МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТРАЦИТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ «Деловой русский язык»
по программе подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
19.01.17 «Повар,кондитер»
43.01.02 «Парикмахер»
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Антрацит
2022
Рассмотрено и согласовано методической комиссией общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО ЛНР «Антрацитовский строительный колледж»
Протокол № от «» г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.08.2020г . № 797-од зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 203/1847. примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине «Деловой русский язык» для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, утвержденной приказом Министерством образования и науки Луганской Народной Республики от 27.08.2020 г. № 797-од.
Председатель методической комиссии ________
(подпись) (Ф.И.О)
Директор ________
(подпись) (Ф.И.О)
Составитель:
Чеботарева Лилия Эдуардовна, преподаватель дисциплины «Деловой русский язык», Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Антрацитовский колледж информационных технологий и экономики»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
Председатель МК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
Председатель МК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
Председатель МК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
Председатель МК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
| Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины…… | 4 |
| результаты освоения учебной дисциплины……………….. | 6 |
| СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины…………………………………………………... | 7 |
| условия реализации рабочейпрограммы учебной дисциплины………………………………………………….. | 14 |
| Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………………………………….. | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.20 «Деловой русский язык и культура речи»
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи»является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС)в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 19.01.17 «Повар,кондитер» , 43.01.02 «Парикмахер» , 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» , 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании, реализующая образовательную программу среднего(полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Содержание программы «Деловой русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей: обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний; получение практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных); обучение профессиональному общению в области избранной специализации; формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста; формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.
Освоение содержания учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов
личностных:
- формирование у обучающихся культуры делового общения;
- формирование знаний, необходимых для повышения общей и профессиональной компетентности личности, его конкурентоспособности, самостоятельности и творческого подхода в профессиональной деятельности;
метапредметных:
-овладение деловым русским языком как средством общения в учебной и профессиональной деятельности; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию);
-проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения делового русского языка;
-осуществлять информационную переработку текста, подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, 9 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство, строить рассуждения разных типов и др.);
предметных:
-говорить и писать, владея навыками деловой речи;
-уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении; уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;
- знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила речевого этикета;
- усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой письменной и устной речи; следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; определять цель и понимать ситуацию общения;
-учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
- прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;
- направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;
- владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика и т.д.);
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты официальноделового стиля; развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового русского языка.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 55 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 55 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся –38 часов;
самостоятельной работы обучающихся –17 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование результата обучения |
Знать | Уметь |
- связь языка и истории, культуры русского народа; | - осуществлять речевой самоконтроль, различать понятия «культура речи» и «культура языка», элементы нормированной и ненормированной речи, владеть современным русским языком, нормами речевого общения; |
- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, языковых норм; | - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, правильности, точности и уместности их употребления; |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - определять тип и стиль текста, создавать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка, умение их анализировать; |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально - деловой сферах общения. | -использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; |
| -извлекать нужную информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; |
| - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разной функциональной принадлежности в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, свободно и грамотно говорить на заданные темы; |
| - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; |
| - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, находить изученные орфограммы и пунктограммы, уметь обосновывать их выбор; |
| - соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, проявлять культуру корректного и эффективного речевого поведения при общении с собеседниками; |
| - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; |
| - осознавать русский язык как основу духовной, нравственной и культурной ценности народа, грамотно пользоваться сокровищницей языка; |
| - развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; |
| - умело использовать языковые и речевые средства, совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; |
| - совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения; |
| - самообразовываться и принимать активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства. |
2.3. Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п | Дополнительные профессиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1. | | | | | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Тематический план учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи»
Наименование, разделов тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Современный русский язык и деловая коммуникация | | 19 | 3 | | 8 | |
Тема 1.1 Понятие о языке. Национальный русский язык. | | 5 | - | - | 4 | - |
Тема 1.2 Этика делового общения | | 14 | 3 | - | 4 | - |
Раздел 2. Функциональные стили русского языка | | 3 | 3 | - | 5 | - |
Тема 2.1. Текст. Лингвистика текста | | 1 | 1 | - | 2 | - |
Тема 2.2.Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль | | 2 | 2 | - | 3 | - |
Раздел 3.Нормативность и правильность деловой коммуникации | | 8 | 2 | | 4 | |
Тема 3.1 Понятие о литературном языке и языковой норме | | 1 | | - | 1 | - |
Тема 3.2 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка | | 2 | 1 | | | |
Тема 3.3.Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка | | 2 | - | | | |
Тема. 3.4 Лексические нормы | | 1 | | | | |
Тема 3.5.Синтаксические нормы русского языка | | 2 | 1 | | 3 | |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | | | | | | - |
Всего часов | 55 | 30 | 8 | | 17 | |
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине «Деловой русский язык и культура речи»
Наименование разделов, тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Современный русский язык и деловая коммуникация | Содержание учебного материала | 19 |
Тема 1.1.Понятие о языке. Национальный русский язык. | 1.Понятие о языке как средстве человеческого общения. Функции языка. | 1 |
Самостоятельной работа №1 Реферат: «Фольклорная мудрость о языке. Высказывания, цитаты великих о языке, о русском языке.» | 2 |
2.Национальный русский язык. Государственный язык. | 1 |
3.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Особенности устной и письменной речи. Невербальная коммуникация. | 1 |
4.Понятие культуры речи. Риторика как наука. Направления современной риторики. Риторика – часть культуры делового общения. | 1 |
Самостоятельная работа №3 Презентация по теме: «Понятие «экология языка» на примере рассказа М.М.Зощенко «Обезьяний язык» | 1 |
5. Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. | 1 |
Самостоятельной работа №4 Сообщение: «Специфика речи специалиста. Речевая культура. Причины недостаточного уровня культуры речи и способы повышения речевой культуры» | 1 |
Тема 1.2. Этика делового общения | Понятие этики делового общения, ее предмет и задачи. Понятие общения. Сущность и содержание этики делового общения. | 1 |
Практическое занятие №1 Общие принципы и правила делового общения специалиста. Составление монологической/диалогической речи | 1 |
Этические нормы и нормативы. Профессиональная этика. | 1 |
Практическое занятие №2 Формулы речевого этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора. | 1 |
Самостоятельной работа №5 Сообщение: «Из истории речевого этикета. Речевой этикет стран мира. Речевой этикет в профессиональном общении.» | 2 |
8.Деловой этикет. Назначение речевого этикета. | 1 |
9. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. | 1 |
10. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула. | 1 |
11.Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение. | 1 |
12..Виды делового общения: устное ‒ письменное, диалогическое ‒ монологическое, межличностное ‒ публичное, непосредственное ‒ опосредованное, контактное ‒ дистантное. | 1 |
Самостоятельной работа №6 Сообщение «Невербальное общение, его особенности» | 2 |
13.Особенности деловой речи. Диалог. | 1 |
14.Особенности деловой речи Монолог. Полилог. | 1 |
15.Форма, структура и культура деловой коммуникации. Инновационные формы делового общения | 1 |
16.Презентация. Форум. Пресс-конференция. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров. | 1 |
17.Традиционные жанры деловой коммуникации. Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи. | 1 |
18.Специфические жанры деловой коммуникации. Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения. | 1 |
19.Правила общения специалиста при проведении встреч, переговоров, приемов, совещаний. Культура телефонного диалога. | 1 |
Практическое занятие №3 Практические занятия: Формулы речевого этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора. | 1 |
Раздел 2. Функциональные стили русского языка | | 3 |
Тема 2.1. Текст. Лингвистика текста | 20.Понятие о тексте. Заглавие текста. Тематическое ядро, смысловая структура текста. Типы речи. | 1 |
Практические занятия №4 Лингвистический анализ текста. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся №7 Анализ текстов художественного стиля. | 2 |
Тема 2.2.Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль | | |
21.Общая характеристика стилей и их особенностей. Официально-деловой стиль как язык документов. Понятие о документах и их классификация. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся №8 Реферат на тему: «История официально-делового стиля.» | 1 |
22.Назначение, классификация документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов, реквизиты документов и правила их оформления. Языковые аспекты официально-делового стиля. | 1 |
Практические занятия №5 Особенности оформления документов по личному составу, разновидности документов и их формы, состав реквизитов документов | 1 |
Практические занятия №6 Составление документов по личному составу | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся №9 Сообщение: «Официально-деловой стиль как язык документов.» | 2 |
Раздел 3. Нормативность и правильность деловой коммуникации | | 8 |
Тема 3.1 Понятие о литературном языке и языковой норме | 23.Виды норм русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся №10 Реферат: «Исследовательская работа: Язык и культура речи.» | 1 |
Тема 3.2 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка | 24.Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Правила произношения безударных гласных Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. | 2 |
25.Грамматические нормы русского языка. Особенности образования грамматических форм разных частей речи. Орфографические нормы. Принципы и особенности русского правописания. | 1 |
Практические занятия №7 Трудные случаи русской орфографии. | 1 |
Тема 3.3.Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка | 26.Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Особенности употребления форм имён существительных и имён прилагательных. Особенности употребления форм местоимения, имени числительного. | 2 |
27.Особенности употребления форм глагола. Особенности употребления наречий.Особенности словообразования современного русского языка. Способы образования слов | 2 |
Тема. 3.4 Лексические нормы | 28.Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Сложные случаи словоупотребления. Выявление основных видов нарушения лексических норм. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.Правила употребления обособленных членов предложения | 1 |
Тема 3.5.Синтаксические нормы русского языка | Практические занятия:№8 Трудные случаи русской пунктуации. | 1 |
29-30. Дифференцированный зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №11 | 3 |
Тематика самостоятельной работы: Реферат:«Нормы русского языка. Составление словаря исключений из правил русского языка» Реферат: «Особенности использования многозначных слов, паронимов и омонимов в профессиональной речи.» Реферат: «Правила написания и введение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур, графических сокращений.» | |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | |
Всего часов: | 38 |