Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
__________________О.Г. Долбня
«_____»___________2022 год
Рабочая программа дисциплины
ОП.03 Основы животноводства и пчеловодства
для специальности: 35.02.05 Агрономия
базовой подготовки
А
лександровское, 2022 год
Рассмотрена
цикловой комиссией
экономических дисциплин
Протокол № 1
« » августа 2022 года
Председатель ц/к
_____________Ш.М. Сулейманова
Рекомендована Методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Александровский сельскохозяйственный колледж»
Протокол №____ от ___________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 444 от 13.07.2021 года, по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.05 «Агрономия», входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Александровский сельскохозяйственный колледж».
Разработчики:
Н.В. Литовкина преподаватель специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ | | |
| ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03. Основы животноводства и пчеловодства
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП 03. Основы животноводства и пчеловодства является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 «Агрономия», входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
в рамках учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1 ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 1- ОК 11 ПК 1.1- 1.5 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 – 4.3 | различать виды и породы сельскохозяйственных животных, в том числе пчел; оценивать экстерьер основных видов животных; определять продуктивность сельскохозяйственных животных, в том числе пчел; | основы технологий производства продукции животноводства и пчеловодства; принципы обеспечения животноводства высококачественными кормами и технологии заготовки и хранения кормов; правила составления рационов для сельскохозяйственных животных; кормовую базу пчеловодства; роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур; |
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. Основы животноводства и пчеловодства
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 58 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 48 |
в т.ч. | |
Теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 03. «Основы животноводства и пчеловодства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Основы разведения сельскохозяйственных животных и пчел. | | 24 | |
Тема 1.1. Происхождение сельскохозяйственных животных и учение о породе. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Введение. Эволюция и происхождение сельскохозяйственных животных и пчел Учение о породе. Факторы породообразования, классификация пород, структура породы. | | ОК 1- ОК 11 ПК 1.1- 1.5 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 – 4.3 ЛР 4,10,13 |
Практические занятия: | 2 | |
Ознакомление с характеристикой основных пород сельскохозяйственных животных и пчел. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Ответить на вопросы по данной теме и изучить вопросы: «Роль отечественных и зарубежных ученых в зоотехнической науке и практике», «История пчеловодства» | | |
Тема 1.2. Конституция сельскохозяйственных животных. | Содержание учебного материала. | 2 | |
Конституция животных. Классификация типов конституции. Кондиции животных. Экстерьер и его связь с направлением и уровнем продуктивности. Интерьер, основные интерьерные показатели. | | ОК 1- ОК 2 ПК 1.1, 1.3 ПК 2.3 ПК 4.1 ЛР 4,10, 13 |
Практические занятия: | 4 | |
Ознакомление со статями сельскохозяйственных животных. Биология и строение пчелы. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Ответить на вопросы по теме, подготовить доклад по вопросу: «Связь конституции со здоровьем животных». | | |
Тема 1.3. Продуктивность сельскохозяйственных животных и пчел. | Содержание учебного материала. | 2 | |
Понятие о продуктивности сельскохозяйственных животных. | | ОК 1 ПК 1.1- 1.5 ПК 2.2 ПК 2.3 |
Продукты пчеловодства и их использование. | | |
Практическое занятие | 6 | |
1.Расчеты молочной продуктивности. 2. Учет мясной продуктивности. 3. Учет шерстной продуктивности | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Ответить на вопросы по данной теме. Подготовить доклад по вопросы: «Использование продуктов пчеловодства в лечебных целях». | | |
РАЗДЕЛ 2. Отрасли животноводства. | | 28 | |
Тема 2.1. Технология производства продукции скотоводства. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Продуктивность крупного рогатого скота. Технологии производства молока и говядины на промышленной основе. | | ЛР 4,10,13 ОК 1 ПК 1.1 ПК 2.3 ПК 4.1 – 4.3 |
Практические занятия: | 4 | |
Составление распорядка дня на молочно-товарной ферме. Изучение функциональных свойств вымени. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Ответить на вопросы по данной теме. Подготовить реферат по теме на выбор «Откорм и нагул скота», «Экономическая эффективность прогрессивных технологий выращивания ремонтного молодняка», «Экономическая эффективность различных способов и систем содержания крупного рогатого скота». | | |
Тема 2.2. Технология производства свинины. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Биологические особенности свиней. Особенности ведения свиноводства на промышленной основе. | | ПК 1.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 |
Практические занятия | 4 | |
1. Учет в свиноводстве. 2. Составление плана случек и опоросов | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
Ответить на вопросы по данной теме. Подготовить рефераты. «Особенности ведения свиноводства на промышленной основе», «Откорм свиней, виды откорма» | | |
Тема 2.3. Технология производства овцеводства и козоводства. | Содержание материала: | 2 | ОК 1- ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 – 4.3 |
Биологические особенности и продуктивность овец и коз. Способы кормления и содержания | | |
| Практические занятия | 4 | |
| 1.Изучение технических свойств шерсти 2 Составление плана стрижки овец | | |
Тема 2.4. Основы пчеловодства. | Содержание учебного материала: | 4 | |
Технология содержания и разведение пчел. Роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур. | | ПК 1.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 ЛР 4, 10, 13 |
Практические занятия | 2 | |
1. Оценка кормовой базы пасеки | | |
Раздел 3. Кормовая база. Технология заготовки и хранения кормов. | | 6 | |
Тема 3.1. Основы заготовки и хранения кормов. | Содержание учебного материала: | 2 | |
Технология заготовки и хранения кормов. Правила составления рационов для сельскохозяйственных животных. Корма и кормление пчел. | | ОК 1.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 4.1 – 4.3 |
Практические занятия | 4 | |
1.Анализ рационов кормления животных 2.Составление схемы выпойки поросят | | |
| Всего: | 58 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация рабочей программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы зоотехнии», оснащенный рабочими местами по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно - наглядных пособий «Общая зоотехния», муляжи животных, таблицы и плакаты по темам, атлас пород животных, нормативно-справочные материалы, видеофильмы.
Технические средства обучения: мультимедийная система, видеомагнитофон, телевизор.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Н.Г. Макарцев Технологические основы производства и переработки продукции животноводства – М. : Изд-во МГТУ им.Баумана, 2003.- 808 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.Разведение сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии – Учебное пособие:www.BestReferat.ru/refetrat- 1600150.html
2.Породы свиней – реферат: www.qtherrefetrats.allbest.ru/agriculture/00011196
3.Зоотехния – Викизнание: www.eventology.wiki-wiki.ru/ruwz/index.php/Зоотехния.
3.2.3.Дополнительные источники:
1. Г.В. Родионов, Ю.С. Изилов, С.Н. Харитонов Скотоводство. – М.: КолосС, 2015.-210 с. (Учебник для средних специальных учебных заведений).
2.Л.П. Табакова Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства. –М.: КолосС, 2015.-250с. (Учебник для студентов средних специальных учебных заведений).
3.Н.М. Костомакин, Л.В. Бакай, В.П. Потокие. Животноводство. – М.: КослсС, 2014.-448с.
4.Л.В. Куликов. История зоотехнии. - М.: КолосС, 2014.-320с. (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
5.Фаритов Т. А. "Корма и кормовые добавки для животных" М.: Лань, 2015.- 202 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: основы технологий производства продукции животноводства и пчеловодства; принципы обеспечения животноводства высококачественными кормами и технологии заготовки и хранения кормов; правила составления рационов для сельскохозяйственных животных; кормовую базу пчеловодства; роль пчел в опылении энтомофильных растений и повышении урожайности сельскохозяйственных культур; уметь: различать виды и породы сельскохозяйственных животных, в том числе пчел; оценивать экстерьер основных видов животных; определять продуктивность сельскохозяйственных животных, в том числе пчел; | оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка результатов выполнения практической работы Тестирование Устный опрос Устные опросы Оценка выполнения индивидуального задания Оценка результатов выполнения практической работы Оценка результатов выполнения практической работы тестирование письменный опрос Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практического задания |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
Демонстрирующий готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества | ЛР 13 |
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости | ЛР 14 |
Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации | ЛР 15 |
Демонстрирующий навыки противодействия коррупции | ЛР 16 |
6. МЕРОПРИЯТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОГЛАСНО КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
дата | Содержание и формы деятельности | Участники | Место проведения | Ответственные | Коды ЛР |
2 марта | Международный день свиньи | Студенты | аудитория | Преподаватели | ЛР 13 ЛР 15 |
19 июля | День Зоотехника | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 16 ЛР 10 |
5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды | студенты | аудитория | Преподаватели | ЛР 10 |
2 октября | Всемирный день фермерских животных | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 10 ЛР 16 ЛР 15 |
11 ноября | Всемирный день овцы | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 10 ЛР 16 ЛР 15 |
Рецензия
На программу общепрофессиональной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» по специальности среднего профессионального образования 35.02.05 «Основы агрономии».
Разработчик: Литовкина Н.В., преподаватель.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.05 «Основы агрономии» является структурной единицей основной профессиональной образовательной программы.
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и содержит разделы: паспорт дисциплины, тематический план и содержание дисциплины, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения.
Содержание дидактических единиц по каждой теме отражает требования Федерального государственного образовательного стандарта в части освоения знаний по данной дисциплине.
Тематика практических занятий способствует формированию необходимых умений и навыков.
Предлагаемый к изучению материал соответствует современному состоянию науки, техники, технологий производства, предполагает рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта с учетом региональных условий.
Определены виды самостоятельной работы, которые предполагают изучение отдельных вопросов темы, решение практических задач, выполнение рефератов, презентаций.
В перечне учебных изданий рекомендуется к использованию основная и дополнительная литература, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
По результатам обучения запланированы формы и методы контроля, которые предполагает защиту практических знаний, тестирование и другие формы контроля.
Заключение: рабочая программа учебной дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и может быть использована в образовательном процессе.
Рекомендации: создание учебно-методических пособий, электронных средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.
Рецензент Р.В. Даниленко
1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины; также приводятся коды личностных результатов реализации программы воспитания и с учетом особенностей профессии/специальностив соответствии с Приложением 3 ПООП.
17