Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Приказом Министра образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 57» на 2017-2018 учебный год;
- Примерной федеральной программой основного общего образования по биологии для 7 классов; М.:
- Авторская рабочая программа Н.И. Сонин, В.Б. Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. «Концентрический курс» М.: Дрофа, 2015 (ФГОС).
«БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ
7-й класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении вопросов, связанных с живой природой. Курс «Многообразие живых организмов» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о живых организмах.
Программа по биологии в 7 классе знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания. При изучении представителей царств рассматриваются их происхождение, эволюция.
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы, вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, наблюдательности, заботливого обращения с природой.
Последовательность изучения тем способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых организмов и роли человека в этих процессах. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ.
Цели и задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Система оценивания
Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных работ, практических, тестовых, контрольных работ. Используются дидактические карточки, биологические диктанты, интерактивные опросы.
Формы деятельности учащихся
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах, проектная работа, подготовка сообщений, рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение лабораторных работ.
Сроки реализации рабочей программы
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Курс рассчитан на 35 часов.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В курсе биологии рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. Получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Место учебного предмета
Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения биологии в 7 классе
класс | общее количество часов | количество часов в неделю | количество контрольных работ | количество лабораторных практических работ | количество экскурсий |
7 | 35 | 1 | 4 | 19 | 1 |
Ценностные ориентиры содержания биологии
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать условия для формирования системы ценностей, действовать и оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у школьников в процессе изучения биологии, проявляются
в отношении к:
биологическому научному знанию как одному из компонентов культуры наряду с другими естественно - научными знаниями;
окружающему миру как миру живых систем и происходящих в них процессов и явлений;
познавательной деятельности как источнику знаний;
в понимании:
практической значимости и достоверности биологических знаний для решения глобальных проблем человечества
ценности биологических методов исследования объектов живой природы;
сложности и противоречивости самого процесса познания
В содержание учебного предмета «Биология» включаются ценности труда и быта.
Отношение к
трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;
труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике; понимание необходимости:
полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;
Содержание учебного предмета включает совокупность нравственных ценностей:
своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, признание важности своего труда и результатов труда других людей;
природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы);
понимания необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения биологии.
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 7 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
-Использование дополнительных источников информации.
-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Предметные результаты:
Знать:
Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы.
Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека
Особенности организации грибов.
Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека.
уметь
отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,
различать группы растений и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе,
изучать биологические объекты и процессы
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать
* на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы | Количество уроков по рабочей программе |
1 | Введение | 1 |
2 | 1. Царство Прокариоты | 1 |
3 | 2. Царство Грибы | 2 |
4 | 3. Царство Растения | 9 |
5 | 4. Царство Животные | 20 |
6 | 5. Вирусы | 1 |
7 | Заключение | 1 |
| Итого | 35 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Мир живых организмов. Уровни организации живой природы. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. Понятие «систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов.
Царство Прокариоты (1 ч.)
Общая характеристика и происхождение прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль прокариот в природных сообществах и жизни человека.
Подцарства Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии.
Демонстрация
Таблицы, диск, презентация
2. Царство Грибы (2 ч.)
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов.
Отдел Настоящие Грибы. Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.
Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.
Класс Базидиомицеты. Особенности строения, питания, размножения на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе и жизни человека.
Класс Дейтеромицеты или Несовершенные грибы. Многообразие видов Распространение. Среды обитания. Особенности строения, размножения.
Грибы – паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания. Особенности строения грибов из рода Фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе. Практическое значение.
Демонстрация
Муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, коллекция лишайников, диск, презентация.
Лабораторные работы
1.Строение плодового тела шляпочного гриба
2.Строение плесневого гриба мукора
3.Распознавание съедобных и ядовитых грибов
3. Царство Растений (9 ч.)
Общая характеристика Царства Растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.
Подцарство Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе.
Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе и практическое значение.
Отдел Красные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе и практическое значение.
Демонстрация
Гербарии водорослей. Презентация
Лабораторные работы
1.Строение спирогиры
Подцарство Высшие растения
Общая характеристика подцарства Высшие растения. Споровые растения. Особенности строения и жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, практическое значение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. Особенности организации, жизненные формы. Многообразие видов. Роль голосеменных в природе и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные – цветковые растения. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных, как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Классы Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, Роль в природе, жизни человека. Его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Живых растений, гербарий мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.
Лабораторные работы
1.Строение зеленого мха кукушкин лен
2.Строение папоротника
3.Изучение строения и многообразия голосеменных растений
4.Строение покрытосеменных растений
5.Распознавание растений местной флоры.
4. Царство Животные (20 ч.)
Общая характеристика царства животных.
Особенности строения и жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения, как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов. Роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков – паразитов человека и животных.
Демонстрация
Микропрепараты простейших
Лабораторные работы
1.Строение инфузории туфельки
Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Особенности строения и жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Их значение в биоценозах и жизни человека.
Демонстрация
Диск, таблицы
Тип Плоские черви.
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения и жизнедеятельности на примере белой планарии. Многообразие видов. Роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, черты приспособленности к паразитизму.
Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму.
Многообразие червей – паразитов, черты приспособленности к паразитизму
Демонстрация
Таблицы, диск
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Многообразие видов. Основные классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Таблицы. Диск
Лабораторные работы
Внешнее строение дождевого червя
Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Раковины моллюсков, таблицы.
Лабораторные работы
Внешнее строение моллюска
Тип Членистоногие. Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Многообразие видов. Особенности организации паукообразных, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Основные отряды насекомых. Размножение и развитие насекомых. Насекомые с неполным и полным превращением, особенности их организации. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Коллекции членистоногих, презентация, диск.
Лабораторные работы
Внешнее строение речного рака
Внешнее строение насекомого
Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, жизни человека.
Демонстрация
Коллекции иглокожих.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере ланцетника.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Хрящевые рыбы, костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения и жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных по сравнению с пресмыкающимися.
Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы леса, степей пустынь, водоемов, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Особенности организации млекопитающих на примере плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения и развития. Основные отряды млекопитающих. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Редкие виды и меры их охраны.
Лабораторные работы
Особенности внешнего строения рыбы
Особенности внешнего строения лягушки
особенности внешнего строения птицы
Распознавание животных местной фауны
Экскурсия
Многообразие млекопитающих родного края.
5. Царство Вирусы (1ч.)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека. Профилактика вирусных заболеваний.
Заключение (1ч)
Область применения знаний в практике сельского хозяйства.
Тематическое планирование учебного материала
курса «Биологии» в 7 классе
№ | Раздел, тема | Кол час. | УУД | Основные виды Учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Предметные знать: Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. Понятие «Систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов. Ученые, занимавшиеся классификацией. уметь: отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учеб-ной деятельности, выбирать тему проекта. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять при-чины и следствия простых явлений. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению |
2 | Царство Прокариоты | 1 | Предметные знать: Особенности организации прокариот. Распространение, признаки бактериальной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе и жизни человека. Классификация бактерий. Особенности жизнедеятельности представителей отделов, классов. уметь: выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке Регулятивные УУД: - искать самостоятельно средства достижения цели, - составлять план решения проблемы Познавательные УУД: -осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рас-суждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Характеризуют современные представления о происхождении прокариот. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Распознают на изображенных объектах и таблицах оксифотобактерии и настоящие бактерии. Применяют знания о бактериях. Изучают полезные и болезнетворные бактерии. Объясняют роль гнилостных бактерий в природе. |
3 | Царство Грибы | 2 | Предметные знать: особенности организации грибов. Распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе и жизни человека. Классификация грибов. Особенности жизнедеятельности представителей отделов, классов. Особенности строение и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов. уметь: выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке Регулятивные УУД: - искать самостоятельно средства достижения цели, - составлять план решения проблемы Познавательные УУД: -осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рас-суждение, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Изучают под микроскопом строение мукора и дрожжевых грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Анализируют строение кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план-конспект сообщения «Лишайники» |
4 | Царство Растений | 9 | Предметные знать: Характерные признаки Царства Растений. Характерные признаки различных систематических групп растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений, происхождение, Особенности полового и бесполого процессов растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека. уметь: находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, различать группы растений и принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе, логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой, выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке. Регулятивные УУД: -принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя Познавательные УУД: -использовать приемы работы с информацией. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем, сверстниками | Характеризуют основные черты организации растительного организма. Дают общую характеристику различных групп растений: водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных растений, покрытосеменных растений. Рассматривают гербарные материалы. Описывают представителей различных групп растений. Выявляют сходство и отличия в строении растений различных групп. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят устные сообщения об использовании представителей различных групп растений в природе и жизни человека. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов растений. Отмечают прогрессивные черты голосеменных и покрытосеменных растений. Выполняют лабораторные работы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных растений». Готовят презентации |
5 | Царство Животные | 20 | Предметные знать: Особенности строения и жизнедеятельности животных. Классификация животных. Многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны. уметь: находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, обосновывать принадлежность разных животных к определенной систематической группе, работать с дополнительной и справочной литературой, выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке. Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие | Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных». Готовят презентации |
6 | Царство Вирусы | 1 | Предметные: знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека. Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов. Раскрывают особенности организации вирусов. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Объясняют необходимость и меры профилактики вирусных заболеваний. Готовят презентации |
7 | Заключение | 1 | Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие | Объясняют применение биологических знаний в области сельского хозяйства, охране природы, бережно относятся к окружающей среде и своему здоровью. |
Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик 7 класса получит возможность научиться:
знать / понимать:
Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы.
Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека
Особенности организации грибов.
Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека.
уметь:
отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,
различать группы растений и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе,
изучать биологические объекты и процессы
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать
на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
определять:
анализировать и оценивать:
воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Учебно-методическое и материально
техническое обеспечение учебного процесса
Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб, ООО «Виктория плюс», 2017. – 128 стр.
Иллюстрированая энциклопедия школьника. Универсальный справочник в таблицах и схемах / пер. с англ. Г.Г. Кривошеиной, П.С. Рипинской. – М.: АСТ: Астрель. – 2010, 208 с.
Материально – техническое обеспечение
Натуральные объекты, коллекции, модели.
живые растения,
гербарии растений,
муляжи грибов,
коллекции насекомых: вредители леса, вредители поля, вредители сельскохозяйственных культур, пчела медоносная, представители отрядов
модели цветков: картофеля, гороха, пшеницы, вишни
минеральные удобрения,
модели размножения растений: мхи, водоросли, папоротники,
модели по зоологии: строение яйца, мозг позвоночного животного
набор по происхождению человека
гербарии: по морфологии растений, по систематике растений, основные группы растений, растения разных зон, дикорастущих растений.
Муляжи: плоды сельскохозяйственных растений, фруктов, овощей, плодовых тел съедобных и ядовитых грибов.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
Демонстрационные таблицы, карты
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии)
Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки.
Таблицы по биологии 6-9 классы
Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Микроскопы - 10 шт.
4.Комплект микропрепаратов
Электронно-программное обеспечение
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонин
Курс «Биология» - электронное издание. М.: 1С Репетитор, 2005. – 1СD- ROM
Биология 6-11 классы. Лабораторный практикум (2СD- ROM) Национальный фонд подготовки кадров, 2006
Электронно-образовательные ресурсы: Сайты: www.itn.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
Презентационное оборудование