РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)
Учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями в овладении учебным материалом. Это связанно с незрелостью памяти, недостаточно развитым мышлением, неумением переключать внимание с одного задания на другое, с трудностями осуществления анализа и синтеза, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. Коррекционно-развивающие занятия в рамках данной программы позволяют коррегировать эти недостатки.
Программа коррекционно-развивающих занятий направленна на развитие познавательной сферы старших школьников с ОВЗ. Она включает в себя задания по развитию осмысленно-логического мышления, памяти, внимания по средствам коррекционных игр и упражнений.
Общая цель - помощь в усвоении программного материала, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение рассуждать, сравнивать, анализировать;
- Обеспечить в ходе коррекционно-развивающих занятий повторение пройденных правил и полученных знаний по русскому языку, математике, литературному чтению.
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание и практическую направленность коррекционно-развивающих занятий.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, память, воображение.
- Развивать умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать исследовательские навыки при выполнении заданий (софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и др.)
Общая характеристика
Коррекционо-развивающая программа способствует развитию познавательной сферы, что в свою очередь благоприятно влияет на общую успеваемость школьника.
Спецификой обучения в Центре является индивидуальное обучение, как следствие у обучающихся отмечается неумение работать в группе, взаимодействовать друг с другом. Для решения этой проблемы данная программа рассчитана на работу в группе.
Описание места коррекционно-развивающей программы
Программа в 5 классе рассчитана на 31 час. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю. Длительность коррекционно-развивающих занятий составляет 40 минут. Форма проведения занятий: групповая.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации коррекционно-развивающей программы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.
5 класс
Личностные УУД
формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;
проявлять интерес к новому содержанию и новым способам познания;
удерживать устойчивый интерес к новым способам познания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
организовывать рабочее место.
соблюдать режим учебной работы.
понимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
совместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом;
самостоятельно определять цель, проблему в учебной деятельности.
адекватно определять причины успешности и неуспешности в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
сравнивать объекты по заданным критериям;
анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
осуществлять синтез (составляет целое из частей);
устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне;
строить логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи;
осваивать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
Коммуникативные УУД:
задавать партнеру вопросы по способу выполнения действия;
овладевать монологической и диалогической формами речи;
грамотно строит высказывания в устной форме (использует речевые средства);
объяснять непонятные слова из контекста;
излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
Предметные УУД
понимать информацию устного и письменного сообщения;
запоминать значения фразеологизмов;
использовать в речи средства интонационной выразительности;
уметь работать с криптограммами, танграмом;
решать задачи разных видов;
уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Содержание программы
5 класс
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводные занятия | 3 |
2 | Развитие внимания | 14 |
3 | Развитие мышления | 14 |
4 | Развитие памяти | 15 |
5 | Развитие воображения | 12 |
6 | Итоговые занятия | 4 |
Всего | 62 |
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема (раздела и занятия) | Количество часов | Содержание деятельности |
1 | Вводные занятия | 3 | Выполнять задания диагностики. |
| Диагностика | 3 |
2 | Развитие внимания | 14 | Запоминать смысл понятии «творчество», «творческие способности», «экспромт». Понимать значение и происхождения фразеологизмов. Выполнять конструкции по предложенному образцу. Поддерживать учебный диалог. Выполнять предложенные задания. Развивать внимание, пространственную ориентировку, речь, чувство рифмы. |
| Путешествие по реке творческих способностей | 2 |
| Под крышей дома | 2 |
| От альфы до омеги | 2 |
| Мастерская пантомимы | 2 |
| Веселый кавардак | 2 |
| Познай самого себя | 2 |
| Клуб любителей русского языка | 2 |
3 | Развитие мышления | 14 | Запоминать значения выражений и фразеологизмов, понятии. Учиться анализировать полученную информацию. Классифицировать по определенным признакам. Развивать артистические способности. |
| Методом проб и ошибок | 2 |
| Не боги горшки обжигают | 2 |
| Служба спасения | 2 |
| Катавасия | 2 |
| Задания из под спуда | 2 |
| Клуб любителей математики | 2 |
| Камни в легендах. Кораллы | 2 |
4 | Развитие памяти | 15 | Понимать, запоминать и употреблять в собственной речи фразеологизмы. Развивать пространственную ориентацию. Закреплять навык «раскодирования» таблицы. Учиться отвечать развернутыми фразами. Вступать в учебный диалог. |
| Туда, где молочные реки, кисельные берега | 2 |
| Немного о флоре и фауне | 2 |
| Геркулесов труд | 2 |
| Любителям старины. Лапти | 2 |
| История христианского праздника Рождество | 2 |
| Семи пядей во лбу | 2 |
| Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина» | 3 |
5 | Развитие воображения | 12 | Развивать творческое воображение. Решать учебные задачи нестандартным способом. Использовать рифму. Совершенствовать навык «расшифровывания» фраз нестандартными способами. Развивать артистические способности. |
| Крепкий орешек | 2 |
| Копилка интересных фактов | 2 |
| Эзопов язык на новый лад | 2 |
| Литературная угадайка | 2 |
| Поговорим о картофеле | 2 |
| Игра «С миру по нитке» | 2 |
6 | Итоговые занятия | 4 | Выполнять задания диагностики. |
| Заключительное занятие | 2 |
| Итоговая диагностика | 2 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) и интернет ресурсы
Рабочая тетрадь Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5 класс (1-2 ч.)
Методическое пособие Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5 класс
Технические средства обучения
-Компьютер
-Видеофильмы, соответствующие тематике программы
-Использование интернет-ресурсов
Оборудование и приборы:
-Ножницы
-Линейка
-Карандаши, офицерская линейка
-Тетради