Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Южно-Якутский технологический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
Форма подготовки: очная
г. Нерюнгри, 2023 год
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа дисциплины ЕН.02 Информатика разработана с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение (далее – ФГОС) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «10» 01_2018г. № 3) и профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации и ремонту сетей водоснабжения и водоотведения" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты от «17» 04 2018г. № 249Н)
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж»
Разработчик:
Любарь О.В., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»___________________
Рассмотрена и рекомендована предметно-цикловой комиссией «ИТ и СД»
Протокол №__ от ___________г.
Председатель ПЦК _____________________/В.О. Саенко/
Рассмотрена и утверждена на отделении Строительства и металлообработки
Зав. отделением _______________ /Мельник Л.М. /
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
1 | Паспорт дисциплины | Стр. 4 |
2 | Структура и содержание дисциплины | Стр. 6 |
3 | Условия реализации дисциплины | Стр. 10 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | Стр. 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информатика
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, входящей в укрупненную группу специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства, приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 № 3.
Область профессиональной деятельности выпускников: 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, в профессиональной подготовке для профессий 18560 Слесарь-сантехник, 14571 Монтажник наружных трубопроводов; 14621 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
умения:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.
знания:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и
вычислительных систем;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи
информации;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК.01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК.02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК.03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК.04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК.05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК.06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК.07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК.09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК.11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
| |
Перечень профессиональных компетенций элементы, которых формируются в рамках дисциплины
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Разработка технологий и проектирование элементов систем водоснабжения и водоотведения |
ПК 1.1. | Принимать участие в проектировании элементов систем водоснабжения и водоотведения |
ПК 1.2 | Определять расчетные расходы воды |
ПК 1.3 | Разрабатывать технологические схемы очистки воды и обработки осадков |
ПК 1.4 | Производить расчеты элементов систем водоснабжения и водоотведения |
ПК 1.5 | Разрабатывать чертежи элементов систем водоснабжения и водоотведения |
ПК 1.6 | Определять, анализировать и планировать технико-экономические показатели систем водоснабжения и водоотведения |
ПК 1.7 | Устанавливать соответствие проектных решений природоохранным требованиям. |
ВД 2 | Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения |
ПК 2.1 | Эксплуатировать сети и сооружения водоснабжения и водоотведения |
ПК 2.2 | Оценивать техническое состояние систем и сооружений водоснабжения и водоотведения |
ПК 2.3 | Контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, сбросов сточных вод, соблюдение экологических стандартов и нормативов |
ПК 2.4 | Планировать обеспечение работ в условиях нестандартных ситуаций. |
ВД 3 | Выполнение работ по очистке природных и сточных вод и контролю качественных показателей |
ПК 3.1 | Разрабатывать технологический процесс очистки природных и сточных вод |
ПК 3.2 | Выполнять химические анализы по контролю качества природных и сточных вод |
ПК 3.3 | Выполнять микробиологические анализы по контролю качества природных и сточных вод |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 32 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 28 часов;
- промежуточная аттестация - 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очного обучения
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 28 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | |
консультации | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
подготовка доклада по заданной тематике | |
Промежуточная аттестация экзамен | 4 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
2.2. Тематический план и содержание дисциплины |
Результаты освоения ОП ОК и ПК | Тема | Вид учебной нагрузки и часы | Уровень освоения | Форма проведения контроля / ФОС приложение | Педагогические технологии, методы обучения |
Лекция | Лабораторная работа | Практическое занятие | СРС | Курсовая работа (проект) |
| | | | | | | | |
ОК 01-11 ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 | | | | | | | | | |
Тема 1.1. Основные понятия информатики | | | | | | | Тест 1, Приложение 2 | Технология компьютерного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологи |
Понятие информации. Содержание информации. Свойства и носители информации | | | 2 | | | | ПР1 Приложение 1 |
Кодирование текстовой, графической, звуковой информации | | | 2 | | | | ПР2 Приложение 1 |
Тема 1.2 Средства и алгоритмы представления, хранения и обработки информации | | | | | | | Тест 2, Приложение 2 |
Системы счисления. Числовая система ЭВМ, операции над машинными кодами | | | 2 | | | | ПР3-4 Приложение 1 |
Тема 1.3 Компьютер как техническое средство реализации технологий | | | | | | | Тест 3, Приложение 2 |
Понятие архитектуры и структуры компьютера. Классификация компьютерной техники. | | | 2 | | | | ПР5-6 Приложение 1 |
Тема 1.4 Программные средства реализации информационных процессов | | | | | | | Тест 4, Приложение 2 |
Общая характеристика программных средств. Классификация программных средств. | | | 2 | | | | ПР7-8 Приложение 1 |
Тема 1.5 Прикладные программные средства обработки текстовой и табличной информации | | | | | | | Тест 5, Приложение 2 |
Основные приемы работы в текстовом процессоре | | | 2 | | | | ПР9-10 Приложение 1 |
Основные приемы работы в электронных таблицах | | | 2 | | | | ПР11, ПР12 Приложение 1 |
Тема 1.6 Подготовка компьютерных презентаций | | | | | | | Тест 6, Приложение 2 |
Современные способы организации презентации. Средства для создания презентаций. Общие принципы построения графических изображений. Технология создания мультимедийной презентации | | | 2 | | | | ПР13 Приложение 1 |
Тема 1.7 Системы управления базами данных | | | | | | | Тест 7, Приложение 2 |
Понятие базы данных. Классификация баз данных. Модели баз данных. Системы управления базами данных. Основные методы, способы получения, хранения и обработки информации. | | | 2 | | | | ПР16 Приложение 1 |
Создание и заполнение таблиц. Установка связей. Создание запросов Создание форм и отчетов | | | 2 | | | | ПР17 Приложение 1 |
Тема 1.8 Инструментальные программные средства для решения прикладных математических задач. | | | 2 | | | | |
Тема 1.9 Локальные и глобальные сети ЭВМ | | | | | | | Тест |
Сетевые информационные технологии. | | | 2 | | | | ПР21, СРС4 Приложение 1, 3 |
Работа в сети Интернет | | | 2 | | | | ПР22 Приложение 1 |
Тема 1.10 Алгоритмизация и программирование | | | | | | | Тест 9, Приложение 2 |
Основные методы разработки алгоритмов обработки данных. | | | 2 | | | | ПР23, ПР 24 СРС5 Приложение 1, 3 |
Промежуточная аттестация | | | 4 | | | | |
Всего | | 32 | | | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет информационных технологий, оснащенный посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя, техническими средствами: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для СПО / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для СПО / В. П. Зимин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 110 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08362-0.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для СПО / В. П. Зимин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 145 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08365-1.
Дополнительные источники:
Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / Д. В. Куприянов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 255 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00973-6.
Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для СПО / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 327 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для СПО / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/1DC33FDD-8C47-439D-98FD-8D445734B9D9.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для СПО / В. П. Зимин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 110 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08362-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/1932FD18-8DAB-4675-8908-D569EC1514D8.
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для СПО / В. П. Зимин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 145 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08365-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C1135FDE-ED55-442E-B78D-D1492DBE9604.
Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / Д. В. Куприянов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 255 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00973-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/1AFA0FC3-C1D5-4AD7-AA67-5375B13A415F.
Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для СПО / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 327 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E5577F47-8754-45EA-8E5F-E8ECBC2E473D.
Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/090B6B88-D6CC-4D8F-834B-C7A26DB78F15.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
умения: | | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ, индивидуальных заданий; решение производственных ситуаций. Текущий контроль в форме защиты практических работ. |
- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; | Демонстрирует умения выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ. |
- использовать информационно-коммуникационную сеть «Интернет» (далее-сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; | Демонстрирует умения использовать информационно-коммуникационную сеть «Интернет» (далее-сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией. |
- использовать технологию сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; | Демонстрирует умения использовать технологию сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах. |
- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; | Демонстрирует умения обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники. |
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; | Демонстрирует умения получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях. |
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений. | Демонстрирует умения применять графические редакторы для создания и редактирования изображений. |
- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций. | Демонстрирует умения применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций. |
знания: | | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Демонстрирует знания базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ. |
- методы и средства сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; | Демонстрирует знания методов и средств сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации. |
- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и вычислительных систем; | Демонстрирует знания общего состава и структуры персональных электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и вычислительных систем. |
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; | Демонстрирует знания основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности. |
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; | Демонстрирует знания основных положений и принципов автоматизированной обработки и передачи информации. |
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Демонстрирует знания основных принципов, методов и свойств информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. |