Пояснительная записка
Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса на этапе общей физической подготовки (ОФП), составлена на основе программы по физической культуре 1-4 классы В.И. Лях 2016г.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для секционной работы по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Предложенная программа базируется на элементах из различных видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка) и в комплексе позволяет педагогу развить на достаточном уровне у обучающихся такие качества как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость. Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий). Отличительной особенностью занятий в учебных группах ОФП обучения является акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должно явиться выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе занятий педагог должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами. Включение элементов игры является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по общей физической подготовке. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по физической культуре, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в учреждении должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Решая задачи физического воспитания, педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Обучающихся необходимо научить применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы по ОФП
Результаты освоения программного материала дополнительного образования по ОФП в образовательном учреждении оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе занятий. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями о личной гигиене
владение знаниями о способах профилактики заболеваний средствами физической культуры
владение спортивной терминологией
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности ;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой , разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
владение умением применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических и тактических действий , а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений .
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы по ОФП в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
владение способами проведения разнообразных форм занятий;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программного материала по ОФП Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по физической подготовке в полном объеме;
способность обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
Актуальность программы заключена во всё возрастающей роли физической культуры как средства воспитания гармонично развитой личности. Воспитание высоконравственных качеств в человеке, чувство коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Формирование коммуникативных качеств, нравственности.
Направленность программы является частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Работа по секционной деятельности отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организованных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, секция Общей физической подготовки содействует всестороннему развитию школьников.
Принципы системно-деятельностного подхода реализуются через:
непрерывное дополнительное образование, которое как механизм обеспечивает полноту и цельность образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения ;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Программа предназначена для реализации в 3-их классах.
Цели и задачи
Основная цель занятий общей физической подготовкой состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным занятиям. Общая физическая подготовка направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Общими задачами внеурочной деятельности являются:
укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
приобретение необходимых теоретических знаний;
обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов;
привитие учащимся организаторских навыков;
подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по ОФП для коллектива физической культуры общеобразовательной школы.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решения, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судьи.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям общей физической подготовкой и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методики проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой метод;
соревновательный метод;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровые и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Характеристика курса
Программа является продолжением физического воспитания в школе, рассчитана на 68 часов из расчёта 2раза в неделю. Основная задача формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: физическое и социальное здоровье, активный образ жизни.
Ведущая деятельность – общение в процессе общественно - полезной деятельности и обучения.
Психические новообразования:
чувство взрослости, стремление к самостоятельности;
критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;
становление нового уровня самосознания Я – концепции.
Основные задачи развития в 3 классе:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование интереса;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими,
правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Образовательный процесс внеурочной деятельности рассчитан на 1 год, где могут заниматься обучающиеся 9-10 лет.
В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав 15-20 обучающихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят 3 раза в неделю, в одной группе.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься секционной деятельностью. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.
В процессе ОФП совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей.
ОФП имеет большое оздоровительное значение. Занятия проводятся на свежем воздухе и в малом спортивном зале школы . ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Каждое учебно-тренировочное занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Учебно-тренировочные занятия должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми, педагог должен обеспечить каждому обучающемуся одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.
. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей необходимо планировать все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Следует постепенно и волнообразно повышать нагрузку занятий.
Большое внимание на каждом занятии педагог должен уделять воспитанию у юных спортсменов таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Организация и методика проведения занятий в группах ОФП во многом зависят от возрастных особенностей обучающихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей обучающихся данного возраста тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на занятии развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как обучающиеся начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакций и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, гимнастики, волейбола, футбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Условия выполнения программы:
Количество детей в группах не более 15 человек. Занятия, как правило, должны проводиться на свежем воздухе и в спортивном зале.
В школе имеется методический материал с описанием основных видов упражнений.
Желательно наличие небольшого роста результатов, показанных воспитанниками.
Занятия проводятся с нагрузкой 4,5 часа в неделю. На данном этапе предполагается ознакомление с видами, укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям, на создание базы разносторонней физической функциональной подготовленности, развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, ознакомление с остальными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Преподавание ведется с 01.09. 2018 из расчета 4 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание программы группы по общей физической подготовке
Содержание учебно-тренировочной работы в секционной деятельности отвечают требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основой ОФП являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.
Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать, как развивать основные физические качества и принимать участие в соревнованиях. В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной подготовки.
Классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Гимнастическая стенка – 6 пролетов.
Гимнастические скамейки – 4 штуки.
Гимнастические маты – 12 штук.
Скакалки – 15 штук.
Гантели различной массы – 30 штук.
Мячи набивные различной массы – 30 штук.
Баскетбольные мячи – 15 штук.
Волейбольные мячи – 15 штук.
Теннисные мячи – 15 штук.
Футбольные мячи – 15 штук.
Стойки для обводки – 15 штук.
Насос ручной.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Кол-во теоретических занятий | Кол-во практических занятий |
1 | Основы знаний. Ознакомление с правилами соревнований. Техника безопасности во время занятий ОФП. | 1 | 1 | |
2 | Лёгкая атлетика | | | 20 |
3 | Лыжная подготовка | | | 9 |
4 | Гимнастика | | | 15 |
5 | Подвижные и спортивные игры | | | 23 |
6 | Контрольные упражнения и спортивные соревнования. | Согласно плану спортивных мероприятий | | |
7 | Итого кол-во занятий: | | 2 занятия | 68 занятий |
8 | Всего часов за год: | | | 68часов |
Тематика занятий
Легкая атлетика. Высокий старт; челночный бег 3х 10 м; медленный бег; бег на скорость 30м, 60 м; прыжки в длину, передача эстафеты по руке; метание на дальность и в цель; Смешанное передвижение 1 км на время и 2 км без учета времени;
Гимнастика. Акробатика (девочки и мальчики) – группировки, кувырки вперед, назад, стойка на лопатках, мост, лазание по гимнастической стенке разными способами.
Волейбол. Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием мяча снизу; взаимодействия в парах.
Футбол. Стойки, передвижения, остановки; удары внешней и внутренней частью подъёма стопы; остановка мяча; ведение мяча носком ноги; взаимодействия в парах.
Лыжная подготовка. Повороты на лыжах. Техника лыжных ходов (попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход). Техника спусков и подъемов. Передвижение на лыжах до1 км на время, до 2 км без учета времени.
Дополнительные обобщающие материалы
Литература для учителя:
Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.- 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации – Волгоград: Учитель, 2010.
Кисилев П.А, Киселева С.Б, Киселева Е.П. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время: Методическое пособие – М.: Планета, 2013.
Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика: пособие для учителей и методистов/. В.С Кузнецов, М.В. Маслов. – М: Просвещение, 2011.
Никитушкин В.Г., Губа В.П., Гапеев В.И. Легкая атлетика: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. – М., 2005.
Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников /- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Литература для учащихся:
Физическая культура: 3-4 классы: учебник (Физическая культура: 1-4 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.И. Лях).
О.В. Узорова. Физкультурные минутки: (материал для проведения физкультурных пауз) – М.: Астрель: АСТ: 2006
Тематический план внеурочной деятельности по общей физической подготовке.
(1 год обучения)
Дата | № | Тема занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Теория | 1 | Вводное занятие. Ознакомление с правилами соревнований. Техника безопасности во время занятий ОФП. | | |
Лёгкая атлетика | | | | |
| 1 | Высокий старт бег на короткие дистанции. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | | |
| 2 | Бег на короткие дистанции. Беговые упражнения. Бег с ускорением. Челночный бег 3х10 м. Развитие координации. | | |
| 3 | Бег на 30 м, 60 м. Развитие скоростно-силовых качеств. | | |
| 4 | Прыжки в длину с места. Прыжковые упражнения. Эстафеты | | |
| 5 | Метание мяча в горизонтальную цель. Бег на скорость. Развитие силовых качеств. | | |
| 6 | Метание мяча в вертикальную цель. Бег на выносливость (до 1 км). Развитие выносливости. | | |
| 7 | Метание мяча на дальность. Бег на выносливость до 1 км. Развитие ловкости. | | |
| 8 | Бег 1000 метров. Равномерный бег (6 мин) Чередование ходьбы и бега. | | |
| 9 | Бег 1000 метров на время. | | |
Гимнастика | | | | |
| 1 | Строевые команды. Упражнения и комбинации на снарядах (лазание по гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке). Развитие гибкости. | | |
| 2 | Организующие команды и приёмы. Упражнения и комбинации на снарядах. ОРУ с предметами. Развитие координации. | | |
| 3 | Висы согнувшись и прогнувшись, сгибание и разгибание рук в висе. Лазания и перелазания. Подтягивание (м), отжимание (д). Развитие силы. | | |
| 4 | Акробатические упражнения: перекат вперед, назад; кувырок вперед в группировке. Развитие координации. | | |
| 5 | Акробатические упражнения: перекат вперед, назад; кувырок вперед в группировке; стойка на лопатках. Развитие гибкости. | | |
| 6 | Комбинация акробатических упражнений №1; ОРУ с предметами. Развитие силы. | | |
| 7 | ОРУ с предметами. Эстафеты с элементами акробатики. | | |
| 8 | Круговая тренировка. Развитие ловкости и силы. | | |
| 9 | Упражнения с набивными мячами. | | |
| 10 | Упражнения с гантелями. | | |
| 11 | Упражнения на развитие координационных способностей: полоса препятствий «Тропа туриста» | | |
| 12 | Контрольный тест: подтягивание с высокой и низкой перекладины. Поднимание туловища (развитие силы мышц пресса) | | |
| 13 | Контрольный тест: поднимание туловища за 30 сек. Развитие ловкости (П/и «Подвижная цель») | | |
| 14 | Контрольный тест: сгибание, разгибание рук из упора лежа. Развитие ловкости (прыжки в скакалку) | | |
| 15 | Контрольный тест: прыжки в скакалку за 30 сек. | | |
Лыжные гонки | | | | |
| 1 | Правила ТБ. Техника ступающего и скользящего шага | | |
| 2 | Техника поворотов. | | |
| 3 | Техника поворотов при спуске. | | |
| 4 | Техника попеременного двухшажного хода. Прохождение дистанции до 500м. | | |
| 5 | Техника одновременного одношажного хода. Прохождение дистанции до 1км. | | |
| 6 | Техника спусков и подъёмов. Техника лыжных ходов. Прохождение дистанции до 2км. | | |
| 7 | Передвижение на лыжах на время 1км. | | |
| 8 | Эстафеты и игры на лыжах. Развитие выносливости. | | |
| 9 | Передвижение на лыжах на дистанцию до 2 км без учета времени. | | |
Подвижные игры | | | | |
| 1 | Правила ТБ. Подвижная игра: «Пустое место». | | |
| 2 | Подвижная игра: «Переправа», «Круговая эстафета» | | |
| 4 | Командная игра «Снайпер», «Второй лишний» | | |
| 5 | Командная игра «Снайпер», «Вызов номеров», | | |
| 6 | Командная игра «Перестрелка», «Воробьи, вороны» | | |
| 7 | Командная игра «Перестрелка», «Рыбаки и рыбки» | | |
Спортивные игры | | | | |
| 1 | Правила ТБ. | | |
| 2 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди | | |
| 3 | Передача мяча одной рукой от плеча | | |
| 4 | Передача мяча двумя руками из-за головы, передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | | |
| 5 | Ведение мяча правой, левой рукой на месте и в движении. | | |
| 6 | Эстафеты и подвижные игры с мячом. | | |
| 7 | Круговая тренировка (на развитие силы и элементами баскетбола) | | |
| 8 | Стойки, передвижения, остановки; удары внешней и внутренней частью подъёма стопы. Правила игры в футбол | | |
| 9 | Удары внешней и внутренней частью подъёма стопы; остановка мяча. Эстафеты. | | |
| 10 | Ведение мяча носком ноги; двухсторонняя игра по упрощенным правилам. | | |
| 11 | Комбинации из освоенных элементов техники. Угра по упрощенным правилам. | | |
| 12 | Эстафеты и подвижные игры с мячом (элементы футбола). | | |
| 13 | Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча. Правила игры в волейбол. | | |
| 14 | Верхняя передача мяча; прием мяча снизу; двухсторонняя игра волейбол по упрощенным правилам. | | |
| 15 | Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра по упрощенным правилам | | |
| 16 | Верхняя передача мяча; нижняя подача; прием мяча снизу. Комбинации из освоенных элементов. | | |
| 17 | Подвижные игры с мячом | | |
Легкая атлетика | | | | |
| 1 | Высокий старт бег на короткие дистанции. Эстафеты Развитие скоростно-силовых качеств. | | |
| 2 | Бег на короткие дистанции. Беговые упражнения. Бег с ускорением. Челночный бег 3х10 м. Развитие координации. | | |
| 3 | Бег на 30 м, 60 м. Развитие скоростно-силовых качеств. | | |
| 4 | Прыжки в длину с места. Прыжковые упражнения. Эстафеты | | |
| 5 | Метание мяча в горизонтальную цель. Бег на выносливость (до 1 км). Развитие силовых качеств. | | |
| 6 | Метание мяча в вертикальную цель. Бег на выносливость (до 1 км). Развитие выносливости. | | |
| 7 | Метание мяча на дальность. Бег на выносливость до 1 км. Развитие силы. | | |
| 8 | Контроль физической подготовленности: тест 30 м. | | |
| 9 | Контроль физической подготовленности: тест 60 м. | | |
| 10 | Контроль физической подготовленности: тест 3х10 | | |
| 11 | Контроль физической подготовленности: тест прыжок в длину с места. | | |
Всего занятий: | 68 | | | |
Контрольные упражнения | Уровень |
Высокий «5» | Средний «4» | Низкий «3» | Высокий «5» | Средний «4» | Низкий «3» |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе с высокой перекладины (кол- во раз) | 5 | 3 | 2 | | | |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, согнувшись (кол-во раз) | 20 | 12 | 9 | 15 | 9 | 7 |
Сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) | 22 | 13 | 10 | 13 | 7 | 5 |
Прыжок в длину с места | 160 | 140 | 130 | 150 | 130 | 120 |
Метание мяча весом 150 г(м) | 27 | 22 | 19 | 18 | 15 | 13 |
Бег 30 м с высокого старт (сек) | 5.4 | 6.0 | 6.2 | 5.6 | 6.2 | 6.4 |
Бег 60 м с высокого старт (сек) | 10.4 | 11.5 | 11.9 | 10.8 | 12.0 | 12.4 |
Бег 1000 м (мин., сек) | 4.50 | 5.50 | 4.50 | 5.10 | 6.20 | 6.30 |
Бег на лыжах 1 км, (мин., сек) или 2км( без учета времени). | 6.45 | 7.45 | 8.15 | 7.30 | 8.20 | 10.00 |
Наклон вперед из положения стоя | +8 | +4 | +2 | +11 | +5 | +3 |
Диагностика результативности программы
Результатом образовательного процесса обучения является:
желание заниматься тем или иным видом спорта;
стремление овладеть основами техники одним из видов спорта;
расширение знаний по вопросам правил соревнований;
повышение уровня разносторонней физической подготовленности;
развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания;
интерес родителей к занятиям ребенка общей физической подготовкой.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Подведение итогов по общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы (по тестам ГТО для обучающихся 9-10 лет).
Умения и навыки проявляются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутри школьных соревнований.
Уровень физической подготовленности 9-10 лет