Министерство образования Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
__________________О.Г. Долбня
«_____»___________2022 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия
базовой подготовки
с. Александровское 2022 г.
Рассмотрена
цикловой комиссией
экономических дисциплин
Протокол № 1
« » августа 2022 года
Председатель ц/к
_____________Ш.М. Сулейманова
Рекомендована Методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Александровский сельскохозяйственный колледж»
Протокол №____ от ___________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 444 от 13.07.2021 года, по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.05 «Агрономия», входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Александровский сельскохозяйственный колледж».
Разработчики:
Н.В. Литовкина преподаватель специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП. 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 «Агрономия», входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 06 и ОК 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01- ОК 11 ПК 1.1- ПК 1.7 ПК 2.1 – ПК 2.9 | применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | основные понятия метрологии; задачи стандартизации, её экономическую эффективность; формы подтверждения качества; основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ. |
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 44 |
В том числе в форме практической подготовки | 34 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося | 10 |
Промежуточная аттестация в форме | Дифференцированный зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы метрологии | 8 | ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 11-13 |
Тема 1.1. Основные положения в области метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Метрология: основные понятия, определения и функции. Международная система единиц. Метрологическая служба. Объекты и субъекты метрологии. |
Тема 1.2. Средства и методы измерений | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 11-13 ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 15 |
1 | Средства измерений: классификация, назначение. Средства поверки и калибровки. Методы измерений. Погрешности и факторы, влияющие на них. |
Практические занятия №1. Изучение основного постулата метрологии. Шкалы измерения, их определения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Государственная система обеспечения единства измерений. 2.Организационные основы обеспечения единства измерений. 3.Международные и региональные организации по метрологии. 4.Проблемы и задачи в области метрологии. | 2 |
Раздел 2. Основы стандартизации | 16 |
Тема 2.1. Методологические основы стандартизации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Стандартизация: цели, задачи, виды. Международная организации по стандартизации (ИСО). Объекты, органы и службы стандартизации. |
Практическое занятие №2. Анализ принципов и методов стандартизации. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Изучение порядка разработки, утверждения и внедрения стандартов. Изучение категории и видов стандартов. Описание основных видов межгосударственных стандартов, их назначения. | 2 | ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 16 ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 13 ОК1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 |
Тема 2.2. Средства стандартизации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Средства стандартизации: понятие и виды. Регламенты и технические регламенты. Федеральные законы и подзаконные акты. Технические условия. |
Практическое занятие №3. Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Общероссийские ведомственные документы по стандартизации 2.Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза. 3. Экономические аспекты стандартизации. | 2 |
Тема 2.3. Основные понятия и определения по допускам и посадкам | Содержание учебного материала | 2 |
1 | 1.Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. |
Практические занятия №4. Определение допуска размера и посадки. Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.. | 2 |
Раздел 3. Основы сертификации продукции | 20 |
Тема 3.1. Сертификация продукции и услуг | Содержание учебного материала | 4 |
1 | 1.Оценка и подтверждение соответствия: понятие, виды деятельности. 2,Структурные элементы сертификации: цели и задачи, принципы, виды, объекты, субъекты, средства, методы, база. Виды, средства и методы сертификации. |
Практические занятия | 2 | |
| №5. Составление порядка проведения сертификации сельскохозяйственной продукции. | | ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10, 11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 14 ОК 1-5 ОК 6,7,9 ,10.11 ПК 1.4-1.6 ПК 2.3 ЛР 10 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Повышение качества работ по подтверждению соответствия. 2. Повышение эффективности систем добровольной сертификации | 2 |
Тема 3.2. Правила проведения сертификации | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Правила проведения сертификации продукции Российской Федерации. Формы и порядок проведения сертификации. Основания для выдачи сертификатов. Схемы сертификации. |
Практические занятия №6. Проведение сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Повышение роли оценки соответствия как инструмента противодействия незаконному обороту продукции | 2 |
Тема 3.3. Сертификация сельскохозяйственной продукции | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Виды и категории стандартов, регламентирующие качество продукции переработки животноводства и методов их контроля. |
Практические занятия №7. особенности проведения сертификации сельскохозяйственной продукции. | 2 |
Всего: | 44 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
лаборатория «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», оснащенный : посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», образцы стандартов, образцы изделий, продукции, средства измерения. Технические средства обучения: мультимедийная система, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
3.2.1.Основные печатные издания:
1.Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия, учебник и практикум. Юрайт Москва 2018 год. 314
2. Никифоров, А. Д. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2018.
3. Метрология, стандартизация и сертификация / Под ред. О.А. Леонова. – М.: Колосс, 2013.
4. Дубовой Н.Д., Портнов Е.М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНТРА-М, 2009.
5. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация. – М.: ИД «ФОРУМ»: Инфра-М, 2009. – 416 с.
3.2.2. Основные электронные издания:
1.Электронная библиотечная система biblio-online.ru
3.2.3. Дополнительные печатные издания:
1. Гетманов, В. Г. Метрология, стандартизация и сертификация для систем пищевой промышленности. – М.: ДеЛипринт, 2014.
2. КлевлеевВ.М.Метрология. Стандартизация. Сертификация. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Уметь: | | |
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка домашних работ, индивидуальных заданий. |
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; | Тестирование, анализ и оценка практических работ. |
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; | Защита практической работы. |
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | Тестирование, оценка практического занятия, решение практических задач |
Знать: | |
-основные понятия метрологии; | Тестирование |
- задачи стандартизации, её экономическую эффективность; | Оценка выполнения индивидуальных заданий. |
- формы подтверждения качества; | Защита индивидуальной работы |
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации; | Тестирование, оценка решения проблемной ситуации |
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | Тестирование, оценка ситуационных задач. |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
Демонстрирующий готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного общества | ЛР 13 |
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости | ЛР 14 |
Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации | ЛР 15 |
Демонстрирующий навыки противодействия коррупции | ЛР 16 |
6. МЕРОПРИЯТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОГЛАСНО КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
дата | Содержание и формы деятельности | Участники | Место проведения | Ответственные | Коды ЛР |
2 мая | Международный день астрономии | Студенты | аудитория | Преподаватели | ЛР 13 ЛР 15 |
20 мая | День метрологии, стандартизации и качества | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 16 ЛР 10 |
5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды | студенты | аудитория | Преподаватели | ЛР 10 |
14 октября | Международный день стандартов | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 10 ЛР 16 ЛР 15 |
10 ноября | Всемирный день качества | студенты | аудитория | преподаватель | ЛР 13 ЛР 10 ЛР 16 ЛР 15 |
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины ОП 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка)
Рабочая программа по дисциплине Метрология, стандартизация и подтверждение качества разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для специальности
35.02.05. Агрономия (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2021 № 444.
Структура программы выдержана в соответствии с Положением о разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям ГБПОУ АСХК.
Рабочая программа имеет: титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы, в котором указаны область применения программы, цели и задачи дисциплины (требования к результатам освоения), рекомендуемое количество часов на освоение программы, объем учебной дисциплины и виды учебной работы, далее приведен тематический план и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы дисциплины, а также формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
В содержании учебной дисциплины перечислены дидактические единицы, подлежащие изучению, темы практических занятий, указаны виды и тематика самостоятельной работы студентов.
Данная рабочая программа может быть рекомендована для использования в работе преподавателями метрологии, стандартизации и подтверждения качества системы СПО.
Рецензент Р.В. Даниленко