Управление образования Администрации Солнечногорского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 4
Тел. 64-48-85 141500 г. Солнечногорск ул. Ухова строение № 29
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №4
________________ Котович Е.Ю.
«_____»____________2018г.
_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
5 «Б», 5 «Г» класс
Составитель: Соловьева Анна Юрьевна
учитель истории и обществознания
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, рабочей программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 34 часа).
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-¬бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
• -воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения обществознания:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты обучения обществознания проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Добывать и критически оценивать информацию.
Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
Обобщать.
Группировать.
Сравнивать факты, явления и понятия.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Календарно-тематическое планирование 5 «Б»
№ | Тема разделов и уроков | Кол. часов | Дата проведения | Корректировка |
Планир. | Фактич. |
1 | Вводный урок | 1 | 05.09.18 | | |
2-3 | Загадка человека | 2 | 12.09.18 19.09.18 | | |
4 | Человек и наследственность | 1 | 26.09.18 | | |
5 | Отрочество - особая пора жизни. | 1 | 03.10.18 | | |
6 | Самостоятельность - показатель взрослости. | 1 | 10.10.18 | | |
7 | Семья и семейные отношения | 1 | 17.10.18 | | |
8 | Семья и семейные ценности. | 1 | 24.10.18 | | |
9 | Семейное хозяйство | 1 | 07.11.18 | | |
10 | Как хозяйствовать по правилам? | 1 | 14.11.18 | | |
11-12 | Свободное время. | 2 | 21.11.18- 28.11.18 | | |
13 | Образование в жизни человека | 1 | 05.12.18 | | |
14 | Чему учит сегодня школа? | 1 | 12.12.18 | | |
15 | Образование и самообразование. | 1 | 19.12.18 | | |
16 | Испокон веков книга растит человека. | 1 | 26.12.18 | | |
17-18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | 16.01.19 23.01.19 | | |
19 | Труд - основа жизни. | 1 | 30.01.19 | | |
20-21 | Богатство и бедность | 2 | 06.02.19, 13.02.19 | | |
22 | Труд и творчество. | 1 | 20.02.19 | | |
24 | Повторно-обобщающий урок «Творчество в науке и искусстве» | 1 | 27.02.19 | | |
25 | Наша Родина - Россия. | 1 | 06.03.19 | | |
26 | Моя Родина - Россия | 1 | 13.03.19 | | |
27 | Государственные символы России | 1 | 20.03.19 | | |
28 | Гражданин России | 1 | 03.04.19 | | |
29 | Я - гражданин России | 1 | 10.04.19 | | |
30 | Мы - многонациональный народ | 1 | 17.04.19 | | |
31-32 | Многонациональная культура России | 2 | 24.04.19, 08.05.19 | | |
33 | Повторно-обобщающий урок «Родина» | 1 | 15.05.19 | | |
34 | Школа. Труд. Родина. Человек. Семья. | 1 | 22.05.19 | | |
Календарно-тематическое планирование 5 «Г»
№ | Тема разделов и уроков | Кол. часов | Дата проведения | Корректировка |
Планир. | Фактич. |
1 | Вводный урок | 1 | 06.09.18 | | |
2-3 | Загадка человека | 2 | 13.09.18 20.09.18 | | |
4 | Человек и наследственность | 1 | 27.09.18 | | |
5-6 | Отрочество - особая пора жизни. | 2 | 04.10.18 11.10.18 | | |
7 | Самостоятельность - показатель взрослости. | 1 | 11.10.18 | | |
8 | Семья и семейные отношения | 1 | 18.10.18 | | |
9 | Семья и семейные ценности. | 1 | 25.10.18 | | |
10 | Семейное хозяйство | 1 | 08.11.18 | | |
11-12 | Как хозяйствовать по правилам? | 2 | 08.11.18 15.11.18 | | |
13-14 | Свободное время. | 2 | 22.11.18- 29.11.18 | | |
15 | Образование в жизни человека | 1 | 06.12.18 | | |
16 | Чему учит сегодня школа? | 1 | 13.12.18 | | |
17 | Образование и самообразование. | 1 | 20.12.18 | | |
18 | Испокон веков книга растит человека. | 1 | 27.12.18 | | |
19 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | 17.01.19 | | |
20 | Труд- основа жизни. | 1 | 24.01.19 | | |
21 | Богатство и бедность | 1 | 31.01.19 | | |
22-23 | Труд и творчество. | 2 | 07.02.19, 14.02.19 | | |
24 | Повторно-обобщающий урок «Творчество в науке и искусстве» | 1 | 21.02.19 | | |
25 | Наша Родина - Россия. | 1 | 28.02.19 | | |
26 | Моя Родина - Россия | 1 | 07.03.19 | | |
27 | Государственные символы России | 1 | 14.03.19 | | |
28 | Гражданин России | 1 | 21.03.19 | | |
29 | Я - гражданин России | 1 | 04.04.19 | | |
30 | Мы - многонациональный народ | 1 | 11.04.19 | | |
31-32 | Многонациональная культура России | 2 | 18.04.19, 25.04.19 | | |
33 | Повторно-обобщающий урок «Родина» | 1 | 16.05.19 | | |
34 | Школа. Труд. Родина. Человек. Семья. | 1 | 23.05.19 | | |
Литература:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2014.
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО №_____
От «____» _______________2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
____________/_____________
«____» ___________2018 г.