© 2021 238 8
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СКОПИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического совета Протокол № _____________ от«____»___________20___г.
|
| УТВЕРЖДЕНО: на заседании педагогического совета Протокол № __________ от «____»__________20___г. Директор школы-интерната Н.Д. Фаткина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету основы социальной жизни
для 5 класса
на 2020/2021 учебный год
Составили:
учитель I квалификационной
категории Журавлева С.В.
учитель I квалификационной
категории Воробьев С.Н.
г. Скопин 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Актуальность предмета «Основы социальной жизни»
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Программа предмета «Основы социальной жизни» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение 2017;
- учебный план школы-интерната на 2020-2021 учебный год;
- учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида («Социально-бытовая ориентировка» автор: В.П.Субчева). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013-2014;
- локальные акты ОГБОУ «Скопинская школа-интернат» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Формирование академических компетенций:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение правил дорожного движения;
знание видов и назначения одежды и обуви;
знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
знание и соблюдение правил поведения в магазине;
знание назначения посуд и столовых приборов;
умение заваривания чая;
умение сервировать стола к завтраку.
Формирование жизненных компетенций:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета;
знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода;
умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения;
знание правил и умение составления рациона питания;
умение выполнять правила и приемы ухода за посудой;
соблюдение правил техники безопасности на кухне;
умение применять чайную посуду;
умение заваривать чай;
формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов;
развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов;
развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей;
формирование навыка по приготовлению завтрака;
умение сервировать стол к завтраку;
знание видов жилых помещений;
соблюдение порядка в жилом помещении;
умение правильно вести себя за столом;
умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках;
умение правильно вести себя в учреждениях культуры;
умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
умение правильно вести себя в общественном транспорте;
соблюдение правил дорожного движения.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы социальной жизни»
Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам:
Личная гигиена
Одежда и обувь
Питание
Жилище
Культура поведение
Семья
Торговля
Транспорт
Данный учебный предмет входит в обязательную часть образовательного процесса. Предмет «Основы социальной жизни» и рассчитан на 34 часа (5 классы) – 1 час в неделю. Настоящая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана для обучающихся 5 классов коррекционной школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Задачи:
овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.
При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется деление класса на подгруппы согласно списку класса.
Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье.
После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;
Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания.
Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни.
Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии, художественного вкуса.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы:
принцип коррекционной направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации обучающихся.
При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические: карточки, тесты.
Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.
В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение обучающимися всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Типы уроков: урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; урок закрепления знаний, умений, владений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (тестирование); комбинированный урок; нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и другие).
Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и владений проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в портфолио обучающихся.
Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики.
Логические связи предмета «Основы социальной жизни» с остальными предметами (разделами) учебного плана
Занятия по основам социальной жизни тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, технологии, естествоведения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
по школьному учебному плану на уроки по «Основам социальной жизни» в 5 кл. – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год;
количество часов по рабочей программе в 5 кл. – 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (7)
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.
Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.
Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.
Практические работы:
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук; очистка расчески от грязи и жира; упражнение для укрепления стопы «Катание валика»; выбор зубной щетки, чистка зубов; установка настольной лампы на рабочем месте; расчесывание волос.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (3)
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Практические работы:
Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки; ролевая игра — ситуативные диалоги — при встрече, расставании и за столом.
ЖИЛИЩЕ (3)
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
Виды жилья: собственное, государственное.
Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты отдельные, смежные; по назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы-интерната.
Практические работы:
Заполнение почтового адреса на открытке, конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; организация рабочего места школьника.
ПИТАНИЕ (9)
Значение питания в жизни и деятельности людей.
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
Место приготовления пищи и оборудование его.
Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
Сервировка стола.
Практические работы:
Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов; нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами; приготовление чая с сахаром, бутербродов, салата, варка яиц, приготовление омлета, винегрета; сервировка стола к завтраку; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток.
ТРАНСПОРТ (3)
Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Практические работы:
Оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы-интерната. Изготовление знаков дорожного движения, встречающиеся по дороге к дому, интернату.
Рассчитать стоимости проезда от дома до школы-интерната и обратно. Определить сумму денег, необходимую им на проезд в течение недели, месяца.
ТОРГОВЛЯ (2)
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.
Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.
Продуктовые специализированные; «Булочная», Булочная-кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.
Виды товаров фасованные и в развес и розлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).
Срок годности, стоимость.
Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.
Практические работы:
Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определённое количество массы; определенные сроки годности (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.
СЕМЬЯ (2)
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы:
Родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (3)
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы:
Выбор легкой одежды, размещение в шкафу, складывание вязанных вещей в шкаф,
Повседневный уход за обувью: чистка.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;
осознание своей национальности;
уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;
принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
умение устанавливать личностный смысл;
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение правил дорожного движения;
знание видов и назначения одежды и обуви;
знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
знание и соблюдение правил поведения в магазине;
знание назначения посуды и столовых приборов;
умение заваривания чая;
сервировка стола к завтраку.
В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе обучающиеся должны:
знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;
санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
различные меню завтрака;
правила поведения за столом;
правила поведения при встрече и расставании;
почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
виды магазинов и их назначение.
уметь:
совершать утренний туалет;
подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;
накрывать стол с учетом конкретного меню;
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;
соблюдать правила дорожного движения;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки,
покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
соблюдать правила поведение в магазине;
оплачивать покупку;
выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
владеть:
совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;
соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре
телепередач;
соблюдать правила поведения в общественных местах;
производить сухую и влажную уборку помещений;
строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
распределять кухонные принадлежности по назначению;
использовать предметы для сервировки стола к завтраку;
правильно заваривать чай;
пользоваться нагревательными приборами;
правильно сидеть за столом;
пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки,
поведения в салоне и при выходе из транспорта);
культурно вести себя с работниками торговли;
соблюдать правила поведения в магазине;
приготавливать бутерброды;
приготавливать вторые блюда из вареных овощей;
различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная,
рабочая, спортивная; подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости
от назначения;
сушить и чистить одежду и обувь;
подготавливать одежду и обувь к хранению.
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды и т. п.).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и владений обучающихся
Критерии оценки при опросе:
«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
«1» обучающимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка «1» обучающимся не ставится.
При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего развития.
Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся.
Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий:
Личностные:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов, отведен ное на изучение раздела (темы) | Дата проведения урока | Основные понятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Домаш нее задание | |||||||||||||||||
планируемая | фактическая | ||||||||||||||||||||||
1 | Введение в предмет. | 1 | 07.09. |
| Основы социальной жизни | Знакомятся с зонами кабинета, оборудованием, просмотр презентации «Чему будем учиться», читают правила, записывают вывод: зачем нужно изучать предмет Основы социальной жизни. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
| Транспорт | 3 |
| ||||||||||||||||||||
2 | Виды транспортных средств. | 1 | 14.09. |
| Пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, воздушный, водный | Разгадывают кроссворд «Транспорт», просмотр презентации «Виды транспортных средств», работа по карточкам, участвуют в играх, выполняют тест. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
3 | Правила дорожного движения. | 1 | 21.09. |
| Навигатор, светофор, пешеход, тротуар, пешеходный переход, пассажир | Выполняют задание на карточке «Верно-неверно», просмотр презентации «Правила дорожного движения», рассматривают иллюстрации, выполняют тест. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
4 | Обобщение знаний по правилам дорожного движения. | 1 | 28.09. |
|
| Путешествие по станциям, работа в группах. | - | ||||||||||||||||
| Личная гигиена | 7 |
| ||||||||||||||||||||
5 | Выполнение гигиеничес ких процедур | 1 | 05.10. |
| Гигиена, личная гигиена, инфекционные кишечные заболевания, тыльная сторона | Работа с толковым словарем, отгадывают загадки, составляют правила по картинкам, практическая работа: мытье рук. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
6 | Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей. | 1 | 12.10. |
| Индивидуаль ные, натуральные материалы, гребень, ополаскиватель | Участвуют в играх, слушают рассказ учителя, работа с карточками «Советы», практическая работа: очистка расчески от грязи и жира. | Уметь рассказать правила ухода за предме тами личной гигиены. | ||||||||||||||||
7 | Уход за руками и ногами. | 1 | 19.10. |
| Плоскостопие, стопа, ноготь, маникюр, педикюр | Выполняют тест «Личная гигиена», чтение по ролям отрывка из рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны», работа с пословицами и поговорками, работа с памятками «Правила ухода за руками», «Правила ухода за ногами», «Правила ухода за ногтями», практическая работа: упражнение для укрепления стопы «Катание валика». | Выучить памятки. | ||||||||||||||||
8 | Уход за зубами. | 1 | 26.10. |
| Эмаль, кариес, стоматолог, коронка | Отгадывают загадки, сообщение подготовленного ученика «Что помогает переваривать пищу», просмотр презентации «Строение зубов», практическая работа: выбор зубной щетки, чистка зубов. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
9 | Гигиена зрения. | 1 | 09.11. | 16.11. | Зрение, гигиена зрения, радужная оболочка, радужка, зрачок, хрусталик, сетчатка | Выполняют задание по карточке, просмотр презентации «Мир природы», работа в парах, участвуют в игре «Полезно-вредно», самостоятельная работа по карточке «Береги зрение», практическая работа: расположение настольной лампы на столе. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
10 | Уход за волосами. | 1 | 16.11. | 16.11. | Волосы, стержень, корень, пигмент | Самостоятельно заполняют таблицу «Чистота – залог здоровья», участвуют в игре «Расположи по порядку», просмотр презентации, работа с памятками «Как правильно мыть волосы», «Как правильно расчесывать волосы», самостоятельная работа по карточке «Плохо – хорошо», практическая работа: расчесывание волос. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
11
| Курение и здоровье. Алкоголь и здоровье. | 1
| 23.11. |
| Табак, никотин, пассивные курильщики Алкоголь | Слушают рассказ учителя о вреде табака, отвечают на вопросы, участвуют в игре «Да – нет», чтение рассказа «Что выбрать», просмотр презентации, чтение статьи «Влияние курения на организм человека», рисование знака, запрещающего курение, самостоятельная работа в парах «Лестница советов». Самостоятельно заполняют анкету, слушают рассказ учителя об алкоголе, работа по карточке, просмотр презентации «Как алкоголь влияет на наш организм?», чтение басни подготовленным учеником «Непьющий воробей». | Нарисо вать картин ку «У нас дома празд ник». Запол нить анкету. | ||||||||||||||||
| Одежда и обувь | 3 |
| ||||||||||||||||||||
12 | Одежда, головные уборы, обувь, их назначение. | 1 | 30.11. |
| Демисезонная, повседневная | Самостоятельная работа «Использование одежды, обуви, головных уборов в зависимости от времени года», работа с таблицей, просмотр презентации «Виды одежды, обуви, головных уборов по половому и возрастному принципу», дифференцированная работа «Виды одежды, назначение». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
13 | Правила и приемы ухода за одеждой и головными уборами. | 1 | 07.12. |
| Плечики, щетка, легкая одежда, вязаные вещи | Игра по группам «Оденем детей по сезону», работа с иллюстрациями, чтение текста подготовленным учеником «Правила ухода за одеждой», чтение памятки «Уход за одеждой и её хранение», практическая работа: выбор легкой одежды, размещение в шкафу, складывание вязаных вещей в шкаф. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
14 | Правила и приемы ухода за обувью. | 1 | 14.12. |
| Замшевая, валяная, бархотка, парусина, нубук, лапти | Самостоятельная работа по карточке, работа с таблицей «Вид обуви, назначение», чтение памятки, практическая работа: повседневный уход за обувью (чистка). | Записи в тетради | ||||||||||||||||
| Питание | 9 | |||||||||||||||||||||
15 | Значение питания в жизни человека. | 1 | 21.12. |
| Питание, растительная пища, травоядные, режим питания. | Отгадывают загадки, читают пословицу, объясняют смысл, слушают рассказ учителя «Для чего нужна человеку пища?», просмотр презентации «Система пищеварения человека», работа с текстом «Режим питания», работа по таблице «Классификация продуктов питания». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
16 | Состав продуктов питания. | 1 | 11.01. |
| Пищевая ценность, белки, углеводы, жиры, витамины, энергетическая ценность. | Самостоятельная работа по карточкам «Найди ошибку», просмотр презентации «Состав продуктов питания», разгадывание кроссворда «Фрукты», просмотр презентации «Витамины», игра в парах «Полезно или вредно?». | Нарисо вать свою кухню. | ||||||||||||||||
17 | Место приготовле ния пищи. | 1 | 18.01. |
| Воздухоочиститель, кондиционер, механические, электрические приборы, тостер, миксер, кухонный комбайн, микроволновая печь, кофеварка. | Работа по карточке «Найди лишнее», просмотр презентации «Требования к оборудованию кухни», экскурсия в кухонную зону, самостоятельная работа по уровням. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
18 | Кухонная посуда и приспособле ния. | 1 | 25.01. |
| Кухонная, столовая, чайный сервиз, нержавеющая сталь, алюминиевая, эмалированная, фаянсовая посуда, супница, противень, огнеупорная, силиконовая. | Самостоятельная работа по карточке «Кухонные предметы и оборудование», просмотр презентации «Кухонная и столовая посуда», практическая работа: мытье чайной посуды, разгадывание кроссворда «Посуда». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
19 | Напитки. Приготовление чая. | 1 | 01.02. |
| Кофе, какао, сбитень, квас, коктейль, компот, шоколад, кисель. | Просмотр презентации «Напитки», работа по таблице, практическая работа «Приготовление чая с сахаром». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
20 | Приготовле ние бутербродов. | 1 | 08.02. |
| Канапе, Сандвич. | Диктант с использованием карточек, просмотр презентации «Бутерброды и их виды», практическая работа: приготовление бутербродов. | Запол нить техноло гичес кую карту. | ||||||||||||||||
21 | Приготовле ние пищи из овощей. | 1 | 15.02. |
| Закуски, гарнир, салат. | Отгадывают загадки, слушают рассказ учителя «Разнообразие блюд из овощей», выполняют практическую работу: приготовление винегрета. | Вместе с родителями пригото вить салат. | ||||||||||||||||
22 | Яйцо. Блюда из яиц. | 1 | 22.02. |
| Меланж, льезон, овоскоп, омлет, яичный порошок, сальмонеллез. | Заполнение карты «Значение продуктов питания для здоровья человека», работа по таблице «Состав пищевых продуктов», просмотр презентации «Яйцо. Блюда из яиц», практическая работа: первичная обработка яиц, варка яиц, приготовление омлета». | Записать правильные ответы в карточке «Яйцо. Блюда из яиц». | ||||||||||||||||
23 | Сервировка стола к завтраку. | 1 | 01.03. |
| Сервировка. | Просмотр презентации «Сервировка стола к завтраку», практическая работа: сервировка стола к завтраку. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
| Культура поведения | 3 | |||||||||||||||||||||
24 | Осанка. Формы исправления осанки. | 1 | 15.03. |
| Осанка, грация, сколиоз, походка. | Работа с иллюстрациями, слушают рассказ учителя об осанке, практическая работа «Проверь свою осанку», работа с текстом «Как сохранить осанку?» | Прочи тать советы, выпол нить рекомен дации. | ||||||||||||||||
25 | Формы обращения к старшим и сверстникам. | 1 | 29.03. |
| Речевой этикет. | Беседа по теме «История происхождения традиционных приветствий у разных народов», выступление подготовленных учащихся, показ сценок, обсуждают ситуации, игра в лото «Вежливые слова», выполняют тест «Оцени свою вежливость». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
26 | Правила поведения за столом. | 1 | 05.04. |
| Этикет, сервировка. | Слушают рассказ учителя, просмотр презентации «Правила поведения за столом», обсуждают ситуации, выполняют самостоятельную работу. | Выучить памятку «Как вести себя за столом». | ||||||||||||||||
| Семья | 2 | |||||||||||||||||||||
27 | Семья, родственные отношения. | 1 | 12.04. |
| Семья, родословная, генеалогия. | Разгадывают кроссворд, работа по карточке «Родственные отношения», конкурс «Кто я?», работа по таблице «Мои родственники», решение логических задач. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
28 | Взаимоотношения всех членов семьи. | 1 | 19.04. |
| Взаимопонимание, лад. | Отгадывают загадки о семье, рассказывают о своей семье, работа по таблице «Значение семьи», самостоятельная работа с пословицами. | Запол нить таблицу «Распре деление домаш них обязанностей». | ||||||||||||||||
| Жилище | 3 | |||||||||||||||||||||
29 | Виды жилья, виды жилых помещений. | 1 | 26.04. |
| Пещера, изба, коттедж, землянка, яранга, вигвам, юрта, чулан, терраса, веранда. | Просмотр презентации «Виды жилищ», работа с таблицей «Помещения в жилых домах». | Нарисо вать дом своей мечты. | ||||||||||||||||
30 | Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем. | 1 | 03.05. |
| Домашний очаг, крепость. Дом культуры. Дом быта. Дом-музей. | Рассказывают о доме своей мечты, просмотр презентации «Виды учреждений», просмотр презентации «Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем». | Записи в тетради | ||||||||||||||||
31 | Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес. | 1 | 10.05. |
| Освещение, абажур, очиститель воздуха, ионизация, интерьер, перо, ящики, сидельцы из мясной лавки. | Просмотр презентации «Организация рабочего места школьника», практическая работа: написание адреса на конверте или открытке, самостоятельная работа по карточкам. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
| Торговля | 2 | |||||||||||||||||||||
32 | Виды торговых предприятий. | 1 | 17.05. |
| Товар, торговля, продовольственные, промышленные киоск, павильон, гипермаркет, универсам, универмаг, палатки. | Просмотр презентации «Торговля. Виды торговых предприятий», самостоятельная работа по таблице, играют в игру «Где и что покупают», решают логические задачи. | Записи в тетради | ||||||||||||||||
33
| Правила приобретения продовольст венных товаров. Маркировка продовольственных товаров.
| 1
| 24.05. |
| Ассортимент, бакалея, гастрономия. Штрих-код, срок годности, пищевые добавки, пищевая ценность.
| Тематический диктант, заполняют таблицу «Отделы продовольственных магазинов», просмотр презентации «продовольственный магазин», сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Играют в дидактические игры, решают математические задачи, беседа «Маркировка пищевых продуктов», практическая работа: экспертиза продуктов. | Прочитать рассказ о продовольственном магазине. - |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Описание учебно-методического обеспечения
образовательного процесса:
Основной список литературы
1. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида («Социально-бытовая ориентировка» автор: В.П.Субчева). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013-2014.
2. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», Г.И.Ц. «Владос», Москва, 2005.
3. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации;
физического развития;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и
отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной
деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда.
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.
Технические средства обучения:
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,
8. http://ditionary.fio.ru,
9. http://www.ug.ru,
10. http://skazochki.narod.ru,
11. http://www.uroki.net/.