Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Игарский многопрофильный техникум»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
Методического совета Директор КГБПОУ «ИМТ»
Протокол № ___от ______________ Андреева М.А.
_________________
Председатель Методического совета
Шубина А.Н.__________________ «___» ______________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.1 РУСКИЙ ЯЗЫК
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). На основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский языки литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Игарский многопрофильный техникум» (далее – КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум»)
Разработчики:
Семенова Алена Михайловна – преподаватель русского языка и литературы КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум»
Шубина Алена Николаевна – методист КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум»
Рассмотрена на заседании Методического совета КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» протокол №10 от 15 мая 2019 года.
.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ 18
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 21
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»
Область применения программы
При получении профессии СПО всех профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 138 часов. Тематическое планирование в рабочей программе содержит разделы из курса русского языка в объёме 92 обязательных часа.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям
23.01.03 Автомеханик, 21.01.04 Машинист на буровых установках,
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общим учебным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владеть языковыми средствами,
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- использовать изобразительно-выразительные возможностях русского языка;
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- анализировать тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
- осознать художественное картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- определять стили языка художественной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- нормы русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- нормы речевого поведения в различных ситуациях межличностого и межкультурного общения;
- роль родного языка как основы успешной социализации личности; - эстетические ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
- связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 138 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) – 92 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 46 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 138 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 92 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | 10 |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 46 |
| |
Промежуточная аттестация в форме – экзамена |
| |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | |
Раздел 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | | 10 | |
Тема 1.1. Фонетические единицы. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. | 2 |
2 | Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 2 |
Практическое занятие 1 Закономерности функционирования фонетической системы русского языка. Наблюдение над выразительными средствами фонетики | |
Тема 1.2. Орфоэпические нормы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 2 |
2 | Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 2 |
Тема 1.3. Орфография | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 2 |
2 | Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц | 2 |
3 | Правописание приставок на з- /с-. Правописание и/ы после приставок. | 2 |
Практические занятия 1. Орфография и пунктуация в художественной литературе. 2. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | |
Раздел 2. Лексикология и фразеология | | 14 | |
Тема 2.1 Лексическое значение слов | Содержание учебного материала | 7 | |
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. | 2 |
2 | Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 2 |
3 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 |
Практические занятия 1.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. 2. Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики. 3. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | |
Тема 2.2 Лексика | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). | 2 |
2 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 |
3 | Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 3 |
3 |
Практическое занятие 1. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. | |
Тема 2.3 Фразеология | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | 2 |
2 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 |
Практическое занятие 1. Фразеологический анализ слова. | | |
Раздел 3 Морфемика, словообразование орфография | | 12 | |
Тема 3.1 Морфема | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Морфема как значимая часть слова. Многозначность морфем. | 2 |
2 | Синонимия и антонимия морфем. | 2 |
Практическое занятие Морфемный анализ слов. | |
Тема 3.2 Словообразование | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Этимологии. | 2 |
2 | Контрольная работа по теме»Словообразование» | 2 |
Практические работы 1.Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Словообразовательный анализ. | 2 |
Тема 3.3 Орфография | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 |
2 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 2 |
3 | Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 2 |
Практические занятия 1. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. 2. Словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | |
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 |
Раздел 4. Морфология и орфография | | 28 |
Тема 4.1 Имя существительное | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. | 2 |
2 | Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 |
Практическое занятие 1. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. 2. Итоговая контрольная работа за 1 курс. | |
Тема 4.2 Имя прилагательное | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | | 2 |
2 | Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 |
Практическая работа 1. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков имен прилагательных. | | |
Тема 4.3 Имя числительное | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. | | 2 |
Практическое занятие 1. Образование числительных с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения. | | |
Тема 4.4 Местоимение | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. | | 2 |
2 | Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 |
Практическая работа 1. Использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. | | |
Контрольная работа по теме «Именные части речи» | 1 |
Тема 4.5 Глагол | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. | | 2 |
2 |
2 | Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте | 2 |
Практическая работа 1. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. | | |
Тема 4.6 Причастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. | | 2 |
2 | Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 2 |
Практическое занятие 1. Использование причастий и причастных оборотов в речи. | | |
Тема 4.7 Деепричастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 2 | |
1 2 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | | 2 |
2 |
Практическое занятие 1. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Морфологический разбор деепричастия. | | |
Контрольная работа по теме «Глагольные части речи» | 1 | |
Тема 4.8 Наречие | Содержание учебного материала | 2 | |
1 3 | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. | 2 |
Практическое занятие 1. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. | |
Тема 4.9 Слова категории состояния. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 2 | Группы слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. | 2 |
2 |
Практическое занятие 1. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием слов категории состояния | |
Тема 4.10 Служебные части речи | Содержание учебного материала | 2 | |
1 2 | Правописание предлогов, союзов, частиц, междометий. Отличие производных предлогов, союзов от слов-омонимов. | 2 |
3 |
Практическое занятие 1. Составление словосочетаний, предложений с использованием предлогов, союзов и слов-омонимов. Служебные части речи как средство выразительности. Употребление предлогов, союзов, частиц, междометий в речи. | |
| Итоговая контрольная работа за 1 полугодие по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» | 1 | |
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация | | 21 | |
Тема 5.1 Словосочетание | Содержание учебного материала | 2 | |
1 2 | Словосочетание: строение, нормы построения, виды связи слов. Синонимия словосочетаний. | 2 |
2 |
Практическое занятие 1. Признаки и особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. | |
Тема 5.2 Простое предложение. | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 2 |
2 | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 2 |
3 6 | Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы | 2 |
Практические занятия 1. Составление схем простых предложений и составление предложений по схемам. 2. Синтаксическая синонимия: двусоставное/односоставное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | |
Тема 5.3 Односложное простое предложение | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 |
2 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | 2 |
3 | Уточняющие члены предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. | 2 |
4 6 | Знаки препинания при обращении. | 2 |
Практические занятия 1.Правила пунктуации в образцах письменных текстов. Анализа структуры и семантики простого предложения. 2. Контрольная работа по теме «Простое предложение» | |
Тема 5.4 Сложное предложение. | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 |
2 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 |
3 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 |
4 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 3 |
5 6 | Способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. | 2 |
Практические занятия 1. Построение сложного предложения. Составление схем сложных предложений и составление предложений по схемам. 2. Синтаксическая синонимия: предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными. 3. Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | |
Раздел 6. Язык и речь. Функциональные стили речи. | | 7 | |
Тема 6.1 Язык и речь. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 2 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | 1 |
Тема 6.2 Стили речи | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Функциональные стили речи и их особенности. Научный и разговорный стили речи. Основные признаки, сфера использования. | 2 |
2 3 | Официально-деловой, публицистический, художественный стили речи. Признаки, назначение, основные жанры. | 2 |
Практическое занятие 1. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста. Анализ структуры текста. | |
Тема 6.3 Текст. | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое. | 2 |
2 6 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Особенности построения текста разных функциональных типов. | 3 |
Практическое занятие Итоговая контрольная работа | |
| Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Русский язык среди других языков мира. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. Языковой портрет современника Молодежный сленг и жаргон. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. Язык и культура. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. Вопросы экологии русского языка. Виды делового общения, их языковые особенности. Языковые особенности научного стиля речи. Особенности художественного стиля. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. Экспрессивные средства языка в художественном тексте. СМИ и культура речи. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Русское письмо и его эволюция. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Антонимы и их роль в речи. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Исторические изменения в структуре слова. Учение о частях речи в русской грамматике. Грамматические нормы русского языка. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов). Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. Слова-омонимы в морфологии русского языка. Роль словосочетания в построении предложения. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. Синтаксическая роль инфинитива. Предложения с однородными членами и их функции в речи. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. Синонимика простых предложений. Синонимика сложных предложений. | 46 | |
Всего: | 138 | |
| | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- мебель для организации рабочего места преподавателя, рабочих мест обучающихся, для рационального размещения и хранения учебного оборудования
- учебники
- словари
- раздаточный материал
- портреты выдающихся лингвистов
Технические средства обучения:
- телевизор
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
Интернет-ресурсы
www.zavuch.info
h ttp://pedsovet.org
http://festival.1september.ru
http://www.schoolpress.ru/jornal/issues
http://www.schoolpress.
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.
http //slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov
http://res.krasu.ru/paradigma/main.htm
www.gramota.ru
http://www.mapryal.org
http://www.rusword.org
http://www.ruscorpora.ru
http://yamal.org/ook/
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
http://gramota.ru/book/ritorika/
http://www.ropryal.ru
http://rusgram.narod.ru
http://vedi.aesc.msu.ru
http://spravka.gramota.ru
http://www.philology.ru
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
http://yamal.org/ook/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка
Уметь создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
Уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи
Уметь грамотно оформлять медицинскую документацию
Уметь пользоваться справочниками, словарями русского языка.
Уметь использовать профессиональную лексику
Знать нормы русского литературного языка
| Устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Орфография», «Пунктуация» «Лексика», «Фразеология»; словарный диктант; срезовый контроль; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; дифференцированный зачёт |
Устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Лингвистический анализ текста»; тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в парах; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; зачёт |
Письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант; оценка результатов практических занятий; взаимоконтроль при работе в малых группах, зачёт |
Письменный контроль: составление документов; взаимоконтроль при работе в малых группах; зачёт |
Индивидуальный и групповой контроль; наблюдение за работой обучающихся, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты |
Устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; тестирование; взаимоконтроль при работе в парах |
Устный контроль: входной: устный опрос на теоретических занятиях; письменный контроль: входящий срез знаний, словарный диктант; тестирование; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; зачет |
Знать правила продуцирования текстов разных жанров | Устный контроль: тематический, фронтальный опрос; письменный контроль: анализ текста; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: защита сообщений или презентаций по предложенным заранее темам; взаимоконтроль при работе в малых группах; зачет |