СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8-х классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена из расчета 2 урока в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8-х классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по физической культуре

для учащихся 8 классов


Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012;

  • ФГОС ООО, Приказ МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;


Планирование составлено на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- Примерные программы по физической культуре. 5-9 классы (стандарт второго поколения). – М.: Просвещение, 2011 (составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального образования и Требований к результатам основного общего образования).

- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/Авт. – сост.: В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с.


Цель учебного предмета – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.


Задачи обучения:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;


Особенностью урочных занятий в 8 классе является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта. Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 8 класса получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах о технике безопасности и оказании первой помощи при травмах

Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных и кондиционных способностей, а также сочетание этих способностей.

Большое значение в этом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на ЗОЖ.

Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:

• реализацию принципа вариативности

• реализацию принципа достаточности и сообразности

• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному, от простого к сложному

• расширение межпредметных связей

• усиление оздоровительного эффекта


Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм: бадминтон, футбол.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.


Распределение учебного времени прохождения программного материала

по физической культуре для 8 классов


п/п

Название программного материала

Количество часов

(уроков)

1

Базовая часть

50

1.1

Основные знания о физической культуре

в процессе урока

1.2

Спортивные игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол)

12

1.3

Гимнастика с элементами акробатики, элементы единоборств

12

1.4

Легкая атлетика

14

1.5

Лыжная подготовка

12

2

Вариативная часть

20

2.1

Спортивные игры (бадминтон, футбол)

16

2.2

Плавание

4


Итого

70


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Физическая культура»

Личностные:

  1. в области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

- владение знаниями об основах организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлении содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;

2) в области нравственной культуры;

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные моменты на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

3) в области трудовой культуры;

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности,

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;

4) в области эстетической культуры;

- красивая осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых форм и представлений посредством занятий физической культурой;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко, непринужденно;

5) область коммуникативной культуры;

- умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем; обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

- умение достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими людьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами вовремя игровой и соревновательной деятельности;

6) область физической культуры;

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений, различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых упражнений по физической культуре;


Метапредметные резльтаты:

- умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе имеющихся знаний и опыта;

- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, понимать способы их исправления;

- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- осознание необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- умение анализировать и объективно оценивать результаты своего труда, находить возможности и способы их улучшения;

- способность видеть красоту движений выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- способность оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- овладение способностью управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

- умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;


Предметные результаты:

- умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать досуг с использованием средств физической культуры;

- умение излагать факты истории физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- способность представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- умение измерять индивидуальные показатели физического развития, развития основных физических качеств;

- способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы х устранения;

- умение организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и соревнования, осуществлять судейство;

- умение бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать правила безопасного поведения;

- умение характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятии;

- развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- умение в доступной форме объяснять правила и технику выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- умение подавать строевые команды, вести счет при выполнении общеразвивающих упражнений;

- умение сравнивать выполнение упражнений разными учениками;

- умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне

- умение выполнять технические действия из базовых видов спорта применять их в игре;

- умение применять жизненно важные навыки и умения различными способами в различных изменяющихся ситуациях;


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы само регуляции и самоконтроля


Естественные основы

Опорно-двигательный аппарат мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.


Социально-психологические основы

Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на ФР, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.

Анализ техники ФУ, их освоение и выполнение по объяснению.

Ведение тетрадей самостоятельных занятий ФУ, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы

Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.


Приемы закаливания

Водные процедуры (обтирание, душ). Купание в открытых водоемах.


Волейбол

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.


Бадминтон

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по бадминтону. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.


Баскетбол

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.


Футбол, мини-футбол

Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Гимнастика с основами акробатики

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и само страховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения, упражнения на гимнастическом бревне и брусьях. Стойка на голове и руках. Подъем в упор переворотом махом, подъем силой на перекладине (юноши)Опорный прыжок согнув ноги (юноши) и прыжок боком с поворотом на 90 гр (девушки). Висы и упоры. Развитие силы, гибкости, координации движений, выносливости. Лазание по канату и гимнастической стенке.

Элементы единоборств

Влияние единоборств на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при занятиях единоборством. Оказание первой помощи при занятиях единоборством. Самоконтроль при занятиях единоборством.

Легкая атлетика

Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Беговые и прыжковые упражнения. Бег на короткие и длинные дистанции, эстафеты. Прыжки в длину с места и разбега, в высоту. Метание в вертикальную и горизонтальную мишень. Метание на дальность с разбега. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.


Лыжная подготовка

Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Терминология лыжной подготовки. Техника передвижений на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения. Переход с попеременного хода на одновременный. Спортивные игры. Правила и организация проведения соревнований по лыжной подготовке. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.


Плавание

Плавательные упражнения для освоения в водной среде. Техника движений рук, ног при плавании способом кроль на груди, кроль на спине, брасс, стартах, поворотах. Согласование работы рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, кролем на спине, брассом. Способы освобождения от захватов тонущего, способы транспортировки пострадавшего в воде. Знания о физической культуре: названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения, влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности.


Учащиеся должны уметь демонстрировать физические способности:

- скоростные

- координационные

- скоростно-силовые

- выносливость

- гибкость

- силовые


Физические

способности

Физические

упражнения

мальчики

девочки

Силовые

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

12


180


30

-


165


18

К выносливости

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин.50 с

16 мин.30 с

10 мин.20 с

21 мин.00 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0


12

14,0


10













Уровень физической подготовленности учащихся 13-14 лет

Физические

способности

Коннтрольное упражнение (тест)

Возраст,

лет

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, с

13

14

5,9

5,8

5,6-5,2

5,5-5,1

4,8

4,7

6,2

6,1

6,0-5,4

5,9-5,4

5.0

4,9

2

Координаци-онные

Челночный

Бег 3х10 м, с

13

14

9,3

9.0

9,0-8,6

8,7-8,3

8,3

8,0

10,0

9,9

9,5-9,0

9,4-9,0

8,7

8,6

3

Скоростно-

силовые

Прыжки в длину с места, см

13

14

150

160

170-190

180-195

205

210

140

145

160-180

160-180

200

200

4

Выносливость

6-минутный бег, м

13


14


1000

1050

1150-1250

1200-1300

1400


1450

800


850

950-1100


1000-1150

1200


1250

5

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

13

14


2

3

5-7

7-9

9

11

6

7

10-12

12-14

18

20

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз девушки)

13


14

1


2

5-6


6-7

8


9

5


5

12-15


13-15

19


17


Годовой план-график учебного процесса

по физической культуре в 8 классе

Разделы программы

Часы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Сен

Окт

Нояб

Дек

Янв

Фев

март

Апр

Май

Основные знания о физической культуре

Каждый урок

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Лёгкая атлетика

14

1-8








64-70

Гимнастика и единоборства

12



19-30





Спортивные игры

28


9-18


31-32



49-55

56-63


Лыжная подготовка

12





33-38

39-44




Плавание

4






45-47

48



ОФП

В процессе уроков

Мониторинг

В процессе уроков

Развитие двигательных качеств

Каждый урок

*

*

*

*

*

*

*

*

*


Задачи физического воспитания учащихся 8 классов направлены:


- углубленное обучение базовым двигательным действиям основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание и единоборства);

- формирование представлений о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами ЗОЖ;

- овладение знаниями и методикой самостоятельной тренировки;

- углубление знаний об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности, оказании первой помощи при травмах;

- дальнейшее всестороннее развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирование силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей;

- углубление знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;



Критерии оценивания различных видов работ


Практический курс - выставление оценок в журнал (по 5- балльной системе) осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.


Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построен и логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» - выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.


Список учебно-методической литературы:


- Физическая культура: 8-9 классы / под редакцией В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2010.

- Физичесая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.И.Лях. – М.:Просвещение, 2015. – 2 изд.

- Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.И.Лях. – 3 изд. Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2014.



- Настольная книга учителя физической культуры / под редакцией Л.Б. Кофмана.-

М.: Просвещение, 2004.

- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под редакцией Э. Найминова. – М.: Просвещение 2001.

- Методика преподавания гимнастики в школе. - М.: Просвещение 2000.

- Легкая атлетика в школе / под редакцией Г.К.Холодова, В.С.Кузнецова,

Г.А. Колодницкого.- М.: Просвещение 1998.

- Спортивные игры на уроках физкультуры / под редакцией О.Листов. –

М.: Просвещение 2001.

- Урок в современной школе/ под редакцией Г.А.Баландин, Н.Н.Назаров, Т.Н.Казаков. - М.: Просвещение 2004.

- Спорт в школе / под редакцией И.П.Космина, А.П.Паршикова, Ю.П.Пузыря. -

М.: Просвещение 2003.