СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 7 класа (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 7 класа (ФГОС)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

методическим Заместитель директора Директор

объединением учителей по УВР МКОУ Покровской СОШ

гуманитарного цикла _______Трофимова О.М. _______Трофимова Н.И.

________ Протокол №1 Приказ № ________

Протокол №1 от «___»______2019г. от «___»______2019г.

от «___»______2019г.






Рабочая программа


по русскому языку

на 2019-2020 учебный год



Класс: 7

Количество часов: 105








Учитель: Панасенко Е.С.







Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 7 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2011). Учебный план МКОУ Покровской СОШ отводит на изучение русского языка в 7 классе 105 часов (3 часа в неделю).

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:

-формирование у учащихся на базе ус­воения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широ­ком понимании этого слова) пользоваться богаты­ми ресурсами родного языка в своей речевой прак­тике;

- воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в об­ласти языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

-дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явле­нии, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить ус­воение определенного круга знаний из области фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, син­таксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

-развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литера­турного языка, формированию и совершенствова­нию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основ­ных видах речевой деятельности;

-формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки;

-формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормирован­ности, соответствия ситуации общения;

-формировать умение анализировать и состав­лять тексты разных жанров и стилей.

Изучение учебного курса ориентировано на 35 учебных недель, поэтому календарно-тематическое планирование рассчитано на 140 часов в год.

По сравнению с авторской программой в рабочую программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Деепричастие» и «Союз», но уменьшено на изучение частицы, повторение и развитие речи. Это связано с особенностями класса. В работе по этим разделам будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям.

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп­лексу могут быть использованы различные ди­дактические материалы.

Технологии, используемые в работе:

  • Личностно-ориентированное обучение

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ИКТ

  • Обучение в сотрудничестве

  • Игровые методы обучения

  • Исследовательские методы обучения

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
    словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).

  2. Комплексный анализ текста.

  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).

  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).

  5. Тест.

  6. Словарный диктант.

  7. Терминологический диктант.

  8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).

  9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.


Программа реализуется в комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» (Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.) дается системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Книга «Русский язык. Практика» (Купалова А.Ю. и др.) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Третий компонент учебного комплекса – «Pyc­ская речь» (Никитина Е.И.) (для каждого класса) предлагает систе­му работы по развитию связной речи.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.


Содержание учебного предмета

Введение.

Литературный русский язык. Нормы литератур­ного языка, их изменчивость (1 ч).


Повторение изученного в 5—6 классах (7 ч)

Причастие (25 ч)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при­знаки.

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие пол­ной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоя­щего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действи­тельных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдатель­ных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страда­тельных причастий прошедшего времени.

Правописание е — ё после шипящих в суффик­сах страдательных причастий прошедшего вре­мени.

Правописание н в кратких формах страдатель­ных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и н в омонимич­ных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие (10 ч)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при­знаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи

Предлог (9 ч)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многознач­ность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроиз­водные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в тече­ние, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в про­должение, вследствие.

Союз (11 ч)

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, проти­вительные, разделительные. Одиночные и повто­ряющиеся союзы.

Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложе­ниях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочи­ненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.

Разряды под­чинительных союзов по значению: временные, про­странственные, причинные, условные, сравнитель­ные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных сою­зов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица (10 ч)

Понятие о частицах.

Разряды частиц по значе­нию и употреблению.

Правописание ней ни с различными частями ре­чи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Междометие (3 ч)

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение (11ч)

Развитие речи (18ч)

Описание общего вида местности.

Описание действий (трудовых процессов).

Описание действий (в спорте).

Рассказ на основе услышанного.

Сообщение.

Отзыв о книге.

Характеристика литературного героя.

Общая характеристика публицистического стиля.

Союз как средство связи предложений и частей текста.


Планируемые результаты обучения

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • испытывать чувство гордости за русский язык;

  • определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;

  • иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • владеть всеми видами речевой деятельности (разными видами чтения, адекватное восприятие информации);

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • получать лингвистическую информацию из различных источников;

  • вести самостоятельный поиск информации, её анализ, отбор;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, языковых средств;

  • создавать устные и письменные тексты разных стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата, речевой ситуации;

  • владеть различными видами монолога и диалога;

  • сравнивать языковые явления и факты;

  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • уметь вести самостоятельный поиск и анализ информации;

  • применять приобретённые знания в жизни;

  • использовать ИКТ.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;

  • основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, публицистический стиль речи, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;

  • структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные лингвистические понятия;

  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;

  • выполнять разные виды разбора;

  • различать типы текста;

  • различать стили речи;

  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

  • писать изложение (в том числе и сжатое);

  • создавать сочинения разных типов;

  • владеть разными типами речи.





Тематическое планирование

7 класс

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Введение (1часа)

1

3.09


Русский язык – национальный язык русского народа.

Язык как средство общения в определённом национальном коллективе.

1

Повторение изученного в 5-6 классах (7 часов)

2

5.09


Морфология.

Части речи. Основные признаки частей речи.

1

3

6.09


Правописание глаголов.

1

4

10.09


Правописание прилагательных.

1

5

12.09


Особенности употребления в речи числительных.

1

6

13.09


Правописание наречий и местоимений.

1

7

17.09


Итоговый урок по теме «Повторение. Морфология. Орфография».

1

8

19.09


Входной контрольный диктант. Контрольный тест по теме «Повторение. Морфология. Орфография».

1

Причастие (25 часов) РР (8часов)

9

20.09


Причастие в системе частей речи.

Особенности причастия как части речи. Сфера употребления причастий.

1

10

24.09


Признаки прилагательного у причастия. Правописание окончаний причастий.

1

11

26.09


Развитие речи. Основные признаки текста. Подготовка к домашнему сочинению по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

12

27.09


Признаки глагола у причастия.

1

13

1.10


Причастный оборот.

Понятие о причастном обороте. Структура причастного оборота. Согласование причастного оборота с определяемым словом.

1

14

3.10


Пунктуационное и интонационное выделение причастных оборотов в предложении.

1

15

4.10


Развитие речи. Описание действий.

1

16

8.10


Развитие речи.

Сочинение – описание трудового процесса.

1

17-18

10.10

11.10


НЕ с причастиями.

2

19-20

15.10

17.10


Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

2

21

18.10


Действительные и страдательные причастия.

1

22-23

22.10

25.10


Образование и правописание ДПНВ.

2

24-25

26.10

29.10


Образование и правописание СПНВ.

2

26

31.10


Развитие речи.

Повествование. Рассказ на основе услышанного (сочинение)

2

27-28

1.10


Образование и правописание ДППВ.

2

29



Образование и правописание СППВ.

1

30



Е и Ё после шипящих в суффиксах СППВ.

1

31



Гласные перед Н (НН) в суффиксах СППВ.

1

32



Краткие причастия.

2

33-34



НЕ с причастиями.


2

35-36



Н и НН в причастиях.

2

37



Систематизация и обобщение материала, изученное по теме «Причастие»

1

38



Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

39



Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие».

1

40-41



Развитие речи.

Отзыв о книге. (сочинение)

2

Деепричастие (10 часов) РР (3ч)

42



Понятие о деепричастии.

1

43



Признаки глагола у причастия. Не с деепричастиями.

1

44



Признаки наречий у причастия.

1

45



Развитие речи.

Сжатое изложение текста-повествования с предварительной домашней подготовкой.

1

46



Деепричастный оборот

1

47



Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

1

48



Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

1

49



Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

50



Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

51



Развитие речи. Описание литературного героя (сочинение)

1

52



Орфографический практикум.

1

53



Развитие речи.

Публицистический стиль речи. Cочинение.

1

54



Пунктуационный практикум.

1

Предлог (9часов) РР (2часа)

55



Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования в русском языке.

1

56



Понятие о служебных частях речи. Классификация служебных слов и их основные функции.

1

57



Понятие о предлоге.

1

58



Классификация предлогов по значению. Многозначность предлогов.

1

59



Производные и непроизводные предлоги.

1

60-61



Правописание производных предлогов.

2

62



Развитие речи. Интервью – жанр публицистики.

1

63



Систематизация изученного по теме «Предлог».

1

64



Контрольная работа по теме «Предлог».

1

65



Развитие речи.

Сжатое изложение публицистического текста.

1

Союз (11часов) РР (2ч)

66



Понятие о союзе.

1

67



Простые и составные союзы.

1

68



Развитие речи.

Морфологические средства связи предложений в тесте.

1

69



Развитие речи.

Сочинение – описание по картине В.Д. Паленова «Золотая осень».

1

70



Сочинительные союзы.

1

71



Основные функции сочинительных союзов.

2

72



Правописание сочинительных союзов также, тоже, зато.

2

73



Подчинительные союзы. Основные функции подчинительных союзов.

1

74



Правописание подчинительных союзов чтобы, потому что и т.п.

2

75



Систематизация изученного по теме «Союзы».

1

76



Орфографический практикум.

2

77



Пунктуационный практикум.

2

78



Контрольная работа по теме «Союз».

1

Частица (10часов) РР (1ч)

79



Понятие о частице.

1

80



Правописание частиц.

1

81



Классификация частиц. Формообразующие частицы.

1

82



Модальные частицы и их значения.

1

83



Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

84



Различение частиц НЕ и НИ.

1

85



Развитие речи.

Подробное изложение художественного теста типа описание с предварительной домашней подготовкой.

1

86-87



Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи.

2

88



Систематизация и повторение изученного по теме «Частица».

1

89



Контрольная работа по теме «Служебные части речи».

1

Междометия (3 часа) РР (2ч)

90



Междометия как особый разряд слов. Виды междометий.

1

91



Знаки препинания при междометиях.

1

92



Звукоподражательные слова и их грамматические особенности.

1

93-94



Развитие речи.

Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

2

Повторение (11часов)

95-96



Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

2

97



Культура речи. Слагаемые культурной речи. Понятие о литературной норме.

1

98



Литературные нормы языка. Орфоэпические нормы.

1

99



Лексические нормы языка.

1

100



Грамматические (морфологические) нормы языка.

1

101



Проверочный тест по теме «Культура речи».

1

102



Анализ проверочной работы

1

103-105



Закрепление изученного

3





Учебно-методическое обеспечение программы

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакци­ей С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2005

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. - М.: Дрофа 2004

  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
    «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

  4. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001

  5. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998


Для учащихся:

  1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2014

  2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/Под редакцией Г.К. Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2014

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. - М.: Дрофа, 2014


Материально-техническое обеспечение программы


1. Компьютер.

2.Мультимедиапроектор.

3.Экран