СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Боголюбова "Обществознание"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. МАШИНА»
г. ЛИСКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и обществознания Протокол №_______ от «26 » «августа» 2020г. Руководитель:_________/Губанова Т.И.
| Согласовано заместитель директора по УР
___________/Голубцова С.В. « 27» «августа» 2020г. | Утверждено Директор школы
_________/Блинов В.М. «27» «августа» 2020г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание»
(включая экономику и право)
класс 5 2020-2021 учебный год
Учитель: Прорешная Оксана Владимировна
Категория: I
г. Лиски
2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2020-2021 учебный год;
Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2020 г.);
Учебного плана МКОУ СОШ № 1 г. Лиски Воронежской области на 2020-2021учебный год;
Локальных актов школы.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета Обществознание в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. Материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2018.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные 7нна7амммы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. – М. : Просвещение, 2019.
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантност
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (8ннализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Раздел (тема) курса
| Колво часов | В том числе | |||
Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Неурочные занятия | |||
1 | Человек | 4 | - | 1 | - | - |
2 | Семья | 7 | - | 1 | - | - |
3 | Школа | 7 | - | 1 | - | - |
4 | Труд | 5 | - | 1 | - | - |
5 | Родина | 9 | 1 | 1 | - | - |
6 | Повторение | 3 | - | 1 | - | - |
| Итого | 35 | 1 | 6 | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек (4 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Тема 2. Семья (7 ч)
Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (7 ч)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Труд (5 ч)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 5. Родина (9 ч)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Обобщающие уроки — 3 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийная доска
Проектор
Компьютер
Карты на печатной основе
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. Материалами / А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2018.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные 14нна14амммы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. – М. : Просвещение, 2019.
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2018.
Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Обществознание» 5 класс
№ урока | Тема и тип урока | Дата прове дения планируемая
| Дата проведения фактческая | Планируемые результаты (УУД) | Характеристика основных видов деятельности ученика | Примечание |
| |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| |||||||
Глава I. Человек (4 часа) |
| |||||||||||||||
1-2 | Загадка человека (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
| Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных | § 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 14-15. Рабочая тетрадь, № 6, с. 7
|
| |||||||
3-4 | Отрочество — особая пора жизни (комбинированный)
|
|
| Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
| Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
| Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости | § 2; задания рубрики «В классе и дома», с. 21-22. Подготовка к выполнению индивидуальных проектов
|
| |||||||
Глава II. Семья (7 часов) |
| |||||||||||||||
5- 6 | Семья и семейные отношения (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи | § 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32 |
| |||||||
7- 8 | Семейное хозяйство (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | §4. Рабочая тетрадь, задание №8, с. 19 |
| |||||||
9-10 | Свободное время (ознакомление с новым материалом)
|
|
| Научатся: организовывать свое свободное время. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
| Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни | §5. Рабочая тетрадь, задание № Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома» |
| |||||||
11 | ПОУ по теме «Семья» (обобщение и систематизация знаний) |
|
| Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
|
|
|
| |||||||
Глава III. Школа (7 часов) |
| |||||||||||||||
12-13 | Образование в жизни человека (ознакомление с новым материалом)
|
|
| Научатся: определять мотивы обучения детей в школе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
| Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования | §6. Рабочая тетрадь, задание №8, с. 33. Составление рассказов на тему «Школа моей мечты»
|
| |||||||
14-15 | Образование и самообразование (комбинированный)
|
|
| Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
| Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
| §7. Рабочая тетрадь, задания №2,3, с. 34-35
|
| |||||||
16-17 | Одноклассники, сверстники, друзья (комбини рованный) |
|
| Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо дели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | § 8. Рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43,45
|
| |||||||
18 | ПОУ по теме «Школа» (обобщение и систематизация знаний) |
|
| Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
| Подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде |
| |||||||
Глава IV. Труд (5 часов) |
| |||||||||||||||
19-20 | Труд - основа жизни (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | §9 Рабочая тетрадь, задания №3,4,8, с. 47-48 |
| |||||||
21-22 | Труд и творчество (комбинированный)
|
|
| Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
| Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | §10. Рабочая тетрадь, задание №6, с. 54-57 |
| |||||||
23 | ПОУ по теме «Труд» (обобщение и систематизация знаний)
|
|
| Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
| Подготовить стихотворения о Родине |
| |||||||
Глава V. Родина (9 часов) |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
24-25 | Наша Родина — Россия (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма | §11 Рабочая тетрадь, задания №7, 8, с. 62-63 |
| |||||||
26-27 | Государственные символы России (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России | §12; задания рубрики «В классе и дома», с. 106 |
| |||||||
28-29 | Гражданин России (ознакомление с новым материалом) |
|
| Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | § 13. Рабочая тетрадь, задания № 6, 7, с. 70 |
| |||||||
30-31 | Мы - многонациональный народ (комбинированный) |
|
| Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | §14. Рабочая тетрадь, задание №7, с. 74 |
| |||||||
32 | ПОУ по теме «Родина» (обобщение и систематизация знаний) |
|
| Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам |
| Подготовка презентаций к защите проектов
|
| |||||||
Повторение (3 часа) |
| |||||||||||||||
33-34, 35 | ПОУ по теме «Человек и общество» (применение знаний и умений (защита проектов)) |
|
| Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
| Индивидуальные презентации учащихся |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ2
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Обществознание» 5 класс
Тест по теме «Человек – личность»
Вариант 1
Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:
А) индивид
Б) индивидуальность
В) личность
Г) инстинкт
2. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
А) деятельность
Б) поведение
В) сознание
Г) индивидуальность
3. Индивидуальные особенности человека, позволяющие ему успешно осуществлять деятельность:
А) эмоции
Б) чувства
В) способности
Г) мораль
4. Верно ли, что индивидуальность: а) присуща каждому человеку; б) проявляется в эмоциях и чувствах?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верно ли, что: а)индивидуальные черты человек может получить по наследству; б) личностью человек становится сразу после рождения?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Заполните схему:
Виды деятельности
Труд Учеба Общение __________
Ответ: ________
Вариант 2
1. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
А) деятельность
Б) сознание
В) личность
Г) инстинкт
2. Вершиной человеческих качеств психологии называют:
А) деятельность
Б) индивидуальность
В) общение
Г) личность
3. Положительные качества личности:
А) мужество
Б) честность
В) малодушие
Г) трудолюбие
4. Верны ли суждения об индивидуальности: а) у одаренных людей индивидуальность приобретает особые формы; б) черты индивидуальности проявляются в деятельности, поведении, эмоциях?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения о человеке: а) человек – существо биосоциальное; б) в своем развитии человек может обойтись без общения?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
6. Заполните схему:
Виды деятельности
___________ Учеба Общение Игра
Ответ: ________
Тест по теме «Человек познает мир»
Вариант 1
1. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:
А) взаимодействие
Б) деятельность
В) искусство
Г) отрочество
2. Нужда человека в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности:
А) способность
Б) сознание
В) потребность
Г) мораль
3. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной деятельности:
А) способность
Б) сознание
В) потребность
Г) мораль
4. Познание самого себя предполагает: а) исследование человеком своих способностей и возможностей; б) поиск того вида деятельности, который помоет человеку реализовать себя как личность.
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
5. Верно ли, что: а) для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества; б) для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к себе?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
6. Заполни пропуск в предложении.
Важной стороной самосознания является… - оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей.
Ответ:___________________
Вариант2
Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
А) деятельность
Б) сознание
В) самооценка
Г) потребность
2. Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине молодые люди проходили обряд, называемый:
А) посвящение в рыцари
Б) инициация
В) гадание
Г) обучение
3. Высшая степень человеческих способностей:
А) талант
Б) задатки
В) трудоспособность
Г) упорство
4. Верны ли суждения о познании мира: а) познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности; б) получить знания об окружающем мире можно, только с помощью телевизионных передач?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения о способностях человека: а) природа наградила каждого из нас множеством способностей; б) человек не всегда развивает свои способности?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
6. Заполните пропуск в предложении
В ходе осуществления деятельности происходит формирование…
Ответ:______________
Тест по теме «На пути к жизненному успеху»
Вариант 1
От готовности и привычки к труду не зависит:
А) материальное благополучие человека
Б) достижение жизненного успеха
В) необходимость трудиться
Г) заинтересованность человека в труде
2. Философ, считавший счастьем умение довольствоваться тем, что человек имеет:
А) Аристотель
Б) Доиген
В) Сократ
Г) Александр Македонский
3.Правильно выбрать профессию можно:
А) опираясь на знание своих склонностей и способностей
Б) действуя по принципу куда все, туда и я
В) ориентируясь на высокооплачиваемую работу
Г) ориентируясь на престижную профессию
4. Серьезный умственный труд: а) утомляет неподготовленного человека сильнее, чем тяжелый физический труд; б) требует длительной и упорной подготовки.
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения о труде: а) любой труд носит творческий характер; б) любой труд требует усердия и старательности?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
А) кропотливость
Б) творческий подход
В) лень
Г) усердие
Ответ:_________________
Тест по теме «На пути к жизненному успеху»
Вариант 2
В бочке жил древнегреческий философ:
А) Аристотель
Б) Диоген
В) Платон
Г) Сократ
Что из перечисленного не является творчеством?
А) художник рисует картину
Б) актер выступает на сцене
В) ученый совершает открытие
Г) балерина упражняется в технике танца
Людям, нашедшим свое признание, удовлетворение приносит, в первую очередь:
А) самореализация в труде и творчестве
Б) материальное вознаграждение
В) слава
Г) почетное звание
Верны ли следующие суждения о выборе жизненного пути: а) выбирая свой жизненный путь, люди ищут смысл жизни; б) каждый человек по-разному определяет свой жизненный путь?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верны ли суждения и слагаемых жизненного успеха: а) нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий; б) нельзя добиться жизненного успеха, не имея привычки трудиться?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Найдите в приведенном ниже списке слагаемые жизненного успеха
А) Интерес
Б) Целеустремленность
В) Робость
Г) Воля
Д) Трусость
Е) Равнодушие
Ответ:______________
Тест «Обобщение темы «Человек в социальном измерении»
Вариант 1
Что из перечисленного относится к биологическим признакам человека?
А) общение
Б) речь
В) стремление к самоутверждению
Г) способность к прямохождению
На чем основаны действия животных?
А) на сознании
Б) на инстинкте
В) на мышлении
Г) на разуме
Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе:
А) характер
Б) индивид
В) личность
Г) инстинкт
Что из перечисленного относится к социальным признакам человека?
А) объем головного мозга
Б) отсутствие волосяного покрова
В) забота о потомстве
Г) необходимость общения
Познание человеком своего внутреннего мира:
А) деятельность
Б) самопознание
В) способности
Г) потребности
Верны ли определения: а) суждение – высказывание, содержащее определенную мысль; б) умозаключение – вывод из нескольких логически связанных суждений?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Социальными потребностями человека являются: а) потребность в общении; б) потребность в познании окружающего мира.
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине молодые люди проходили обряд, называемый:
А) посвящение в рыцари
Б) инициация
В) гадание
Г) обучение
Общими чертами человека и животных являются: а) биологические потребности; б) использование природных предметов
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Потребность Талант Духовный мир Самооценка Эмоция | А. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей Б. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент В. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности Г. Дарование, одаренность, выдающиеся способности Д. Внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Установите соответствие между видами потребностей и их конкретными примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Биологические потребности Социальные потребности Духовные потребности | А. Просмотр кинофильма Б. Экскурсия в музей В. Обед в столовой Г. Совместный труд Д. Дневной сон Е. Разговор с друзьями |
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков в нижеприведенном тексте.
Как бы ни была разнообразна (1)… человека, она направлена на удовлетворение его (2)… . В процессе деятельности человек опирается на свои (3)… . Трудно представить деятельность человека без (4)… между людьми.
А. Общение
Б. Деятельность
В. Способности
Г. Потребности
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Тест «Обобщение темы «Человек в социальном измерении»
Вариант 2
Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?
А) питание
Б) отдых
В) общение
Г) движение
И человек, и животные:
А) обладают связанной речью
Б) умеют мыслить
В) сознательно действуют
Г) используют различные предметы
Что из перечисленного передается по наследству?
А) цвет глаз и волос
Б) занимаемая должность
В) выбор профессии
Г) любовь к чтению книг
Неповторимость, уникальность человека:
А) личность
Б) наследственность
В) эмоциональность
Г) индивидуальность
Верны ли следующие суждения о деятельности: а) деятельность – активность, присущая как человеку, так и животным; б) многие ученые считают важным видом деятельности общение?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верны ли суждения о способностях человека: а) способности могут проявляться очень рано; б) есть люди, у которых нет никаких способностей?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верны ли суждения о потребностях: а) потребности человека делятся на биологические, социальные и духовные; б) нельзя полностью удовлетворить все потребности человека?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верно ли, что: а) одни и те же события рождают у людей одинаковые чувства; б) эмоциональность не передается по наследству?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Верны ли суждения об эмоциях: а) эмоция определяет настроение человека; б) эмоции бывают как положительные, так и отрицательные?
А) верно только а)
Б) верно только б)
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны
Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Труд Учеба Игра Общение
| А. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей Б. Вид деятельности, мотив которой заключается не столько в результате, сколько в самом процессе В. Взаимные деловые или дружеские отношения людей Г. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
А. Детство
Б. Отрочество
В. Зрелость
Г. Работоспособность
Д. Старость
Ответ:_____________
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков в нижеприведенном тексте. Обратите внимание, что слов в списке больше, чем может потребоваться.
… вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным (2) … говорят – «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни – это и (3)… слабых, и (4)… к Родине, и (5)… в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.
А. Совесть
Б. Любовь
В. Долг
Г. Щедрость
Д. Бесстрашие
Е. Защита
Ж. Опасность
З. Рыцарство
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Ответ:
15