Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методсовета Приказ №_____ от ____________ г.
протокол №____ от__________ Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по литературному чтению
на родном русском языке
для 1- 4 классов
2019 г.
Пояснительная записка
Нормативная правовая основа для разработки программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями) (в редакции приказа Минобрнауки России от 30 декабря 2015 г. № 1576);
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Цель данной программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной (русской) литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 1 - 4 классах на 17 часов в каждом классе ( по 0,5 часа в неделю).
Программа разработана на основе учебника «Литературное чтение» Климановой, Горецкого, Головановой и др. УМК «Школа России»
Планируемые результаты
Предметные
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного предмета
1 класс
1 раздел. Сказки, загадки, небылицы.
Сказки авторские и народные. «Рукавичка». «Петух и собака». Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц.
2 раздел. И в шутку, и в серьез.
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Н.Артюхова «Саша-дразнилка». К.Чуковский «Федотка». М.Пляцковский «Помощник». Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.
3 раздел. Я и мои друзья.
Ю.Ермолаев «Лучший друг». Р.Сеф «Совет». Я,Аким «Моя родня». Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки». «Находка». Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения.
4 раздел. О братьях наших меньших.
С.Михалков «Трезор». В.Осеева «Собака яростно лаяла». М.Пляцковский «Цап Царапыч».В.Берестов «Лягушата».С.Аксаков «Гнездо». Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.
5 раздел. В мире книг
Библиотечный урок. Правила поведения в библиотеке. Работа с книгами в открытом доступе и с тематическим каталогом. Выбор книг, характеристика книги по обложке и иллюстрациям. Культура самостоятельной работы с книгой: рассматривание, чтение
2 класс
1 раздел. Самое великое чудо на свете. Экскурсия в библиотеку «Первые книги».
2 раздел. Устное народное творчество. Потешки. Небылицы. Песенки. Считалки.
Русская народная сказка «Каша из топора».
3 раздел. Влюблю природу русскую. Брюсов «Осень». В.Берестов «Хитрые грибы».
4 раздел. Русские писатели. А.С.Пушкин. Стихи.Л.Толстой. Рассказы для детей.
5 раздел. О братьях наших меньших. И.Пивоварова «Жила была собака».
6 раздел. Писатели детям. К.Чуковский. «Радость». А.Барто «В школе».
7 раздел. Я и мои друзья. Ю.Ермолаев «Два пирожных». В.Берестов «Гляжу с высоты». Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
8 раздел. Из детских журналов. Проект «Любимый детский журнал».
9 раздел. И в шутку, и в серьез. В.Драгунский Рассказы для детей.
3 класс
1 раздел. Произведения русского фольклора. 1.Разновидности сказок. Сборники сказок.. Сказочники и собиратели сказок
2.Календарный фольклор: заклички-веснянки, детские колядки и др.
3.Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы.
2 раздел. Научно-познавательные и художественные произведения о природе и о животных. 1.М.М. Пришвин «Медведь», «Муравьи», «Охота за бабочкой»;
2.К.Г. Паустовский «Заботливый цветок» и др.
3.Структура энциклопедии и книги-справочника.
Работа в библиотеке с каталожными карточками. Отзыв о книге.
3 раздел. Стихи русских поэтов о Родине и родной природе. 1.Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…», «Есть в осени первоначальной…»; А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Летний вечер тих и ясен…»;
2.И.А. Бунин «Родина», «Осень», «Высоко полный месяц стоит…»;
4 раздел. Произведения о людях, о профессиях Е. Серова. Кем я буду. Кем хотите стать вы, дети. Г. Люшнин Строители. М.Пожаров Водопроводчик, хорошие профессии. Формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных
5 раздел. Художественные и исторические рассказы и очерки. 1.С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге».
7 раздел. Драматические произведения (пьесы) для детей. 1.С.В. Михалков «Зайка-Зазнайка», С.Я. Маршак «Опасная привычка» и др. Чтение по ролям, инсценирование.
8 раздел. Детям о писателях и поэтах. Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;
учить работать с текстом. Обогащение словаря.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Закрепление умения передавать при чтении состояние героя
4 класс
1раздел: Произведения фольклора. Сказки, былины, легенды, героические песни.
П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин»;
Былина «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда»
3. Героические песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
2 раздел. Сказки в стихах
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Царь Никита и сорок его дочерей»
КВН по сказкам А.С.Пушкина
В.А. Жуковский Сказка в стихах «Спящая царевна».
3 раздел. Произведения русских поэтов и баснописцев
Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»;
А.А.. Фет «Чудная картина…», «Снег да снежные узоры…»;
И.А. Крылов «Свинья под дубом».
4 раздел. Произведения о детях во время Великой отечественной войны.
«По детству моему прошла война» сост. И.П. Захарова.
Великий день Победы. Произведения о детях во время Великой отечественной войны
5 раздел. Современные писатели детям.
Е.А. Машукова «Очень шумный пес»
Л.М. Золотарев «Подарок»
М. Яснов «Путешествие в чудетство» (фрагмент на выбор).
6 раздел. Приключения, путешествия, фантастика
В.П. Крапивин «Мушкетер и фея» (приключенческие повести о Джонни Воробьеве на выбор);
А.В. Саломатов «В поисках волшебного камня» (фантастические рассказы).
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Личностные | Метапредметные | По плану | факт |
Сказки, загадки, небылицы | | | |
1-4 | «Рукавичка». «Петух и собака». К.Ушинский «Гусь и журавль». Л.Толстой «Зайцы и лягушки». К.Ушиеский «Что хорошо и что плохо». | 4 | | Уметь отличать авторскую сказку от народной: отличать жанры произведений (сказка, загадка, небылица). Уметь отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам | Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению народных произведений своего и литературных произведений русских писателей и поэтов | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,договариваться друг с другом. | | |
И в шутку, и в серьез |
5-8 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Н.Артюхова «Саша-дразнилка». К.Чуковский «Федотка». М.Пляцковский «Помощник». | 4 | Текущий контроль | Уметь наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно показать характер героев произведения; обсуждать, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь отличать юмористическое произведение;находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. | | |
Я и мои друзья |
9-12 | Ю.Ермолаев «Лучший друг». Р.Сеф «Совет» Я,Аким «Моя родня». Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки». «Находка». | 4 | Текущий контроль | - Уметь выразительно рассказывать; понимать смысловую сторону родной речи; кого можно называть другом. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. | Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
О братьях наших меньших |
13-16 | С.Михалков «Трезор». В.Осеева «Собака яростно лаяла». М.Пляцковский «Цап Царапыч»7 В.Берестов «Лягушата». С.Аксаков «Гнездо». | 4 | Текущий контроль | Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок;придумывать свои собственные сказки — несказки;находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | |
В мире книг. | | |
17 | Библиотечный урок. Правила поведения в библиотеке. Работа с книгами в открытом доступе и с тематическим каталогом. Выбор книг, характеристика книги по обложке и иллюстрациям. Культура самостоятельной работы с книгой: рассматривание, чтение | 1 | Текущий контроль | осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | знакомство с культурно-историческим наследием России | | |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Личностные | Метапредметные | По плану | факт |
Самое великое чудо на свете. | | | |
1 | Экскурсия в библиотеку «Первые книги». | 1 | | понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; | Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; | | |
Устное народное творчество. |
2-3 | Потешки. Небылицы. Песенки. Считалки. Русская народная сказка «Каша из топора». | 2 | Текущий контроль | Осознать значимость чтения на родном языке для личного развития | Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
Люблю природу русскую. |
4 | В.Брюсов «Осень». В.Берестов «Хитрые грибы». | 1 | Текущий контроль | Уметь выразительно рассказывать; понимать смысловую сторону родной речи. | Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
Русские писатели. |
5-6 | А.С.Пушкин. Стихи. Л.Толстой. Рассказы для детей. | 2 | Текущий контроль | Знать, что слово – средство общения; уметь внимательно относиться к слову; выражать посредством слова отношение к окружающему. | Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
О братьях наших меньших. | | |
7 | И.Пивоварова «Жила была собака». | 1 | Текущий контроль | использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Осознавать практическую значимость изучения родного языка | | |
Писатели детям. |
8-11 | К.Чуковский. «Радость». А.Барто «В школе». Проект . Любимый детский журнал. | 4 | Текущий контроль | Уметь правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. | Рассказывать о составе слова и его значимых частях, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
Я и мои друзья | | |
12 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». В.Берестов «Гляжу с высоты». Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 3 | Текущий контроль | Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему | | |
Из детских журналов |
13-14 | Проект «Любимый детский журнал». | 2 | | Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
И в шутку и всерьёз |
15-17,5 | В.Драгунский Рассказы для детей. | 1,5 | | Уметь правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. | Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | | |
Литературное чтение. 3 класс (17,5ч)
Типы уроков и их сокращения, применяемые в данном тематическом планировании:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УКИЗ – урок комплексного использования знаний УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки контроля знаний
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД | Дата проведения |
План | факт факт |
| «Книги - мои друзья» (4 часа) |
1 | Произведения русского фольклора. Сказки. | 1ч | УИПЗЗ | 1.Разновидности сказок. Сборники сказок. Сказочники и собиратели сказок Русские народные и литературные сказки | Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги | | |
2 | Произведения русского фольклора. Сказки. | 1ч | УИПЗЗ | Календарный фольклор: заклички-веснянки, детские колядки и др. | Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги | | |
3 | Произведения русского фольклора. Сказки. | 1ч | УИПЗЗ | Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы | Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги | | |
4 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе и о животных. | 1ч | УИПЗЗ | М.М. Пришвин «Медведь», «Муравьи», «Охота за бабочкой»; . | Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, книжная мудрость, находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание | | |
5 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе и о животных | 1ч | УИПЗЗ | К.Г. Паустовский «Заботливый цветок» и др. Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. | Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, книжная мудрость, находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание | | |
6 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе и о животных. | 1ч | УИПЗЗ | Структура энциклопедии и книги-справочника. Работа в библиотеке с каталожными карточками. Отзыв о книге. Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. | Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, книжная мудрость, находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание | | |
7 | Стихи русских поэтов о Родине и родной природе. | 1ч | УИПЗЗ | Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…», «Есть в осени первоначальной…»; А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Летний вечер тих и ясен…»; природы». Осмысленное чтение лирических текстов. Упражнение в интонационно – выразительном чтении. | Уметь анализировать лирический текст; определять сравнения, олицетворения, наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогут увидеть эти картины. | Текущий,фронталь- ный устный опрос | Сравнивать произведения литературы и живописи. Аргументировать собственную позицию. Включать в речь новые слова. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | | |
8 | Стихи русских поэтов о Родине и родной природе. | 1ч | УИПЗЗ | И.А. Бунин «Родина», «Осень», «Высоко полный месяц стоит…»;. Осмысленное чтение лирических текстов. Упражнение в интонационно – выразительном чтении. | Уметь анализировать лирический текст; определять сравнения, олицетворения, наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогут увидеть эти картины. | Текущий,фронталь- ный устный опрос | Сравнивать произведения литературы и живописи. Аргументировать собственную позицию. Включать в речь новые слова. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | | |
9 | Произведения о людях, о профессиях. | 1ч | УИПЗЗ | Е. Серова. Кем я буду. Кем хотите стать вы , дети. Формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Уметь определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. | | |
10 | Произведения о людях, о профессиях. | 1ч | УЗЗВУ | Г. Люшнин Строители. М.Пожаров Водопроводчик, Хорошие профессии. Работа в группе. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Уметь -работать в группе; - работать с текстом | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Определять главную мысль текста, последовательность событий. Отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста. Ориентироваться в тексте, составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | | |
11 | Художественные и исторические рассказы и очерки. | 1ч | УИПЗЗ | С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге». Формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Уметь работать с текстом, объяснять смысл пословиц. | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Рассуждать правильно ли поступили герои рассказа. Определять главную мысль в тексте, определять последовательность событий, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста. Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию. | | |
12 | Художественные и исторические рассказы и очерки. | 1ч | УЗЗВУ | С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге». Работа в группе Формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Уметь работать с текстом, осмысливать понятия «Что значит ложь во спасение» | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Определять главную мысль в тексте, последовательность событий; отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста подбирать пословицы и поговорки на заданную тему. Осмысливать понятия «благородный поступок», «честность». | | |
13 | Драматические произведения (пьесы) для детей. | 1ч | УИПЗЗ | С.В. Михалков «Зайка-Зазнайка», и др. Чтение по ролям, инсценирование. Формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Уметь объяснять название текста, заглавие. | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Осмысливать понятия «честность», «фантазия», «обман», «вымысел». Конструировать монологическое высказывание. Оценивать свои эмоциональные реакции. Аргументировать собственную позицию. | | |
14 | Драматические произведения (пьесы) для детей. | 1ч | УКИЗ | С.Я. Маршак «Опасная привычка» Чтение по ролям, инсценирование. Работа в паре. Определение главной мысли текста, последовательности событий. Обогащение словаря. | Уметь писать отзыв на прочитанную книгу; работать с текстом произведения. Использование критериев для обоснования своих суждений. | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста. Высказывать собственное суждение, отражающее отношение к произведению. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художников. | | |
15 | Детям о писателях и поэтах. | 1ч | УИПЗЗ | Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст; учить работать с текстом. | Уметь объяснять свои чувства, расширение словарного запаса;понимать содержание прочитанного | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Аргументировать собственную позицию. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | | |
16 | Детям о писателях и поэтах. | 1ч | УЗЗВУ | Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст; учить работать с текстом. | Уметь объяснять свои чувства, расширение словарного запаса;понимать содержание прочитанного | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Аргументировать собственную позицию. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. | | |
17 | Детям о писателях и поэтах. | 1ч | УИПЗЗ | Обогащение словаря. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. | Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; высказывать свое отношение к героям произведения; умение находить в тексте слова, характеризующие героев. | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения | | |
18 | Повторение. | 0,5ч | УИПЗЗ | Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное; обогащение словаря. | Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; высказывать свое отношение к героям . | Текущий, фронталь- ный устный опрос | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу прочитанного. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте. | | |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Личностные | Метапредметные | По плану | факт |
Произведения фольклора. Сказки, былины, легенды, героические песни (3 часа) | | | |
1 | П.В. Киреевский «Илья Муромец и Жидовин»; | 1 | Текущий контроль | Понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; | Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа | Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; | | |
2 | Былина «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда» | 1 | Текущий контроль | | |
3 | Героические песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». | 1 | Текущий контроль | | |
Сказки в стихах (4 часа) |
4 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Текущий контроль | Осознать значимость чтения на родном языке для личного развития | Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
5. | А. С. Пушкин «Царь Никита и сорок его дочерей» | 1 | Текущий контроль | | |
6. | КВН по сказкам А.С.Пушкина | 1 | Текущий контроль | | |
7. | В.А. Жуковский Сказка в стихах «Спящая царевна» | 1 | Текущий контроль | | |
Произведения русских поэтов и баснописцев (3 часа) |
8 | Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…»; | 1 | Текущий контроль | Уметь выразительно рассказывать; понимать смысловую сторону родной речи. | Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
9. | А.А.. Фет «Чудная картина…», «Снег да снежные узоры…»; | 1 | Текущий контроль | | |
10. | И.А. Крылов «Свинья под дубом» | 1 | Текущий контроль | | |
Произведения о детях во время Великой отечественной войны (2 часа) |
11 | «По детству моему прошла война» сост. И.П. Захарова. Великий день Победы. | 1 | Текущий контроль | Знать, что слово – средство общения; уметь внимательно относиться к слову; выражать посредством слова отношение к окружающему. | Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
12 | Произведения о детях во время Великой отечественной войны. | 1 | Текущий контроль | | |
Современные писатели детям (3 часа) | | |
13 | Е.А. Машукова «Очень шумный пес» | 1 | Текущий контроль | использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Осознавать практическую значимость изучения родного языка | | |
14 | Л.М. Золотарев «Подарок» | 1 | Текущий контроль | | |
15 | М. Яснов «Путешествие в чудетство» (фрагмент на выбор). | 1 | Текущий контроль | | |
Приключения, путешествия, фантастика (2,5 часа) |
16 | В.П. Крапивин «Мушкетер и фея» (приключенческие повести о Джонни Воробьеве на выбор); | 1 | Текущий контроль | Уметь правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. | Рассказывать о составе слова и его значимых частях, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи | использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; | | |
17 | А.В. Саломатов «В поисках волшебного камня» (фантастические рассказы). | 1 | Текущий контроль | | |
18 | Повторение | 0,5 | Текущий контроль | Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему | | |