СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дефектолога "Предметно-практические действия" для обучающегося с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дефектолога "Предметно-практические действия" для обучающегося с ТМНР»

ПРЕДМЕТН О-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.


Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Программа дефектологической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания дефектологической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ ».

- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

-Локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГКОУ «Чкаловская школа-интернат».

-Устава ГКОУ «Чкаловская школа-интернат».

- Школьного положения о деятельности специалистов сопровождения: учителей – логопедов, учителей - дефектологов, педагогов – психологов.

- Рекомендаций ПМПК.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. Содержание обучения на занятиях предметно-практических действий очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно -манипулятивной деятельности и дидактических играх. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель программы: - формирование представлений о свойствах и качествах предмета, формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами с учетом их функционального назначения.

Задачи программы:

- формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно-практической деятельности;

- способствовать развитию представлений о возможности взаимодействия с предметной средой;

- способствовать формированию и развитию представлений о свойствах и качествах предметов;

- учить функциональным действиям с предметами на основе их свойств и качеств.

Содержание программы.

Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на занятии , является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На занятиях обучающийся знакомится с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивает доступные приемы их обработки.

Действия с материалами.

Задачи обучения.

Формировать умения:

- сминать материал,

- разрывать материал,

- размазывать материал,

- разминать материал,

- пересыпать материал,

- переливать материал,

- наматывать материал.

Содержание.

1. Cминать материал: салфетки, туалетную бумагу, бумажные полотенца, газету, цветную, папиросную бумагу, кальку и др. Сминать двумя руками, одной рукой, пальцами обеих рук, пальцами одной руки. Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца), затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. Затем действия усложняются, сминает бумагу одной рукой, пальцами обеих и одной руки.

2. Разрывать материал. Разрывание материала бумагу, вату, природный материал двумя руками, направляя руки в разные стороны, двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Учащийся берет в руки материал бумагу, вату, природный материал и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала, то необходимо предварительно сделать надрыв или надрез этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.

3. Размазывать материал. Размазывание материала руками сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по кругу. Обучающийся погружает руки в вязкий материал краску, пену для бритья, крем, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по кругу круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях.

4.Разминать материал разминание материала тесто, пластилин, глина, пластичная масса двумя руками, одной рукой, пальцами. Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы: пластилин, глина, пластичная масса. Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

5. Пересыпать материал. Пересыпание материала крупы, песка, земли, мелких предметов двумя руками, одной рукой с использованием инструмента лопатки, стаканчика и др. Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной, двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале крупе, песке, земле одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать, находить предмет, затем закапывать, прятать предмет.

6. Переливать материал. Переливание материала воды двумя руками с использованием инструмента стаканчика, ложки и др. Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной. двумя руками. Затем он учится использовать инструмент стаканчик, ложку и др. для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками в зависимости от объема емкости, наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.

7.Наматывать материал. Наматывание материала бельевой веревки, шпагата, шерстяных ниток, шнура и др. Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

Действия с предметами.

Задачи обучения.

Формирование умения:

- захватывать, удерживать,

- отпускать предмет,

- встряхивать предмет, издающий звук,

- толкать предмет от себя,

- тянуть предмет по направлению к себе,

- вращать предмет,

- нажимать на предмет,

- сжимать предмет,

- вынимать предметы из емкости,

- складывать предметы в емкость,

- перекладывать предметы из одной емкости в другую,

- вставлять предметы в отверстия,

- нанизывать предметы на стержень, нить.

Содержание.

1. Захватывать, удерживать, отпускать предмет. Захватывание, удержание, отпускание предметов: шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др. Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

2.Встряхивать предмет, издающий звук. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук. Можно учить ребенка встряхивать предметы, изменяющие цвет (картинку, находящуюся внутри предмета).

3. Толкать предмет от себя. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) Сначала ребенок учится толкать ,катать игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед- назад», держа ее в руке. Затем он толкает, катает игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать, катать игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа и т. п.

4.Тянуть предмет по направлению к себе Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

5.Вращать предмет. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) Сначала ребенку дают пластиковую банку, бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку, банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает, закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

6.Нажимать на предмет. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью, пальцем. Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).

7. Сжимать предмет. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

8. Вынимать предметы из емкости. Вынимание предметов из емкости. Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

9.Складывать предметы в емкость. Складывание предметов в емкость. Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.) Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.

10. Перекладывать предметы из одной емкости в другую. Перекладывание предметов из одной емкости в другую Ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

11.Вставлять предметы в отверстия. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

12. Нанизывать предметы на стержень, нить. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника. Предполагаемые результаты освоения курса Умение сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать материал. Умение захватывать, удерживать предмет. Умение толкать, тянуть в предмет в разные направления вращать. Умение нажимать, сжимать предмет. Умение вынимать, складывать предметы в ёмкость. Умение вставлять предметы в отверстия. Умение нанизывать предметы на стержень, нить.

Планируемые результаты освоения курса:

личностные

-освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

предметные

- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;

- знание об основных свойствах предметов и материалов;

- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами;

- формирование умения классифицировать предметы и материалы по группам.

Материально-техническое оснащение включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), мозаика, пластилин, глина .

Комплект специализированного оборудования для оснащения кабинета дефектолога:диагностический коррекционно- развивающий комплекс(песочная терапия),набор методических материалов для развития и коррекции восприятия:сенсорные пластины, сенсорный ящик, знакомство с цветом, знакомство с формой, тактильное домино, свойства предметов, предметный мир в картинках, сказки,тактильные цифры и математические знаки

Организация работы по программе

Дефектологические занятия проводятся индивидуально. Срок реализации рабочей программы - 1 год (2021-2022 учебный год). Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» рассчитана на 33 недели, 1 занятие в неделю по 40 минут ( 32 занятия в год).

Оценка достижений обучающихся

Результативность обучения может оцениваться индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по коррекционному курсу «Предметно-практические» проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Результаты обследования фиксируется в мониторинге «Личностное развитие обучающегося» в начале и в конце учебного года.

Методическая литература для учителя:

Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.

Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.



Календарно-тематическое планирование

«Предметно-практическая деятельность»


№ п\п

Тема занятия

Дата

Корр-ка

Кол-во часов


1 четверть- 8 занятий




1

Диагностическое обследование

01.09



1

2

Действия с предметами.

Предметно-манипулятивные действия.


08.09



1

3

Действия с предметами.

Простые подражательные действия.


15.09



1

4

Действия с предметами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой).

22.09



1

5

Действия с предметами.

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.

29.09



1

6

Действия с материалами

Действия с материалами разных поверхностей.

06.10



1

7

Действия с материалами

Размазывание материала (краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

13.10



1

8

Действия с материалами

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

20.10



1


2 четверть-8 занятий




1

Действия с материалами

Работа с природным материалом.

10.11



1

2

Действия с предметами.

Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой.

17.11



1

3

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки).

24.11



1

4

Действия с предметами.

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

01.12



1

5

Действия с предметами.

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.),

08.12



1

6

Действия с предметами.

Покажи предмет.

15.12



1

7

Действия с предметами.

Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

22.12



1

8

Действия с материалами

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

29.12



1


3 четверть-8 занятий




1

Действия с материалами.

Работа с сыпучими материалами.

19.01



1

2

Действия с материалами.

Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков.

26.01



1

3

Действия с материалами.

Работа с пластилином.

02.02



1

4

Действия с предметами.

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

09.02



1

5

Действия с предметами.

Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши.

02.03



1

6

Действия с предметами. Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме.


09.03



1

7

Действия с материалами.

Игры с песком.

16.03



1

8

Действия с материалами.

Работа с нитками и тканью.

23.03



1


4 четверть- 8 занятий




1

Действия с предметами.

Игры с прищепками.

06.04



1

2

Действия с предметами.

Раскладывание и складывание пирамидки.

13.04



1

3

Действия с материалами. Рисование ладошками.

20.04



1

4

Действия с предметами.

Завязывание и развязывание узелков.


27.04



1

5

Действия с предметами.

Размазывание пластилина по заготовкам


04.05



1

6

Действия с предметами.

Шнуровка. Упражнения по шнуровке.


11.05



1

7

Действия с материалами

Пересыпание круп.

18.05



1

8

Итоговое диагностическое обследование

25.05



1