СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Деловой русский язык" (10-11)кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Деловой русский язык" (10-11)кл»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АНТРАЦИТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОДБ «Деловой русский язык»



по программе подготовки

квалифицированных рабочих, служащих


19.01.17 «Повар,кондитер»

43.01.02 «Парикмахер»

08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»















Антрацит

2022

Рассмотрено и согласовано методической комиссией общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО ЛНР «Антрацитовский строительный колледж»

Протокол № от «» г.

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.08.2020г . № 797-од зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 203/1847. примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине «Деловой русский язык» для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, утвержденной приказом Министерством образования и науки Луганской Народной Республики от 27.08.2020 г. № 797-од.


Председатель методической комиссии ________

(подпись) (Ф.И.О)

Директор ________

(подпись) (Ф.И.О)

Составитель:

Чеботарева Лилия Эдуардовна, преподаватель дисциплины «Деловой русский язык», Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Антрацитовский колледж информационных технологий и экономики»



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

Председатель МК _______________________



СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины……


4

результаты освоения учебной дисциплины………………..


6

СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины…………………………………………………...



7

условия реализации рабочейпрограммы

учебной дисциплины…………………………………………………..


14

Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины…………………………………………………..


16













































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.20 «Деловой русский язык и культура речи»

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи»является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС)в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 19.01.17 «Повар,кондитер» , 43.01.02 «Парикмахер» , 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» , 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»



Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании, реализующая образовательную программу среднего(полного) общего образования.



1.2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам

освоения учебной дисциплины

Содержание программы «Деловой русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей: обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний; получение практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных); обучение профессиональному общению в области избранной специализации; формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста; формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.

Освоение содержания учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов

личностных:

- формирование у обучающихся культуры делового общения;

- формирование знаний, необходимых для повышения общей и профессиональной компетентности личности, его конкурентоспособности, самостоятельности и творческого подхода в профессиональной деятельности;

метапредметных:

-овладение деловым русским языком как средством общения в учебной и профессиональной деятельности; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию);

-проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения делового русского языка;

-осуществлять информационную переработку текста, подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, 9 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство, строить рассуждения разных типов и др.);

предметных:

-говорить и писать, владея навыками деловой речи;

-уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении; уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;

- знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила речевого этикета;

- усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой письменной и устной речи; следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; определять цель и понимать ситуацию общения;

-учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;

- направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;

- владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика и т.д.);

- свободно ориентироваться и воспринимать тексты официальноделового стиля; развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового русского языка.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

всего – 55 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 55 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся –38 часов;

самостоятельной работы обучающихся –17 часа.

















2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование результата обучения

Знать

Уметь

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- осуществлять речевой самоконтроль, различать понятия «культура речи» и «культура языка», элементы нормированной и ненормированной речи, владеть современным русским языком, нормами речевого общения;

- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, языковых норм;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, правильности, точности и уместности их употребления;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- определять тип и стиль текста, создавать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка, умение их анализировать;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально - деловой сферах общения.

-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;


-извлекать нужную информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разной функциональной принадлежности в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, свободно и грамотно говорить на заданные темы;


- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;


- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, находить изученные орфограммы и пунктограммы, уметь обосновывать их выбор;


- соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, проявлять культуру корректного и эффективного речевого поведения при общении с собеседниками;


- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;


- осознавать русский язык как основу духовной, нравственной и культурной ценности народа, грамотно пользоваться сокровищницей языка;


- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;


- умело использовать языковые и речевые средства, совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;


- совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения;


- самообразовываться и принимать активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.







2.3. Использование часов вариативной части в ППКРС



№ п/п

Дополнительные

профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения

№,

наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в программу

1.












3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Тематический план учебной дисциплины «Деловой русский язык и культура речи»




Наименование, разделов

тем


Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная

нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа

обучающихся

Всего, часов

в т.ч.

лабораторные

работы и

практические

занятия,

часов

в т.ч.

курсовая

работа

(проект),

часов

Всего, часов

в т.ч.

курсовая

работа

(проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Современный русский язык и деловая коммуникация


19

3


8


Тема 1.1 Понятие о языке. Национальный русский язык.


5

-

-

4

-

Тема 1.2 Этика делового общения


14

3

-

4

-

Раздел 2. Функциональные стили русского языка


3

3

-

5

-

Тема 2.1. Текст. Лингвистика текста


1

1

-

2

-

Тема 2.2.Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль


2

2

-

3

-

Раздел 3.Нормативность и правильность деловой коммуникации


8

2


4


Тема 3.1 Понятие о литературном языке и языковой норме


1


-

1

-

Тема 3.2 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка


2

1




Тема 3.3.Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка


2

-




Тема. 3.4 Лексические нормы


1





Тема 3.5.Синтаксические нормы русского языка


2

1


3


Промежуточная аттестация:

дифференцированный зачет






-

Всего часов

55

30

8


17






3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине «Деловой русский язык и культура речи»

Наименование разделов,

тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Объем

часов

1

2

3

Раздел 1. Современный русский язык и деловая коммуникация

Содержание учебного материала



19



Тема 1.1.Понятие о языке. Национальный русский язык.

1.Понятие о языке как средстве человеческого общения. Функции языка.

1

Самостоятельной работа №1

Реферат: «Фольклорная мудрость о языке. Высказывания, цитаты великих о

языке, о русском языке.»


2

2.Национальный русский язык. Государственный язык.


1

3.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Особенности устной и письменной речи. Невербальная коммуникация.

1

4.Понятие культуры речи. Риторика как наука. Направления современной риторики.

Риторика – часть культуры делового общения.

1

Самостоятельная работа №3

Презентация по теме: «Понятие «экология языка» на примере рассказа М.М.Зощенко

«Обезьяний язык»

1

5. Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

1

Самостоятельной работа №4

Сообщение: «Специфика речи специалиста. Речевая культура. Причины недостаточного

уровня культуры речи и способы повышения речевой культуры»

1

Тема 1.2. Этика делового общения

  1. Понятие этики делового общения, ее предмет и задачи. Понятие общения. Сущность и содержание этики делового общения.

1

Практическое занятие №1

Общие принципы и правила делового общения специалиста. Составление монологической/диалогической речи

1

  1. Этические нормы и нормативы. Профессиональная этика.


1

Практическое занятие №2

Формулы речевого этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора.

1

Самостоятельной работа №5

Сообщение: «Из истории речевого этикета. Речевой этикет стран мира. Речевой этикет в профессиональном общении.»

2

8.Деловой этикет. Назначение речевого этикета.

1

9. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет.

1

10. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула.

1

11.Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

1

12..Виды делового общения: устное ‒ письменное, диалогическое ‒ монологическое, межличностное ‒ публичное, непосредственное ‒ опосредованное, контактное ‒ дистантное.


1

Самостоятельной работа №6

Сообщение «Невербальное общение, его особенности»

2

13.Особенности деловой речи. Диалог.

1

14.Особенности деловой речи Монолог. Полилог.

1

15.Форма, структура и культура деловой коммуникации. Инновационные формы делового общения

1

16.Презентация. Форум. Пресс-конференция. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг.

Выставка и ярмарка товаров.

1

17.Традиционные жанры деловой коммуникации. Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи.

1

18.Специфические жанры деловой коммуникации. Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения.

1

19.Правила общения специалиста при проведении встреч, переговоров, приемов, совещаний. Культура телефонного диалога.

1

Практическое занятие №3

Практические занятия: Формулы речевого этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора.

1

Раздел 2. Функциональные стили русского языка


3

Тема 2.1. Текст. Лингвистика текста

20.Понятие о тексте. Заглавие текста. Тематическое ядро, смысловая

структура текста. Типы речи.

1

Практические занятия №4

Лингвистический анализ текста.

1

Самостоятельная работа обучающихся №7

Анализ текстов художественного стиля.

2

Тема 2.2.Функциональные стили русского языка. Официально-деловой

стиль





21.Общая характеристика стилей и их особенностей. Официально-деловой стиль как язык документов. Понятие о документах и их классификация.

1

Самостоятельная работа обучающихся №8

Реферат на тему: «История официально-делового стиля.»


1


22.Назначение, классификация документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов, реквизиты документов и правила их оформления. Языковые аспекты официально-делового стиля.

1

Практические занятия №5

Особенности оформления документов по личному составу, разновидности документов и их формы, состав реквизитов документов

1

Практические занятия №6

Составление документов по личному составу

1

Самостоятельная работа обучающихся №9

Сообщение: «Официально-деловой стиль как язык документов.»



2



Раздел 3.

Нормативность и правильность деловой коммуникации



8

Тема 3.1 Понятие о литературном языке и языковой норме

23.Виды норм русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в

становлении и функционировании литературного языка.

1

Самостоятельная работа обучающихся №10

Реферат: «Исследовательская работа: Язык и культура речи.»

1

Тема 3.2 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы

русского языка

24.Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Правила произношения безударных гласных Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

2

25.Грамматические нормы русского языка. Особенности образования грамматических форм разных частей речи. Орфографические нормы. Принципы и особенности русского правописания.

1

Практические занятия №7

Трудные случаи русской орфографии.

1

Тема 3.3.Морфологические и словообразовательные нормы современного

русского языка

26.Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Особенности употребления форм имён существительных и имён прилагательных. Особенности употребления форм местоимения, имени числительного.

2

27.Особенности употребления форм глагола. Особенности употребления наречий.Особенности словообразования современного русского языка. Способы образования слов


2

Тема. 3.4 Лексические нормы

28.Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Сложные случаи словоупотребления. Выявление основных видов нарушения лексических норм.

Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.Правила употребления обособленных членов предложения


1

Тема 3.5.Синтаксические нормы русского языка


Практические занятия:№8

Трудные случаи русской пунктуации.


1

29-30. Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающихся №11

3

Тематика самостоятельной работы:

Реферат:«Нормы русского языка. Составление словаря исключений из правил русского языка»

Реферат: «Особенности использования многозначных слов, паронимов и

омонимов в профессиональной речи.»

Реферат: «Правила написания и введение в текст сложносокращенных слов,

аббревиатур, графических сокращений.»


Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет


Всего часов:

38