СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа для 10 класса по профессиональному модулю "Выполнение плотничных работ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа профессионального модуля является частью основной программы профессионального обучения, адаптирована к условиям профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Столяр строительный".

Программа составлена на основе тарифно–квалификационных характеристик с учётом возрастных и психофизичеких возможностей обучающихся.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа для 10 класса по профессиональному модулю "Выполнение плотничных работ"»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Каменская специальная школа № 15»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей на заседании МС Директор школы

Протокол № ___ от ____________ Протокол № ___от ____________ ___________ Т.А.Лещинская

___________ О.Ю. Мирошникова ____________ М.Ф.Мухаева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


профессионального модуля

«Выполнение плотничных работ» (ПМ.02)

для профессионального обучения по профессии «Столяр строительный»

18880

10 класс


Составитель: Павлюкевич Геннадий Леонидович







2023 - 2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

2. Результаты освоения профессионального модуля

3. Структура и содержание профессионального модуля

4. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)





































1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛОТНИЧНЫХ РАБОТ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной программы профессионального обучения, адаптирована к условиям профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии Столяр строительный.

Программа составлена на основе тарифно–квалификационных характеристик с учётом возрастных и психофизичеких возможностей обучающихся.

Данная программа соответствует формированию профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.5. Выполнять заготовку деревянных элементов различного направления.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- изготовления элементов для различных деревянных конструкций, сборки-разборки лесов, подмостей, опалубки;

- установки несущих конструкций, сборки-разборки лесов, подмостей;

уметь:

- обрабатывать лесоматериалы ручными инструментами и электрифицированными машинами;

- производить работы по устройству временных сооружений и сборке деревянных домов;

- выполнять опалубочные работы, собирать и разбирать леса и подмости;

- выполнять ремонт деревянных конструкций;

- выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:

- виды материалов для строительства деревянных зданий и сооружений;

- виды и устройство деревообрабатывающего оборудования;

- способы заготовки деревянных элементов и сборки их в конструкции;

- правила ведения монтажных работ;

- виды и способы ремонта деревянных конструкций;

- виды технической документации на выполнение работ;

- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при устройстве и сборке деревянных изделий и их элементов.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 136 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов;

учебной практики – 66 часов;

производственной практики – 4 часа.












































2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по выполнению плотничных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.5.

Выполнять заготовку деревянных элементов различного назначения, их установку и ремонт.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.




















3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная учебная нагрузка обучающегося (всего часов)


Учебная


Производственная


1

2

3

4

5

6

ПК 1.5.

Раздел ПМ.02.

Выполнение плотничных работ

136

66

66

4

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Дата проведения уроков

По плану

Фактически

Раздел ПМ 02. Выполнение плотничных работ


136




МДК.02.01.

Технология выполнения плотничных работ


66




Тема 02.01.1.

Организация труда при выполнении плотничных работ

Содержание

8




1-2

Место плотничных работ в общестроительном производстве. Виды плотничных работ.

2

2

05.09.2023

05.09.2023


3-4

Правила охраны труда и техники безопасности при производстве плотничных работ. Санитарно-гигиенические и экологические нормы при выполнении плотничных работ.

2

12.09.2023

12.09.2023


5-6

Требования СНиП при производстве плотничных работ

2

19.09.2023

19.09.2023


7-8

Организация и содержание рабочего места для плотничных работ

2

26.09.2023

26.09.2023


Тема 02.01.2.

Выбор, устройство и подготовка ручного и ручного электрифицированного инструмента к работе.

Содержание

24




9-10

Требования к безопасности труда, к эксплуатации инструмента.

2

2

03.10.2023

03.10.2023


11-20

Виды инструментов: измерительный и разметочный инструмент, инструмент для рубки, тески, пиления, строгания, долбления и резания древесины, сверлильный инструмент. Приспособления для плотничных работ. Электрифицированный ручной инструмент. Электрифицированные машины. Виды и устройство электрифицированного инструмента и машин.

10

10.10.2023

10.10.2023

17.10.2023

17.10.2023

24.10.2023

24.10.2023

07.11.2023

07.11.2023

14.11.2023

14.11.2023


21-28

Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента.

8

21.11.2023

21.11.2023

28.11.2023

28.11.2023

05.12.2023

05.12.2023

12.12.2023

12.12.2023


29-30

Повторение

2

19.12.2023

19.12.2023


31-32

Тестирование. Анализ.

2


26.12.2023

26.12.2023


Тема 02.01.3.

Выбор и подготовка материалов для плотничных работ

Содержание

34




33-42

Виды древесины. Свойства древесины. Пороки строения древесины. Пиломатериалы.

10

2

16.01.2024

16.01.2024

23.01.2024

23.01.2024

30.01.2024

30.01.2024

06.02.2024

06.02.2024

13.02.2024

13.02.2024


43-52

Сортировка древесины и пиломатериала. Складирование древесины и пиломатериала.

10

20.02.2024

20.02.2024

27.02.2024

27.02.2024

05.03.2024

05.03.2024

12.03.2024

12.03.2024

19.03.2024

19.03.2024


53-60

Разметка древесины.

10

02.04.2024

02.04.2024

19.04.2024

19.04.2024

23.04.2024

23.04.2024

30.04.2024

30.04.2024

07.05.2024

07.05.2024


61-62

Повторение

2

14.05.2024

14.05.2024


63-64

Тестирование. Анализ.

2


21.05.2024

21.05.2024



Содержание

66




УП. 2.1. Учебная практика

Изготовление элементов для различных деревянных конструкций


1-4

Организация рабочего места плотника

4

2

05.09.2023

05.09.2023

12.09.2023

12.09.2023


5-10

Изучение нормокомплекта инструмента плотника.

6

19.09.2023

19.09.2023

26.09.2023

26.09.2023

03.10.2023

03.10.2023


11-32

Устройство электрифицированного инструмента и машин.

22

10.10.2023

10.10.2023

17.10.2023

17.10.2023

24.10.2023

24.10.2023

07.11.2023

07.11.2023

14.11.2023

14.11.2023

21.11.2023

21.11.2023

28.11.2023

28.11.2023

05.12.2023

05.12.2023

12.12.2023

12.12.2023

19.12.2023

19.12.2023

26.12.2023

26.12.2023


33-42

Изучение пороков строения древесины

10

16.01.2024

16.01.2024

23.01.2024

23.01.2024

30.01.2024

30.01.2024

06.02.2024

06.02.2024

13.02.2024

13.02.2024


43-52

Определение вида разреза и макроскопического строения древесины

10

20.02.2024

20.02.2024

27.02.2024

27.02.2024

05.03.2024

05.03.2024

12.03.2024

12.03.2024

19.03.2024

19.03.2024


53-64

Изучение видов трещин древесины. Пороки формы ствола

14

02.04.2024

02.04.2024

19.04.2024

19.04.2024

23.04.2024

23.04.2024

30.04.2024

30.04.2024

07.05.2024

07.05.2024

14.05.2024

14.05.2024

21.05.2024

21.05.2024



Содержание

4




ПП. 2.1. Производственная практика

Выполнение работ по изготовлению плотничных конструкций, их установке и ремонту

1-2

Обработка пиломатериалов ручными инструментами: теска, пиление, строгание.

2

3

09.04.2024

09.04.2024


3-4

Обработка пиломатериалов электрифицированными машинами: долбление, сверление.

2

09.04.2024

09.04.2024


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

- учебного кабинета;

- столярной мастерской ручной обработки древесины;

- станочной мастерской механизированной обработки древесины.


Технические средства обучения: АРМ преподавателя

мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);

Печатные пособия: Трудовой кодекс РФ, должностные инструкции, таблицы, индивидуальные карточки.

Экранно-звуковые пособия: презентации к теме урока.

Учебно-практическое оборудование: информационно-наглядные стенды, демонстрационный комплект инструментов, спецодежда.

Демонстрационные пособия: комплекты тематических карточек, опорные схемы, плакаты для познавательно-речевого развития.


Оборудование и рабочие места в мастерской:

- учебные места для обучающихся (для изучения теоретического материала);

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- рабочие места для выполнения практической работы;

- набор инструкционных карт.


Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:


Наименование рабочего места

Оборудование

Инструмент, оснащение, приспособления

Учебные столярные мастерские - УП.1.1.

Учебный корпус образовательного учреждения, школьный двор - ПП.1.1.

- Верстаки столярные.

- Станок бытовой комбинированный.

- Станок сверлильный.

- Станок универсальный.

- Станок строгальный.

- Комплект электрифицированных инструментов (дрель, пила дисковая, электролобзик, фрезер, машина ручная плоскошлифовальная)


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Клюев Г.И. Столяр строительный (базовый уровень), (1-е изд), учебное пособие – М.: Академия, 2009.

2. Клюев Г.И. Плотник (базовый уровень), (1-е изд), учебное пособие – М.: Академия, 2009.

3. Клюев Г. И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. И. Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с. (Повышенный уровень подготовки).

4. Степанов Б. А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

5. Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 352 с.


Дополнительные источники:

1. Рыкунин С. К. Технология деревообработки / С. Н.Рыкунин, Л. Н. Кандалина. — М.: издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

2. Уголев Б. Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Изд-во Моск. гос. инст-та леса, 2001. – 531 с.


Периодические издания:

1. Смолин, О. Обучать, а не ставить клеймо / О. Смолин // Социальная защита. - 2008. - № 10. - С. 3-6. О проблемах людей с ограниченными возможностями, при получении образования.

2. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова// Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 49 - 56.

3. Кормакова, В.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий / В. Н. Кормакова // Воспитание школьника. - 2010. - № 1. - С. 34-37. Мероприятие, способствующее самоопределению школьников в выборе профессии.

4. Усова, Н.В. Любимая профессия всегда дарит радость! / Н. В. Усова // Воспитание школьников. - 2011. - № 3. - С. 30-34. Классный час по профориентации.

5. Трофимова, М. Кем быть / М. Трофимова // Здоровье школьника. - 2010. - № 5. - С. 10-14.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Охрана труда», «Основы строительного производства», «Строительная графика».


Производственная практика проводится в ГКОУ РО «Каменская специальная школа № 15», где имеются здания, сооружения и школьный двор для выполнения различных видов работ, предусматривающих практическую деятельность по данной профессии.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, переподготовка по коррекционному обучению или олигофренопедагогике.


















































5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)



Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять заготовку деревянных элементов различного назначения


- Обрабатывает лесоматериалы ручными инструментами и электрифицированными машинами

с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности;

  • - готовит инструмент к работе;

  • - выполняет сортировку лесо- и пиломатериала;

  • - выполняет разметку;

  • - выполняет технологические операции ручной обработки древесины;

  • - выполняет соединение деревянных элементов.

- Практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах.

-Зачет в устной, письменной, тестовой форме.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Наличие положительных отзывов на учебной практике;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.


- Наблюдение и оценка педагога производственного обучения на практических занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Грамотное составление инструкционных карт;

- демонстрация правильной последовательности выполнения действий.

- Соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ;

- экспертная оценка выполнения практической работы.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- Решение стандартных профессиональных задач при выполнении плотничных работ;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы.


- Наблюдение и оценка педагога производственного обучения на практических занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и педагогами в ходе обучения.

- Экспертное наблюдение

и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.




















*

2