios.ru 

- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»- www.km.ru/education

- учебные фильмы-http://video.edu-lib.net







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!