1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
1.3. Обоснование часов вариативной части ОП-П
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Цель дисциплины «Цифровая экономика»: формирование понимания общих представлений обосновах цифровой экономики, методологии и технологии цифровой экономики о возможности применения IT-технологий при решении вопросов, возникающих при принятии управленческих решений в корпорациях, на предприятиях (организациях), фирмах в современных условиях.
Дисциплина «Цифровая экономика» включена в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы.
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОП-П).
№№ п/п | Дополнительные знания, умения, навыки | №, наименование темы | Объем часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1 | Зо 01.01 Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Зо 01.02 Структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Зо 01.03 Основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте; Зо 01.04 Методы работы в профессиональной и смежных сферах; Зо 01.05 Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Уо 01.01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части; Уо 01.02 Определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы; Уо 01.03 Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Уо 01.04 Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Уо 01.05 Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Зо 02.01 Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; Зо 02.02 Приемы структурирования информации; Зо 02.03 Формат оформления результатов поиска информации; Зо 02.04 Современные средства и устройства информатизации, порядок их применения Зо 02.05 Программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства Уо 02.01 Определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации; Уо 02.02 Выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска; Уо 02.03 Оценивать практическую значимость результатов поиска; Уо 02.04 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; Уо 02.05 Использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности; Уо 02.06 Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Зо 03.01 Содержание актуальной нормативно-правовой документации; Зо 03.02 Современная научная и профессиональная терминология; Зо 03.03 Возможные траектории профессионального развития и самообразования; Зо 03.04 Основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности; Зо 03.05 Правила разработки презентации Зо 03.06 Основные этапы разработки и реализации проекта Уо 03.01 Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; Уо 03.02 Применять современную научную профессиональную терминологию; Уо 03.03 Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; Уо 03.04 Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; Уо 03.05 Определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования; Уо 03.06 Презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; Уо 03.07 Определять источники достоверной правовой информации; Уо 03.08 Составлять различные правовые документы; Уо 03.09 Находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать; Уо 03.10 Оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта | Тема 1.1.Формирование цифровой экономики на современном этапе | 14 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
2 | Тема 1.2.Понятие и инструменты цифровых платформ | 6 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
3 | Тема 1.3. Алгоритм цифровой трансформации | 8 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
4 | Тема 1.4. Особенности бизнес- процессов, для которых проводится цифровая трансформация | 4 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
5 | Тема 1.5. Важнейшие принципы цифровой трансформации | 4 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
6 | Зо 02.05 Программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства; Уо 02.04 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; Уо 02.05 Использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности; Уо 02.06 Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; З 5.3.04 Основы современных методов и средств управления трудовым коллективом; З 5.3.05 Основные требования организации труда при ведении технологических процессов; З 5.3.06 Менеджмент в области профессиональной деятельности; З 5.3.07 Управление персоналом структурного подразделения; У 5.3.01 Устанавливать производственные задания в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками; У 5.3.04 Анализировать и участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения | Тема 1.6. Условия успеха цифровой трансформации | 8 | Запрос работодателей на освоение дополнительных знаний и умений. |
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий | Объем, ак. ч. / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Цифровая экономика в промышленной среде | 44/20 | |
Тема 1.1.Формирование цифровой экономики на современном этапе | Содержание | 14/8 | ОК.01-ОК.03 |
Цели, задачи и риски развития цифровой экономики в России, цифровая грамотность населения, опорная инфраструктура игосударственная поддержка, технологическое развитие: исторические вехи исовременность, четвертая промышленная революция иинформационная глобализация. | 2 |
Информационная экономика как основа развития цифровой экономики, основные характеристики и возможности информационной (сетевой) экономики, новые экономические законы влияние информационной экономики на участников рынка (покупатели, производители, структура коммерческих отношений), цифровая экономика как дальнейшее развитие новой (информационной) экономики. | 2 |
Политические и технологические предпосылки перехода к цифровой экономике, цифровая экономика и цифровое производство. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 8 |
Практическое занятие № 1. Определение оптимальной последовательности выполняемых функций | 2 |
Практическое занятие № 2. Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах. | 2 |
Практическое занятие № 3. Построение адаптивных бизнес-процессов. | 2 |
Практическое занятие № 4. Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.2.Понятие и инструменты цифровых платформ | Содержание | 6/4 | ОК.01-ОК.03 |
Понятие цифровых платформ. Классификация цифровых платформ. Жизненный цикл цифровых платформ. Группы пользователей развитой цифровой платформы. Инструменты цифровой экономики. Компетенции цифровой экономики. Экономические эффекты цифровизации и платформизации. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 4 |
Практическое занятие № 5. Преимущества и риски внедрения цифровой экономики в производство. | 2 |
Практическое занятие № 6. Промышленный интернет вещей. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.3. Алгоритм цифровой трансформации | Содержание | 8/2 | ОК.01-ОК.03 |
Реинжиниринг и управление бизнес-процессами предприятий на основе современных компьютерных технологий, общая характеристика работ попроведению цифрового бизнес-реинжиниринга, модели и типы бизнес-процессов. | 2 |
Общая характеристика работ по проведению цифрового бизнес- реинжиниринга. Модели и типы бизнес-процессов. | 2 |
Технология структурно-функционального анализа бизнес-процессов. Сквозные технологии цифровой экономики как элемент цифровой трансформации бизнес-процессов, измерение показателей исполнения бизнес-процессов, имитационное моделирования бизнес-процессов. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие № 7. Реинжиниринг и управление бизнес-процессами предприятийна основе современныхкомпьютерных технологий. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.4. Особенности бизнес- процессов, для которых проводится цифровая трансформация | Содержание | 4/2 | ОК.01-ОК.03 |
Диверсификация товаров и услуг, внутренних функций вызывающая многообразие бизнес-процессов, работа по индивидуальным траекториям, требующая высокую степень адаптации базового бизнес- процесса к потребностям клиента, внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия. | 2 |
Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятияи поставщиками ресурсов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса, нерациональность организационной структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций бизнес-процесса. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие № 8. Внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.5. Важнейшие принципы цифровой трансформации | Содержание | 4/2 | ОК.01-ОК.03 |
Объединение процедур, вертикальное сжатие процессов. Распараллеленность процессов, многовариантность исполнения процессов. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие № 9. Регулирование процессов организации. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.6. Условия успеха цифровой трансформации | Содержание | 8/2 | ОК.02, ПК 5.3 |
Точность понимания задачи руководством компании. Мотивация сотрудников компании, нацеленность на рост, расширение деятельности организации, усиление полномочий и творческого характера труда персонала. | 2 |
Хорошо поставленное управление деятельностью компаний, способность собственными силами при привлечении консультантов выполнить трансформацию. | 2 |
Применение цифровых технологий. | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Практическое занятие № 10. Применение цифровых технологий. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Промежуточная аттестация | 2 | |
Всего | 46/20 | |
3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ
Кабинет экономики организации, оснащенныйв соответствии посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя, техническими средствами:
– методические рекомендации по выполнению практических работ.
1. Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В.Д. Маркова. – Москва : ИНФРА-М, 2022 – 186 с.
2. Суртаева, О. С. Драйверы цифрового развития промышленного производства в России: монография / О. С. Суртаева. - Москва: Дашков иК, 2021 - 126 с.
3. Чекмарев, А. В. Управление цифровыми проектами и процессами: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Чекмарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 424 с.
1. Ильин, В. В. Цифровая экономика: примеры руководящей и исполнительной документации: справочное пособие / В. В. Ильин. - Москва:Агентство электронных изданий «Интермедиатор», 2020 - 267 с.
2. Лапидус, Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: учебник / Л.В. Лапидус. – Москва: ИНФРА-М, 2022 – 479 с.
3. Основы цифровой экономики: учебник и практикум для вузов / М. Н. Конягина [и др.]; ответственный редактор М. Н. Конягина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 235 с.
4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Цифровая экономика РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ – Заглавие с экрана.
5. Сергеев, Л. И. Цифровая экономика: учебник для вузов / Л. И. Сергеев, Д. Л. Сергеев, А. Л. Юданова; под редакцией Л. И. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 437 с. – ISBN 978-5-534-15797-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/543648– Заглавие с экрана.
6. Информационные базы данных «Гарант», «Консультант+».
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знает: | | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы, устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
Зо 01.01 Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить | – ориентируется в актуальном профессиональном и социальном контексте, в котором приходится работать и жить |
Зо 01.02 Структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях | – использует структуру плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
Зо 01.03 Основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте | – применяет основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте |
Зо 01.04 Методы работы в профессиональной и смежных сферах | –применяет методы работы в профессиональной и смежных сферах |
Зо 01.05 Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | – применяет порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
Зо 02.01 Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности | – использут номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности |
Зо 02.02 Приемы структурирования информации | – использует различные приемы структурирования информации |
Зо 02.03 Формат оформления результатов поиска информации | – оформляет материал в соответствии с требованиями |
Зо 02.04 Современные средства и устройства информатизации, порядок их применения | – использует современные средства и устройства информатизации, порядок их применения |
Зо 02.05 Программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства | – использует программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства |
Зо 03.01 Содержание актуальной нормативно-правовой документации | – ориентируется в содержанииактуальной нормативно-правовой документации |
Зо 03.02 Современная научная и профессиональная терминология | – грамотно трактует современную научную и профессиональную |
Зо 03.03 Возможные траектории профессионального развития и самообразования | – использует возможные траектории профессионального развития и самообразования |
Зо 03.04 Основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности; | – понимает основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности |
Зо 03.05 Правила разработки презентации | – применяет правила разработки презентации |
Зо 03.06 Основные этапы разработки и реализации проекта | – применяет основные этапы разработки и реализации проекта |
З 5.3.04 Основы современных методов и средств управления трудовым коллективом | – применяет основы современных методов и средств управления трудовым коллективом |
З 5.3.05 Основные требования организации труда при ведении технологических процессов | – применяет основные требования организации труда при ведении технологических процессов |
З 5.3.06 Менеджмент в области профессиональной деятельности | – грамотно трактует менеджмент в области профессиональной деятельности |
З 5.3.07 Управление персоналом структурного подразделения | – грамотно трактует основы управления персоналом структурного подразделения |
Умеет: | | |
Уо 01.01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части | – распознает задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализирует и выделяет её составные части | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ, индивидуальных заданий; решение производственных ситуаций. Текущий контроль в форме защиты практических работ. |
Уо 01.02 Определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы | – определяет этапы решения задачи, составляет план действия, реализовывает составленный план, определяет необходимые ресурсы |
Уо 01.03 Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | – выявляет и эффективно находит информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы |
Уо 01.04 Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах | – владеет актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах |
Уо 01.05 Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | – оценивает результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Уо 02.01 Определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации | – определяет задачи для поиска информации, планирует процесс поиска, выбирает необходимые источники информации |
Уо 02.02 Выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска | – выделяет наиболее значимое в перечне информации, структурирует получаемую информацию, оформляет результаты поиска |
Уо 02.03 Оценивать практическую значимость результатов поиска | – оценивает практическую значимость результатов поиска |
Уо 02.04 Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач | – применяет средства информационных технологий для решения профессиональных задач |
Уо 02.05 Использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности | – использует современное программное обеспечение в профессиональной деятельности |
Уо 02.06 Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | – использует различные цифровые средства для решения профессиональных задач |
Уо 03.01 Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности | – определяет актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности |
Уо 03.02 Применять современную научную профессиональную терминологию | – применяет современную научную профессиональную терминологию |
Уо 03.03 Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | – определять и выстраивает траектории профессионального развития и самообразования |
Уо 03.04 Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи | – выявляет достоинства и недостатки коммерческой идеи |
Уо 03.05 Определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования | – определяет инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявляет источники финансирования |
Уо 03.06 Презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности | – презентует идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности |
Уо 03.7 Определять источники достоверной правовой информации | – определяет источники достоверной правовой информации |
Уо 03.8 Составлять различные правовые документы | – составляет различные правовые документы |
Уо 03.9 Находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать | – находит интересные проектные идеи, грамотно их формулирует и документирует |
Уо 03.10 Оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта | – оценивает жизнеспособность проектной идеи, составляет план проекта |
У 5.3.01 Устанавливать производственные задания в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками | – устанавливает производственные задания в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками |
У 5.3.04 Анализировать и участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения | – анализирует и участвует в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения |