СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 2 класса по предмету "ИЗО".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по предмету "ИЗО" (2 класс).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 2 класса по предмету "ИЗО".»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-В соответствии с АООП образовательной организации;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребѐнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельности необходимо вызывать у ребѐнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребѐнок учится уважительно относится к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребѐнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Основные задачи:

-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами;

-обучение доступным приѐмам работы с различными материалами;

-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

-развитие художественно-творческих способностей.

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климат в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

Используемые типы уроков: урок - открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по изобразительной деятельности во 2 классе рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Лепка

22

Рисование на темы

21

Аппликация

25

Итого

68








Планирование коррекционной работы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант:

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного и слухового восприятия;

2. Развитие слухового восприятия :

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;

4. Формирование экспрессивной речи:

- формирование навыков альтернативной коммуникации;

5. Коррекция мышления.

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6. Коррекция познавательной деятельности:

- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.


Минимальный и достаточный уровни освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант:

Минимальный уровень:

  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.

  • Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.

  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

  • Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось).

  • Различать и показывать (называть) цвета.

  • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.


Достаточный уровень:

  • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.

  • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.


Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность».

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка. Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединѐнных сюжетом.

Аппликация. Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

Рисование. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью,граттаж)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Оборудование

Словарь

НРК

1

Правила безопасной работы. Упражнение на различение предметов по форме и цвету. Знакомство с учебными принадлежностями.

1



Использование учебных принадлежностей


Цветные полоски, геометрические фигуры


Цвет

Форма



2


Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень».

1


Повторение цвета –

жёлтый, красный.

Работа с клеем.

Правильное

расположение листа

бумаги.

Картон, засушенные листья, клей



3

Лепка. Изготовление бубликов, баранок способом раскатывания.

1


Раскатывание

пластилина.

Пластилин, стека,

доска для

пластилина.


Пластилин, стека


4

Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения.

1


Черчение

коротких и длинных

линий цветными

карандашами.

Альбом, цветные

карандаши.


Линия


5

Аппликация «Узор из листьев на полосе».

1


Повторение цвета –

жёлтый, красный.

Работа с клеем.


Шаблон листьев, картон, клей


Аппликация


6

Лепка. Осеннее дерево.

1


Называть цвета:

красный жёлтый.

Изготовление

осеннего дерева

пошагово, повторяя за

учителем. Приём

отщипывание

пластилина.

Изготовление ствола

(катание колбаски).

Пластилин, стека,

доска для

пластилина.

Заготовка изделия.



7

Рисование дождя красками.

1




Выбор цвета. Приём

примакивания.

Альбом, краски,кисть, баночка с

водой, тряпочка.



8

Наклеивание композиции: «Дождь идет».

1


Работа с клеем.

Приклеивание

полосок бумаги в

вертикальном

направлении.

Цветная бумага,клей – карандаш,

лист картона.

Образец

аппликации.



9

Отщипывание пластилина. Гроздь рябины.

1


Выбор нужного

цвета. Определение

формы ягод.

Отщипывание

пластилина, катание

шариков.

Пластилин, стека, доска для

пластилина.

Заготовка изделия.

Гроздь, рябина


10

Листопад, рисование кисточкой

(примакивание).

1


Выбор цвета.

Называние цветов

жёлтый, красный, оранжевый.

Картинки, альбом, краски,

кисть, баночка с водой, тряпочка.



11

Нарядный мухомор в травке.

Приклеивание шляпки, ножки,

рисование травки.

1




Приклеивание

шляпки и ножки по

образцу. Рисование

травки.

Образец

аппликации. Лист картона, заготовка

шляпки и ножки, клей, зелёный

карандаш.


Линия




12

Лепка. Изготовление улиток.

1


Раскатывать столбики

разной длины.

Сравнивать столбики

по длине.



Аппликация


13

Кисть рябины с помощью ватных палочек (примакивание).

1



Выбор нужного

цвета. Рисование с

помощью ватных

палочек. Приём

примакивания.

Альбом, краски,

ватные палочки,

баночка с водой,

тряпочка.


Пластилин, стека


14

Аппликация «Ёжик».

1


Приклеивание

заготовки ёжика,

приклеивание к нему

полосок бумаги

(иголок.)

Картон, заготовки,

клей. Образец

аппликации.



15

Отщипывание пластилина.

Изготовление иголок для ёжика.

1


Изготовление

иголок.

Пластилин, стека, доска для

пластилина, крылатки



16

Рисование солнца.

1


Обводка круга по

шаблону, рисование

лучиков.

Альбом, краски,

кисть, баночка с водой, тряпочка.

Шаблон - круг.

Кисть


17

Аппликация предметов из

геометрического материала.

1


Называние

геометрических

фигур, их

приклеивание по образцу.

Образец

аппликации.

Геометрические фигуры. Лист картона, клей.



18

Лепка по образцу яблока, помидора.

1



Образец

Крылатки


19

Рисование дерева.

1


Рисование дерева

(ладошкой), ствола –

кисточкой.

Повторение цветов

осени.

Альбом, краски,

кисть, баночка с водой, тряпочка.



20

Вырезание квадратов,

прямоугольников.

1


Резать ножницами по

прямой линии. Геометрическая

форма – квадрат,

прямоугольник.

Сравнение.

Ножницы, бумага.



21

Лепка. «Снеговик»

1


Развитие мелкой моторики рук.




22

Рисование. Зима пришла.

1


Упражнения в

нанесении рисунка по

всей поверхности листа

Альбом, краски, кисть, баночка с

водой, тряпочка.



23

Аппликация зимний лес, путём

сминания и отрывания бумаги.

1


Знакомство с

приёмом сминания,

отрывания бумаги,

изготовление

деревьев.

Приклеивание белой

бумаги (деревьев) к

синему фону.

Называние цветов.

Образец

аппликации.

Цветной картон,

белая бумага,

клей.



24

Лепка игрушек «Пирамидка».

1


Лепка шаров,

сплющивание их,

сравнение по цвету,

размеру.

Пластилин, стека,

доска для

пластилина.



25

Рисование разноцветных бус на ёлку.

1


Рассматривание

картинок новогодних

ёлок. Рисование

шаров на нитке,

чередуя их по цвету.

Картинки с

изображением

новогодних ёлок.

Картинки с

изображением

новогодних ёлок.



26

Отщипывание пластилина. Нарядная ёлочка.

1


Рассматривание

картинок новогодних

ёлок. Изготовление

ёлки путём

примазывания.

Украшение шарами

из пластилина.

Картинки с

изображением

новогодних ёлок.

Пластилин, стека,доска для

пластилина.



27

Аппликация «Новогодняя ёлка».

1


Изготовление ёлки

путём приклеивания

треугольников.

Приклеивание к ёлке

разноцветных

кружков, сравнение

их по размеру и

цвету.

Образец

аппликации.

Треугольники,

клей, круги

разного размера и цвета.



28

Рисование «Шарф и шапочка».

1


Использование в рисунке геометрических форм, умение владеть кистью и краской.

Гуашь, кисти.




29

Резание ножницами полосок.

Изготовление цепочки – гирлянды.

1


Резать ножницами по

прямой линии.

Вырезание полосок,

склеивание их между

собой для получения

гирлянды.

Клей, ножницы,

цветная бумага.



30

Лепка. «Игрушки для ёлочки»

1


Формирование умения использовать цвет пластилина для создания яркого образа.




31

Рисование «Красивый ёлочный шар».

1


Рисование шара. Прорисовывание блика.

Ёлочный шар.



32

Аппликация. Снеговик из ватных дисков.

1






33

Скатывание шара и столбика.

1


Изготовление шара и

столбика. Сравнение.

Называние.

Пластилин, стека, доска для

пластилина.



34

Рисование. Узор на рукавичках.

1


Рукавички – готовая

форма. Рисование по

образцу, чередуя по

цвету.

Альбом, краски,

образец рисунка,

кисточка.



35

«Разноцветный коврик»

1


Техника отрывание

кусков цветной

бумаги, приклеивание

их на листок картона

в произвольном

порядке.

Образец

аппликации. Клей,

цветная бумага.



36

Лепка. «Зайчик»

1


Скручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание мелких кусочков пластилина




37

Узор для кукольной посуды — расписное блюдо.

1






38

Аппликация «Зимний дом»

1


Называние

геометрических

фигур, составление из

них дома,

приклеивание.

Образец

аппликации.

Геометрические фигуры, клей,

лист картона.



39

Лепка игрушки «Медвежонок»

1






40

Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки).

1


Знакомство с дымковской игрушкой

Игрушки, образцы

3 четверть

Уральские умельцы

41

Аппликация. Светофор


1



Образец

аппликации. Клей, картон

цветная бумага.



Дорожные знаки на улицах нашего города.

42

Лепка. Светофор


1





43

Рисование. Светофор

1



Образец светофора.


44

Аппликация «Подснежники».

1



Приклеивание

готовых форм.



45

Сминание бумаги. «Мимоза»

1


Сминание бумаги,

приклеивание к

нарисованной ветке.




46

Лепка «Рыбка».

1




Дымковские узоры


47

Рисование. Разноцветные мячики (большие и маленькие)

1


Рисование кругов

разных по размеру.

Альбом, краски,

образец рисунка,

кисточка



48

Композиции «Гусеница на листочке».

1






49

Лепка шариков, обыгрывание

композиции «Гусеница на листочке».

1


Катание шаров,

сравнение по размеру,

цвету, соединение их.


Светофор


50

Рисование поезда (несколько вагонов).

1






51

Изготовление складыванием бумаги

парусника. (подарок к 23 февраля)

1






52

Лепка игрушки «Кошечка».

1






53

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта.

1


Наклеивание на основу готовых форм.




54

Лепка по образцу мышонка.

1


Катание шара,

изготовление из него

овала. Изготовление

изделия пошагово,

повторяя за учителем.

Называние частей

тела мышки.

Пластилин, стека,

доска для

пластилина.



55

Волшебное превращение. Смешивание красок для получения нового цвета.

1


Называние основных

цветов. Смешивание

цветов.




56

Изготовление веера из бумаги.

1


Складывать лист

бумаги.

Лист бумаги



57

Лепка «Солнце»

1


Изготовление разных

по длине лучиков, их

сравнение. Изготовление шара,

сплющивание его,

соединение с

лучиками.




58

Рисование «Скворечник» (с треугольной крышей).

1






59

Башня из кубиков (шаблоны

квадратов.)

1


Обводка шаблона,

вырезание по прямой

линии, приклеивание.

Сравнение по цвету,

размеру.

Шаблоны

квадратов, цветная

бумага, клей, ножницы.



60

Лепка. Украшение

пасхального яйца.

1


Рассматривание

картинок. Выбор

узора. Украшение

овала.

Картинки с

изображением

пасхальных яиц.



61

Рисование воздушных шаров с

нитками.

1


Называние формы

овал. Рисование

овалов,

закрашивание.

Альбом для

рисования,

цветные

карандаши,



62

Аппликация. Нарядная бабочка.

1






63

Лепка по образцу букв

1


Повторение букв,

лепка по образцу.

Пластилин, стека, доска



64

Рисование. Нарядная бабочка.

1


Бабочка – готовая

форма.

Самостоятельное

украшение бабочки.

Образец рисунка.

Цветные

карандаши,

фломастеры.



65

Аппликация «Веточка с зелёными листьями»

1






66

Лепка. Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. «Радуга – дуга»

1


Формирование умения использовать цвет пластилина, соблюдение порядка цветов радуги.




67

Животные на травке (рисование по трафаретам)

1


Рисование по

трафаретам,

называние животных.

Закрашивание.

Трафареты

животных,

цветные

карандаши,

альбом.



68

Аппликация «Полянка одуванчиков».

1


Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желание доводить дело до конца