СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 5-9 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Программа была составлена на основе федерального перечня учебников по географии: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева 5-6  класс «География. Землеведение", И. В. Душиной, В. А. Коринская, В. А. Щенев  7 класс, А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова, В.И. Кравцов 8 класс, А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова, В.И. Кравцов 9 класс. Цель программы: формиро­вание системы географических знаний, как компонента научной картины мира. Познание на конкретных примерах многообразие современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира. Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира. Задачи программы: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5-9 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

открытая сменная общеобразовательная школа №11


УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор Зам.директора НА МС

Л.Н. Хопрова Е.А.Воронина Протокол от 31.08.2017№1

Приказ от 31.08.2017 31.08.2017 Председатель МС

№154-П Шеншина Е.Е.

Рассмотрено

на МО географии

Протокол от 31.08.2017 №1

Председатель МО

Е.Е.Паршина


Рабочая программа по географии

V-IX классов очного (заочного) обучения

(базовый уровень)


Учителя МО географии:

Симонов А.В.(1КК)

Неронова Е.А.

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от 31.08.2017 №1



2017-2018 учебный год


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  3. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".

  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).

  5. Учебный план основного общего образования МБОУ ОСОШ №11 на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Авторской программы по географии под редакцией В. П. Дронов, Л. Е. Савельева 5-6 класс- М.: Дрофа, 2016г.

  • Авторской программы по географии под редакцией И. В. Душиной, В. А. Коринская, В. А. Щенев 7 класс-М.: Дрофа, 2015г.

  • Авторской программы по географии под редакцией А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова, В.И. Кравцов 8 класс- М.: Просвещение, 2014.

  • Авторской программы по географии под редакцией А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова, В.И. Кравцов 9 класс- М.: Просвещение, 2014.

Цель курса - формиро­вание системы географических знаний, как компонента научной картины мира. Познание на конкретных примерах многообразие современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира. Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира.

Задачи курса:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 288, из них на курс «География. Землеведение» в 5-6 классе по 36 часов (из расчета 1 час в неделю), на курс «География. Материки и океаны» 7-й класс 72 часов (из расчета 2 часа в неделю), на курс «География России» 8 класс 72 часов (из расчета 2 часа в неделю), на курс «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс 72 часов (из расчета 2 часа в неделю). Рабочая программа рассчитана на 288 часов учебного времени, из расчета 1 и 2 часа в неделю, а именно:

Классы

Кол-во недель

Кол-во уроков в год

5 классы

36

36

6 классы

36

36

7 классы

36

72

8 классы

36

72

9 классы

36

72

Итого:

180

288


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Обучающийся научится:
  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

Основное содержание учебного предмета.

География. Землеведение. 5-6 классы

5-й класс (1ч в неделю, всего 36 ч.)

ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (4 ч.)

Древняя география и географы. География в Средние века. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)

Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета. Земля и космос. Земля и Луна. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Практическая работа №1. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Практические работы № 2. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(13ч.)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа № 3 . Определение горных пород и описание их свойств.

Резервное время- 1 ч.









Тематический план по географии

для 5 классов заочного обучения

5 класс

Недельная нагрузка – 1 час

Годовой план- 36 часов

ИТОГО: 36 часов за курс 5 класса.


Наименование учебного раздела


Количество часов аудиторной нагрузки

Практическая часть

программы


Сроки

5 класс




1

Введение. Что изучает география.

1 ч.


Сентябрь

2

Накопление знаний о Земле

4 ч.


Сентябрь-Октябрь

3

Земля во Вселенной

7 ч.

Рубежная к.р.

Ноябрь-Декабрь

4

Географические модели Земли

10 ч.

П\р № 1

П\р № 2

Январь-Март

5

Земная кора.

13 ч.

П/р № 3

Итоговая к.р.

Март-Май

6

Резервное время

1 ч.


Май

ИТОГО

36 часов











Календарно- тематическое планирование для 5 класса

Тема урока

К-во часов

Практические работы

Д/з

Дата провед.

Факт.

провед.

Введение. Что изучает география. (1 ч)

1





Накопление знаний о Земле (4 ч)

1

Познание Земли в древности

1

Устный опрос

§1-2



2.

Великие географические открытия

1

сообщение

§3



3.

Открытие Австралии и Антарктиды. 

1

Устный опрос

§4



4.

Современная география. Методы изучения Земли.

1

Устный опрос

§5



Земля во Вселенной (7ч.)

5.

Земля и космос.

1

Устный опрос

§ 6



6.

Земля-планета Солнечной системы.

1

сообщение

§ 7



7.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1

Устный опрос

§ 8



8.

Осевое вращение Земли. 

1

Устный опрос

§ 9



9.

Обращение Земли вокруг Солнца. 

1

Устный опрос

§10



10.

Форма и размеры Земли. 

1

Устный опрос

§ 11



11.

Обобщающий урок «Накопление знаний о Земле».

1

тестирование




Географические модели Земли (10 ч.)

11

Ориентирование на земной поверхности.

1

Устный опрос

§ 12



12.

Изображение земной поверхности. Глобус. Географическая карта – особый источник информации.

1

сообщение

§ 13



13.

Масштаб и его виды.

1

Устный опрос

§ 14



14.

Рубежная контрольная работа

1

тестирование




15.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Рельеф Земли.

1

сообщение

§ 15



16.

Планы местности и их чтение. План местности.

1

Практическая работа № 1  

§ 16



17.

Параллели и меридианы. 

1

Устный опрос

§ 17



18.

Градусная сеть. Географические координаты. 

1

Устный опрос

§18



19.

Географические карты. 

1

Практическая работа №2

§19



20.

Обобщающий урок «Географические модели Земли».

1

тестирование




Земная кора (13 ч.)

21.

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. 

1

Устный опрос

§ 20



22.

Разнообразие горных пород. 

1

сообщение

§21



23.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

1

Практическая работа № 3  

§ 22



24.

Разнообразие форм рельефа земли.

1

сообщение

§23



25.

Движение земной коры. 

1

Устный опрос

§ 24



26.

Землетрясения. Вулканизм. 

1

сообщение

§ 25-26



27.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.

1

Устный опрос

§ 27



28.

Работа текучих вод, ледников и ветра. 

1

Устный опрос

§28



29.

Главные формы рельефа суши. 

1

Устный опрос

§29



30.

Рельеф дна океанов. 

1

сообщение

§30



31.

Человек и земная кора. 

1

Устный опрос

§31



32.

Итоговая контрольная работа.

1

тестирование




33.

Обобщающий урок «Земная кора».

1

тестирование




34-36

Резерв











Основное содержание учебного предмета

6-й класс (1ч в неделю, всего 36 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений.

РАЗДЕЛ 5. Атмосфера (13ч)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практическая работа №1

Наблюдение погоды и обработ­ка собранных материалов (составление графиков, диа­грамм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и кли­мата своей местности.

РАЗДЕЛ 6. Гидросфера (9 ч)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

РАЗДЕЛ 7. Биосфера (7ч)

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа № 2. Определение состава (строения) почвы.

РАЗДЕЛ 8. Географическая оболочка (3ч)

Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.Географическая оболочка – прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.Что такое территориальные комплексы. Разнообразие территориальных комплексов.

Практическая работа № 3. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон.

Резервное время- 3 ч.














Тематический план по географии

для 6 классов заочного обучения

6 класс

Недельная нагрузка – 1 час

Годовой план- 36 часов

ИТОГО: 36 часов за курс 6 класса.


Наименование учебного раздела


Количество часов аудиторной нагрузки

Практическая часть

программы


Сроки

6 класс




1

Введение.

1 ч.


Сентябрь

2

Атмосфера

13 ч.

П\р № 1

Входная к.р.

Сентябрь-Декабрь

3

Гидросфера

9 ч.

Рубежная к.р.

Декабрь-Февраль

4

Биосфера

7 ч.

П\р № 2

Март-Апрель

5

Географическая оболочка

3 ч.

П/р № 3

Итоговая к.р.

Май

6

Резервное время

3 ч.


Май

ИТОГО

36 часов










Календарно- тематическое планирование для 6 класса

Тема урока

К-во часов

Практические работы

Д/з

Дата провед.

Факт.

провед.

1

Введение. (1 ч)

1





Атмосфера (13 ч)

2.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Из чего состоит атмосфера и как она устроена

1

Устный опрос

§32



3.

Входная диагностическая работа

1

тестирование

§33



4.

Нагревание воздуха и его температура

1

Устный опрос

§34



5.

Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1

Устный опрос

§35



6.

Влага в атмосфере.

1

Устный опрос

§36



7.

Атмосферные осадки.

1

сообщение

§37



8.

Давление атмосферы.

1

Устный опрос

§38



9.

Ветры.

1

Устный опрос

§39-40



10.

Погода, климат.

1

Устный опрос

§41



11.

Причины, влияющие на климат.

1

Сообщение

§42



12.

Человек и атмосфера.

1

Практическая работа №1

§33



13.

Обобщение раздела: атмосфера.

1

тестирование




14.

Рубежная контрольная работа.

1

тестирование




Гидросфера (9 ч.)

15.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

1

Устный опрос

§43



16.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства океанических вод.

1

сообщение

§44-45



17.

Движения воды в океане. Волны, течения.

1

Устный опрос

§46-47



18.

Реки. Источники пресной воды.

1

сообщение

§48-49



19.

Жизнь рек.

1

Устный опрос

§50



20.

Озера и болота. Подземные воды.

1

сообщение

§51-52



21.

Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Устный опрос

§53



22.

Человек и гидросфера. 

1

Устный опрос

§54



23.

Обобщение раздела: гидросфера

1

тестирование




Биосфера (7 ч.)

24.

Биосфера Земли. Что такое биосфера и как она устроена

1

Устный опрос

§55



25.

Роль биосферы в природе

1

Устный опрос

§56



26.

Особенности и распространение жизни в океане.

1

сообщение

§57



27.

Жизнь на поверхности суши. В лесах и в безлесных пространствах.

1

сообщение

§58



28.

Почва, как особое природное образование.

1

Практическая работа №2

§59



29.

Человек и биосфера.

1

Устный опрос

§60



30.

Обобщение раздела: биосфера

1

тестирование




Географическая оболочка (3 ч)

31.

Географическая оболочка Земли. Из чего состоит географическая оболочка.

1

Устный опрос

§61



32.

Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

1

Практическая работа №3

§62-63



33.

Итоговая контрольная работа

1

Тестирование




34-36

Резерв













Основное содержание учебного предмета.

География. Материки и океаны.

7-й класс (2ч в неделю, всего 72 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света. Как люди открывали мир. География в древности. География в античном мире. География в раннем Средневековье (V—XIV вв.). Эпоха Великих географических открытий (XV—XVII вв.). Эпоха первых научных экспедиций (XVII—XVIII вв.) Эпоха научных экспедиций XIX в. Современная эпоха развития знаний о Земле.

РАЗДЕЛ 1. Главные особенности природы Земли. (9 ч)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы. (2 ч)

Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа. Роль воды в формировании климата. Вода — необходимое условие для существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан.

Тема 4. Географическая оболочка (3 ч)

Свойства географической оболочки. Особенности строения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.Образование природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

РАЗДЕЛ 2. Материки и океаны. (52 ч)

Тема 5. Африка (11 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практические работы№.1. Определение географических координат крайних точек материка, географическое положение. 





Тема 6. Австралия и Океания (5 ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Тема 7. Южная Америка (7 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа № 2. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.





Тема 8. Антарктида (1 ч)

Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Правовое положение материка.



Тема 9. Океаны (3 ч)

 Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Тихий океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

Тема 10. Северная Америка (6 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

Тема 11. Евразия (19 ч)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция. Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Стран Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практическая работа №4. Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка.

РАЗДЕЛ 3. Географическая оболочка — наш дом (3 ч).

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.

Резервное время- 4 ч.


Тематический план по географии

для 7 классов очного обучения

7 класс

Недельная нагрузка – 2 час

Годовой план- 72 часов

ИТОГО: 72 часов за курс 7 класса.


Наименование учебного раздела


Количество часов аудиторной нагрузки

Практическая часть

программы


Сроки

7 класс




1

Введение.

4 ч.

Входная к.р.

Сентябрь

2

Главные особенности природы Земли.

9 ч.


Сентябрь-Октябрь

3

Материки и океаны.

52 ч.

П/Р№1-4

Рубежная к.р.

Октябрь-Апрель

4

Географическая оболочка — наш дом

3 ч.


Итоговая к.р.

Апрель-Май

5

Резервное время

4 ч.


Май

ИТОГО

72 часов












Календарно- тематическое планирование для 7 класса

Тема урока

К-во часов

Практические работы

Д/з

Дата провед.

Факт.

провед.

Введение. (4 ч)

1.

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? 

1

Устный опрос

§1



2.

Как люди открывали мир.

1

тестирование

§2



3.

Входная контрольная работа

1

тестирование




4.

Методы географических исследований и источники географических знаний. 

1

Устный опрос

§3



Главные особенности Земли (9 ч)

5.

Происхождение материков и океанов.

1

Устный опрос

§4



6.

Рельеф Земли.

1

Устный опрос

§5



7.

Климатообразующие факторы. Пространственные различия процессов формирования климата.

1

сообщение

§6



8.

Климатические пояса. 

1

Устный опрос

§7



9.

Мировой океан — основная часть гидросферы. Распределение вод суши по материкам.  

1

Устный опрос

§8



10.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. 

1

Устный опрос

§9



11.

Свойства и особенности строения географической оболочки. 

1

Сообщение

§10



12.

Закономерности географической оболочки. 

1

Практическая работа №1

§11



13.

Географическая зональность. Зональное и азональное распределение растительного и животного мира на материках и в океанах.

1

тестирование

§12



Материки и океаны (52 ч)

Тема 5. Африка (11 ч)


14

Географическое положение. История исследования. Особенности географического положения материка.  

1

Практическая работа №1

§13



15.

Рельеф и полезные ископаемые.

1

сообщение

§14



16.

Климат. 

1

Устный опрос

§15



17.

Внутренние воды. 

1

сообщение

§16



18.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. 

1

Устный опрос

§17



19.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

1

сообщение

§18



20.

Население и политическая карта. Численность и размещение населения.

1

Устный опрос

§19



21.

Страны Северной Африки. 

1

Устный опрос

§20



22.

Страны Судана и Центральной Африки. 

1

тестирование




23.

Страны Восточной Африки. 

1

Устный опрос

§21



24.

Страны Южной Африки. 

1

Устный опрос

§22



Тема 6. Австралия и Океания (5 ч)

25.

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. 

1

сообщение

§23



26.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны

1

сообщение

§24



27.

Австралия. 

1


§25



28.

Рубежная контрольная работа.

1

тестирование




29.

Океания. 

1

Устный опрос

§26



Тема 7. Южная Америка (7 ч)

30.

Географическое положение. История открытия и исследования. 

1

Устный опрос

§27



31.

Рельеф и полезные ископаемые. 

1


§28



32.

Климат. Внутренние воды. 

1

Тестирование

§29



33.

Природные зоны. Изменение природы человеком. 

1


§30



34.

Население и политическая карта. 

1


§31



35.

Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. 

1


§32



36.

Андские страны. 

1

Практическая работа №2

§33



Тема 8. Антарктида (1 ч)

37.

Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа

1


§34



Тема 9. Океаны (3 ч)

38.

Северный Ледовитый океан. 

1


§35



39.

Тихий и Индийский океаны. 

1


§36



40.

Атлантический океан.

1

Практическая работа №3

§37



Тема 10. Северная Америка (6 ч)

41.

Географическое положение. История открытия и исследования. 

1


§38



42.

Рельеф и полезные ископаемые. 

1


§39



43.

Климат. Внутренние воды. 

1


§40



44.

Природные зоны. Изменение природы человеком. 

1


§41



45.

Население и политическая карта. Канада. 

1


§42



46.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. 

1


§43



Тема 11. Евразия (19 ч)

47.

Географическое положение. История открытия и исследования

1


§44



48.

Рельеф и полезные ископаемые. 

1


§45



49.

Климат.

1


§46



50.

Внутренние воды. 

1


§47



51.

Природные зоны. 

1


§48



52.

Население и политическая карта. 

1


§49



53.

Страны Северной Европы. 

1


§50



54.

Страны Западной Европы. Великобритания.

1


§51



55.

Франция.

1


§52



56.

Германия.

1


§53



57.

Страны Восточной Европы. 

1


§54



58.

Страны Южной Европы. Италия. 

1


§55



59.

Страны Юго-Западной Азии. 

1


§56



60.

Страны Центральной Азии. 

1


§57



61.

Итоговая контрольная работа

1

тестирование




62.

Страны Восточной Азии. 

1


§58



63.

Япония. 

1

Практическая работа №4

§59



64.

Страны Южной Азии. Индия.

1


§60



65.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. 

1


§61



РАЗДЕЛ 3. Географическая оболочка — наш дом (3 ч).

66.

Закономерности географической оболочки

1


§62



67.

Взаимодействие человеческого общества и природы. 

1


§63



68.

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

1


§64



69-72

Резерв



















Основное содержание учебного предмета

География. Россия. 8 класс

Тема 1. Россия в мире (7 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практическая работа № 1  Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

Тема 2. Россияне (9 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

      «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практическая работа №2 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

Тема 3. Природа (16 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практическая работа № 3   Описание рельефа России по плану, определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

Практическая работа № 4  Изучение по различным источникам стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практическая работа № 5 Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах

Практическая работа №6 Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

Тема 5. Хозяйство (23 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

 Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практическая работа № 7 Составление схемы «Структура ТЭК». Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Тема 6. Наше наследие (2 ч)

Перечень объектов всемирного культурного и природного наследия в России. Описание  объекта.

Резервное время- 7 ч.
















Тематический план по географии

для 8 классов очного обучения

8 класс

Недельная нагрузка – 2 час

Годовой план- 72 часов

ИТОГО: 72 часов за курс 8 класса.


п-п

Название учебного

раздела

Кол-во

Часов аудит. нагрузки

Практическая

часть

программы

1.

Введение в природу, население и хозяйство России.

1


2

Россия в мире

7

К.Р.№1 (Входная к.р.)

Практическая работа № 1  

3.

Россияне

9

Практическая работа №2

4.

Природа

16


К.Р.№2 (Диагностическая к.р.)

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4 

5.

Природно-хозяйственные зоны

7

Практическая работа № 5

Практическая работа №6

6.

Хозяйство

23

Практическая, работа № 7

7.

Наше наследие

2

К.Р.№3 (Итоговая к.р.)

14.

Резерв

7


ИТОГО:

72





























Календарно- тематическое планирование для 8 класса

Тема урока

К-во часов

Практические работы

Д/з

Дата провед.

Факт.

провед.

1

Введение в природу, население и хозяйство России.

1





Россия в мире (7 ч)

2.

Мы  и  наша  страна  на  карте  мира.

1

Устный опрос

§1-2



3.

Входная диагностическая работа

1

тест




4.

Наша  страна  на  карте  часовых  поясов.

1

Практическая работа № 1  Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

§3



5.

Как  ориентироваться  по  карте  России.

1


§ 4



6.

Формирование  территории  России

1

Устный опрос

§ 5



7.

Наше национальное богатство и наследие.

1


§6



8

Обобщение темы: Россия в мире.

1

тест




Россияне       ( 9 ч)  

9.

Численность населения.

1

Устный опрос

§ 7



10.

Воспроизводство  населения.

1


§ 8



11.

Наш  «демографический  портрет»

1

Устный опрос

§ 9-10



12.

Мозаика  народов.

1

сообщение

§ 11



13.

Размещение  населения.

1

Письменный ответ на вопрос

§ 12



14.

Города и сельские поселения. Урбанизация.

1

Устный опрос

§ 13



15.

Миграции  населения.

1

Устный опрос

§ 14



16.

Россияне на рынке труда.

1

Практическая работа №2 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

§ 15



17

Обобщение темы: Население России

1

тест




 Природа     (16 ч)

18.

История развития земной коры. 

1

Устный опрос

§ 16



19.

Рельеф: тектоническая  основа.

1


§ 17



20.

Рельеф: скульптура  поверхности.

1

Устный опрос

§ 18



21.

Ресурсы земной коры.

1


§ 19-20



22.

Обобщение темы: рельеф.

1

тест




23.

Солнечная  радиация.

1


§ 21



24.

Атмосферная  циркуляция.

1

Практическая работа № 3  Изучение по различным источникам стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

§ 22



25.

Зима  и   лето  в  нашей  северной  стране.

1

Устный опрос

§23-24



26.

Как  мы  живём  и  работаем в  нашем  климате.

1

Устный опрос

§25



27.

Моря России

1

сообщение

§26



28.

Рубежная контрольная работа 

1

тест




29.

Реки России

1

сообщение

§27



30.

Где  спрятана  вода.

1

Устный опрос

§ 28



31.

Водные  дороги  и  перекрёстки.

1

Устный опрос

§ 29-30



32.

Почва - особое  природное  тело.

1

Устный опрос

§ 31


33.

Обобщение  темы: природа

1

тест




Природно-хозяйственные зоны  7 ч

34.

Зональность в природе и жизни людей.

1

Практическая работа № 4 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах»

§ 32



35.

Северные  безлесные  зоны.

1


§33



36.

Лесные  зоны.

1

Письменный ответ на вопрос

§ 34



37.

Степи и лесостепи.

1


§ 35



38.

Южные безлесные зоны.

1

Устный опрос

§36



39.

Субтропики. Высотная поясность в горах.

1

Практическая работа №5 Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

§ 37



40.

Обобщение темы: Природно-хозяйственные зоны

1

тест




Хозяйство России23 ч

41.

Развитие  хозяйства.


1


§38



42.

Особенности  экономики  России.

1

Письменный ответ на вопрос

§ 39



43.

Топливно-энергетический  комплекс. Угольная  промышленность.

1


§ 40-41



44.

Нефтяная  промышленность.

1

Письменный ответ на вопрос

§ 42



45.

Газовая  промышленность

1


§ 43



46.

Электроэнергетика.

1

Практическая, работа № 6 Составление схемы «Структура ТЭК»

§ 44



47.

Чёрная  металлургия.

1

Устный опрос

§ 45



48.

Цветная  металлургия.

1


§ 46



49.

Обобщение темы: топливно-энергетический  комплекс.

1

тест




50.

Машиностроение.

1

Письменный ответ на вопрос

§ 47



51.

Химическая  промышленность.

1


§48



52.

Лесопромышленный  комплекс.

1

Устный опрос

§ 49



53.

Сельское  хозяйство. Растениеводство.

1

сообщение

§50



54.

Сельское  хозяйство. Животноводство.

1

сообщение

§ 51



55.

АПК. Пищевая  и  лёгкая  промышленность.

1


§52



56

Обобщение темы: Хозяйство России

1

тест




57.

Транспорт — «кровеносная» система страны.

1

Практическая работа № 7 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

§53



58.

Сухопутный транспорт России.

1

сообщение

§54



59.

Водный транспорт России

1

сообщение

§55



60.

Воздушный транспорт России. Транспортные  узлы.

1

сообщение

§56



61

Социальная инфраструктура.

1

Устный опрос

§57



62

Итоговая контрольная работа.

1

тест




63

Анализ итоговой контрольной работы.

1





Наше наследие 2 ч.

64

Информационная инфраструктура.

1

Устный опрос

§58



65

Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.

1

сообщение

§59



66-72

Резерв




























Основное содержание учебного предмета



Введение в хозяйство и регионы России. (1ч)

Регионы России (10 ч)

 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России

Практическая работа №1 Характеристика географического района.

Практическая работа №2 Оценка экологической ситуации в различных регионах.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (36 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

 Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

 Тема 3. Европейский Север (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Практическая работа №3. Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера

Практическая работа №4 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района

Тема 4. Европейский Юг. (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

 Тема 5. Поволжье (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Тема 6. Урал (6 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа № 5 Оценка ресурсов региона.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (11 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Практическая работа №6 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири

Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Россия в современном мире (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Резервное время- 9 ч.
















Тематический план по географии

для 9 классов очного обучения

9 класс

Недельная нагрузка – 2 час

Годовой план- 72 часов

ИТОГО: 72 часов за курс 9 класса.


п-п


Название учебного

раздела

Кол-во

Часов аудит

.нагрузки

Практическая

часть

программы

1.

Введение в хозяйство и географические районы России.

1


2

Регионы России

10

Практическая работа № 1

Практическая работа №2

3.

Европейская Россия:

Центральная, Северо –запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал

36


К.Р.№1 (Входная К.Р.)

Пр. раб. №3,Пр. раб. №4

Пр. раб. №5

К.Р.№2 (Диагностическая К.Р.)

4.

Азиатская Россия: Сибирь, Дальний Восток

11

Практическая работа №6

5.

Россия в современном мире

5

К.Р.№3

Итоговая к.р.

14.

Резерв

9


ИТОГО:

72


























Календарно- тематический план для 9 класса

Тема урока

К-во часов

Практические работы

Д/з

Дата провед.

Факт.

провед.

1.

Введение в хозяйство и географические районы России.

1


Регионы России 10 ч

2.

Учимся с "Полярной звездой"

1


§1



3.

Входная диагностическая работа

1

тестирование




4.

Районирование России

1

Практическая работа №1 Характеристика географического района.

§2-3, работа с к/к



5.

Великие равнины России- Восточно-Европейская и Западно -Сибирская

1

Устный опрос

§4



6.

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири

1

Устный опрос

§5



7.

Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь

1

Устный опрос

§6



8.

Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток


1

сообщение

§7



9.

Экологическая ситуация в России

1

Практическая работа №2 Оценка экологической ситуации в различных регионах

§8



10.

Экологическая безопасность России

1

Устный опрос

§9-10



11.

Обобщение темы: районирование России.

1

тест




Европейская Россия 36 ч

Тема 1. Центральная Россия 9 ч

12.

Пространство Центральной России

1

Устный опрос

§11



13.

Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России

1

сообщение

§12



14.

Центральная Россия: освоение территории и население

1

Устный опрос

§13



15.

Центральный район

1

Устный опрос

§14



16.

Волго - Вятский район


1

Устный опрос

§15, работа с к/к



17.

Центрально- Черноземный район

1

Устный опрос

§16, работа с к/к



18.

Москва и Подмосковье

1


§17, сообщение



19.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§18



20.

Обобщение темы Центральная Россия.

1

тест




Тема 2. Северо - Запад 5 ч

21.

Пространство Северо-Запада

1

Устный опрос

§19, работа с к/к



22.

Северо-Запад: "окно в Европу"

1

Устный опрос

§20



23.

Северо-Запад: хозяйство

1

Пр. раб. №3 Подготовка сообщения «о хозяйстве северо-западного района»

§21



24.

Санкт-Петербург – вторая столица России

1


§22, сообщение



25.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§23



Тема 3. Европейский Север 6 ч

26.

Пространство Европейского Севера

1

Устный опрос

§24,работа с к/к



27.

Европейский Север: освоение территории и население

1

Устный опрос

§25



28.

Рубежная контрольная работа

1

тест




29.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

Пр. раб. №4 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера

§26



30.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Пр. раб. №5 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района

§27



31.

Обобщение темы Европейский Север.

1

тест




Тема 4. Европейский Юг 5 ч

32.

Пространство Европейского юга

1

Устный опрос

§28, работа с к/к



33.

Европейский Юг: население

1

Устный опрос

§29



34.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство

1

Устный опрос

§30



35.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§31



36.

Обобщение по теме: Европейский Юг.

1

тест




Тема 5. Поволжье 5 ч


37.

Пространство Поволжья

1

Устный опрос

§32, работа с к/к



38.

Поволжье: освоение территории и население

1

Устный опрос

§33



39.

Поволжье: хозяйство и проблемы

1

Устный опрос

§34



40.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§35



41.

Обобщение темы Поволжья.

1

тест




Тема 6. Урал 6 ч

42.

Пространство Урала

1

Практическая работа № 6 Оценка ресурсов региона

§ 36, работа с к/к



43.

Урал: освоение территории и хозяйство

1

Устный опрос

§37



44.

Урал: население и города.

1

Устный опрос

§38, сообщение



45.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§39



46.

Проблемы Урала

1

Устный опрос

§40



47.

Обобщение темы Урал.

1

тест




Азиатская Россия 11 ч

Тема 7. Сибирь 7 ч

48.

Пространство Сибири

1

Устный опрос

§41, работа с к/к



49.

Сибирь: освоение территории и население

1

Устный опрос

§42, сообщение



50.

Сибирь: хозяйство

1

Устный опрос

§43



51.

Западная Сибирь

1

Устный опрос

§44, работа с к/к



52.

Восточная Сибирь

1

Устный опрос

§45, работа с к/к



53.

Учимся с "Полярной звездой"

1

Письменный ответ на вопрос

§46



54.

Обобщение темы Сибирь.

1


тест



Тема 8. Дальний Восток 4 ч


55.

Пространство Дальнего Востока

1

Устный опрос

§47, работа с к/к



56.

Дальний Восток: освоение территории и население

1

Устный опрос

§48



57.

Дальний Восток: хозяйство

1

Устный опрос

§49-50



58.

Обобщение темы Дальний Восток. Тест

1


тест



Россия в современном мире 5 ч

59.

Соседи России

1

Устный опрос

§51, сообщение



60.

Итоговая контрольная работа

1


тест



61.

Анализ итоговой контрольной работы

1





62.

Сфера влияния России

1

Устный опрос

§52



63

Подготовка к ОГЭ

1





64-72

Резерв