СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОП 02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины ОП 02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров по профессии  19.01.17  "Повар, кондитер", с обязательной аудиторной учебной  нагрузкой обучающихся 30 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОП 02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»



Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Поворинский филиал (ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа дисциплины



ОП 02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров



по профессии СПО

19.01.17 Повар, кондитер

код название







Поворино






Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (19.01.17) повар, кондитер.



Организация-разработчик: Поворинский филиал ГБПОУ ВО « Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко»


Разработчики:

Ларина Г.А. - преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.


Программа рассмотрена на заседании методической комиссии общепрофессиональных и профессиональных дисциплин «29»августа 2017 года, протокол № 1.

Председатель цикловой комиссии «Общепрофессиональных и профессиональных дисциплин» Ларина Г.А.


































СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


  1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



4

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 3. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

5


7

4. условия реализации дисциплины

13

  1. 5. Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины

14




1. паспорт ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии (19.01.17) Повар, кондитер.



1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

- составить рационы питания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- роль пищи для организма человека;

- основные процессы обмена веществ в организме;

- суточный расход энергии;

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

- понятие рациона питания;

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

- методику составления рационов питания;

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 15 часов.













2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями ПО ПРОФЕССИИ Повар, кондитер в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3.Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4.Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК 8.6.Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
























































3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15



Итоговая аттестация – экзамен в 6 семестре




3.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Физиология питания



4


Тема 1.1 Основы физиологии питания


Содержание учебного материала

4

1.Обмен веществ в организме и пищеварение. Роль пищи для организма человека. Общее понятие об обмене веществ. Суточный расход энергии человека. Процесс пищеварения. Усвояемость пищи.

2. Рациональное питание. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Методика составления рациона питания. Понятие рациона питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах.

3.Пищевая ценность продуктов. Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. Роль питательных, минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания.

Практические занятия

1

Расчет энергетической ценности блюд


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов знаний, учебной литературы

(по вопросам к главам учебных пособий, составленными преподавателем). Создание презентаций по изучаемым темам.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Написать доклад, сообщение:

Обмен веществ у людей разного возраста

Расход энергии человека при различных физических нагрузках

Факторы, способствующие усвоению пищи

Сохранение витаминов при кулинарной обработке

Витаминизация пищи

Лечебно-профилактическое питание

2

Раздел 2.

Основы товароведения продовольственных товаров



26

Тема 2.1

Овощи, плоды, грибы и специи

Содержание учебного материала

5

1.Овощи, плоды и ягоды. Классификация. Капустные, луковые, тыквенные, томатные овощи. Их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность овощей, их ассортимент, требования к качеству овощей, транспортировка и хранение на предприятиях. Классификация плодов и ягод. Свежие, квашенные, маринованные плоды и ягоды. Их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность, ассортимент, требования к качеству, транспортировка и хранение на предприятиях

2. Грибы. Классификация, их значение и использование в кулинарии, химический состав и пищевая ценность, ассортимент, требования к качеству, транспортировка и хранение на предприятиях. Сушеные, соленые и маринованные грибы.

3.Пряности и приправы. Классификация, ассортимент. Их значение и использование в кулинарии, требования к качеству, хранение на предприятиях.

Практические занятия

2

Определение качества овощей

Определение качества ягод и плодов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Цитрусовые плоды

Субтропические плоды

Соусы

2

Тема 2.2

Рыба и рыбные продукты


Содержание учебного материала

3

1.Рыба. Значение рыбы. Рыба живая, охлажденная, замороженная, химический состав, пищевая ценность, способы охлаждения, способы заморозки, основные показатели качества, упаковка, транспортировка и хранение. Рыба соленая, копченная, вяленая, сушенная, пищевая ценность,



показатели качества, упаковка, маркировка и хранение.


2.Рыбные продукты. Классификация, ассортимент. Рыбные консервы, пресервы, полуфабрикаты. Морепродукты: классификация и ассортимент. Основные показатели качества, условия упаковки, транспортировки и хранения.

Практические занятия

1

Оценка качества рыбы и рыбных консервов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений, докладов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Осетровое семейство рыб

Вяленая рыба

Икра

Пресервы

2

Тема 2.3

Мясо и мясопродукты

Содержание учебного материала

3

1. Мясо. Ассортимент: говядина, свинины, баранина, мясо птицы; химический состав, пищевая ценность. Требования к качеству. Условия упаковки, транспортировки и хранения.

2. Мясопродукты. Классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества, упаковка, маркировка и хранение.

Практические занятия

1

Оценка качества колбасных изделий

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений, докладов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Мясные субпродукты

Дичь

Желатиновая продукция


2

Тема 2.4

Молоко и молочные продукты

Содержание учебного материала

4

  1. Классификация молока и молочных продуктов.

  2. Кисломолочные продукты, сметана, творог, химический состав, пищевая ценность, значение в жизнедеятельности человека, ассортимент, требования к качеству, упаковка маркировка и хранение.



Практические занятия

2

Органолептическая оценка качества молока

Органолептическая оценка качества кисломолочных продуктов

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Национальные молочные продукты

Соевые молочные продукты

Витаминизированное молоко

Диетические кисломолочные продукты

1

Тема 2.5

Растительные масла. Пищевые жиры


Содержание учебного материала

3

1.Растительные масла, пищевые жиры. Химический состав, пищевая ценность, использование в кулинарии, классификация, ассортимент, виды растительных масел в зависимости от способа обработки, показатели качества, упаковка маркировка и хранение.

2. Масло коровье. Химический состав, пищевая ценность, использование в кулинарии, классификация, ассортимент, виды растительных масел в зависимости от способа обработки, показатели качества, упаковка маркировка и хранение.

Практические занятия

1

Органолептическая оценка качества растительного масла

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кулинарные жиры

Маргарин

Оливковое масло

Спреды

2

Тема 2.6

Продукты переработки зерна

Содержание учебного материала

3

1.Мука, хлеб, крупы. Химический состав, пищевая ценность, виды помолов муки, классификация, ассортимент, показатели качества, упаковка, транспортировка и хранение.

Макаронные изделия, классификация, пищевая ценность, виды макаронных изделий, химический состав, показатели качества, упаковка и хранение на предприятии.

Практические занятия

2

Органолептическая оценка качества хлеба

Органолептическая оценка качества макаронных изделий и их видов


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Создание сообщений.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Хлебцы

Дрожжи

Бараночные изделия

2

Тема 2.7

Кондитерские изделия и вкусовые товары


Содержание учебного материала

5

1.Кондитерские изделия, пищевая ценность, химический состав, классификация, ассортимент, виды плодово – ягодных изделий, требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение, использование в кулинарии.

2.Вкусовые товары, алкогольные напитки, пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, применение в кулинарии, упаковка, маркировка и хранение. Пищевые кислоты.

Практические занятия

2

Определение качества плодово - ягодных кондитерских изделий

Определение качества мучных кондитерских изделий

3.Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой, методическими рекомендациями составленными преподавателем, использование ресурсов интернета. Подготовка сообщений.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Халва и восточные сладости

Витаминизированные изделия


2


Экзамен



Итого аудиторных занятий

30


В том числе:



практических занятий

12


самостоятельной работы

15


максимальная нагрузка

45


4. условия реализации дисциплины


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия лаборатории «Товароведение продовольственных товаров»


Оборудование лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий по предмету.


Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,

- комплект учебно – методической документации,

- методические пособия.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. З.П. Матюхина. Товароведение пищевых продуктов. Москва. Издательский центр». - Академия» 2013г.

2. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии Учебник. - Академия, 2009 г.


Дополнительные источники:

1. Справочник по товароведению пищевых продуктов. Т.Г. Родина. М «Колос» 2007г.

2. Рубина Е. А., Малыгина В. Ф. Микробиология, физиология питания, санитария. - Форум, 2008, 2011 г.

3. Тимофеева В. А. Товароведение продовольственных товаров . - Феникс, 2010 г.





5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов

Оценка за практическое занятия


- рассчитывать энергетическую ценность блюд

Оценка за практическое занятие

- составить рационы питания

Оценка за практическое занятие

Знать:


- роль пищи для организма человека;

Оценка за самостоятельную работу

- основные процессы обмена веществ в организме;

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы,

Оценка за тестирование

- суточный расход энергии;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование,

Оценка за практическое занятие

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование,

Оценка за практическое занятие

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

Оценка за самостоятельную работу


- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование

- понятие рациона питания;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование,

Оценка за практическое занятие

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование,

Оценка за практическое занятие

- методику составления рационов питания;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование,

Оценка за практическое занятие

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров

Оценка за самостоятельную работу,

Оценка за тестирование




7