Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ______ от «___» _________2016 Руководитель МО _____ | Согласовано Зам. директора по УВ _______Г.А. Антонова | Утверждаю Приказ № _________ от «__»_________2016 Директор школы ______ Ю. В. Антонов |
Рабочая программа
Учебного курса «Биология»
7 класс
О.Н. Соловьева
учитель биологии
2016 - 2017
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7 класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана – Граф, 2005. – 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
В виду ограниченности учебного времени (34 часов вместо 68 часов), ряд вопросов рассматривается обзорно.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология.
Животные » в 7 классе.
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии: воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иcследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделение существенных признаков биологических объектов; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»
7 класс (34часа, 1 час в неделю)
Введение (1 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (20 часа)
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды
Демонстрация
Видеофильм.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (6 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (2 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Календарно – тематическое планирование
1 час в неделю – 34 часа
№ | Тема урока | Дата |
Введение 1 час | |
1 | Зоология - как наука | |
Раздел 1 Многообразие животных ГЛАВА 1 Простейшие 2 часа | |
2 | Общая характеристика Простейших Лаб. раб №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | |
3 | Многообразие и значение простейших | |
ГЛАВА 2 Многоклеточные животные 20 часов | |
4 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | |
5 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | |
6 | Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Лаб. раб №2 «Знакомство с многообразие круглых червей» | |
7 | Тип Кольчатые черви. Лаб. раб №3 «Внешнее строение дождевого червя» | |
8 | Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие Лаб. раб №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | |
9 | Тип Иглокожие. | |
10 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Лаб. раб №5 «Знакомство с ракообразными» | |
11 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые Лаб. раб №6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | |
12 | Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. | |
13 | Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. | |
14 | Классы рыб: Хрящевые, Костные Лаб. раб №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | |
15 | Основные систематические группы рыб | |
16 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | |
17 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение | |
18 | Класс Птицы. Лаб. раб №8 «Изучение внешнего строения птиц» | |
19 | Многообразие птиц | |
20 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. | |
21 | Экологические группы млекопитающих | |
22 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека | |
23 | Важнейшие породы домашних млекопитающих. Обобщение знаний по теме Хордовые. | |
РАЗДЕЛ 2 Строение , индивидуальное развитие, эволюция ГЛАВА 3 Эволюция строения и функций органов и их систем 7 часов | |
24 | Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных Лаб. раб №9 «Изучение особенностей покровов тела» Лаб. раб №10 «Изучение способов передвижения животных» | |
25 | Органы дыхания и газообмен Лаб. раб №11 «Изучение способов дыхания животных» | |
26 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | |
27 | Кровеносная система. Кровь | |
28 | Органы выделения | |
29 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма Лаб. раб №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение». Лаб. раб №13 «Изучение органов чувств животных» | |
30 | Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лаб. раб №14 «определение возраста животных» Обобщение знаний по теме «Эволюция систем органов» | |
ГЛАВА 4 Развитие и закономерности размещения животных на земле 1 час | |
31 | Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | |
ГЛАВА 5 Биоценозы 2 часа | |
32 | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды | |
33 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу. | |
34 | Резерв | |