Пояснительная записка
к тематическому планированию по физической культуре для
учащихся 7 класса
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012;
ФГОС ООО, Приказ МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Планирование составлено на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. Примерной программы по физической культуре. 5-9 классы (стандарт второго поколения). – М.: Просвещение, 2011 (составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального образования и Требований к результатам основного общего образования).
3. Авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/Авт. – сост.: В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с.
Цель учебного предмета – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Особенностью урочных занятий в 7 классе является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта. Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 7 класса получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Пополняются знания о технике безопасности и оказании первой помощи при травмах
Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных и кондиционных способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в этом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на ЗОЖ.
Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:
реализацию принципа вариативности
реализацию принципа достаточности и сообразности
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному, от простого к сложному
расширение межпредметных связей
усиление оздоровительного эффекта
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обуславливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций0 человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре в 7 классе.
Количество часов в год: 70
Количество часов в неделю: 2
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 52 |
1.1 | Основные знания о физической культуре | в процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (баскетбол, волейбол) | 12 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики (элементы единоборств) | 14 |
1.4 | Легкая атлетика | 14 |
1.5 | Лыжная подготовка | 12 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Спортивные игры (бадминтон, футбол, мини-футбол) | 16 |
2.2 | Плавание | 2 |
| Итого: | 70 |
Годовой план-график учебного процесса
по физической культуре в 7 классе
Разделы программы | Часы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Сен | Окт | Нояб | Дек | Янв | Фев | март | Апр | Май |
Основные знания о физической культуре | Каждый урок | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Лёгкая атлетика | 14 | 1-7 | | | | | | | | 63-69 |
Гимнастика | 12 | | | 19-25 | 26-30 | | | 53-54 | | |
Спортивные игры | 28 | | 8-18 | | 31-32 | | | 47-52 | 55-62 | 70 |
Лыжная подготовка | 12 | | | | | 33-38 | 39-44 | | | |
ОФП | В процессе уроков | | | | | | | | | |
Плавание | В процессе уроков | | | | | | 45-46 | | | |
Мониторинг | В процессе уроков | | | | | | | | | |
Развитие двигательных качеств | Каждый урок | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Первая помощь при травмах.
1.2. Социально-психологические основы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
1.3. Культурно-исторические основы.
Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
1.4. Приемы закаливания.
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка). Здоровье и здоровый образ жизни.
1.5. Способы двигательной культуры.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной деятельностью.
1.6. Спортивные игры.
Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.7. Гимнастика с элементами акробатики.
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
1.8. Легкоатлетические упражнения.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.9. Лыжная подготовка.
Краткая характеристика спорта. Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможения.
2. Демонстрировать.
2. 1. Гимнастика с основами акробатики.
-организующие команды и приёмы;
-акробатические упражнения и комбинации;
-опорные прыжки;
-упражнения и комбинации на гимнастическом бревне или скамейке;
-висы и упоры;
-развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости;
-общеразвивающие упражнения: с большими и малыми мячами, с гимнастической палкой, со скакалкой, на гимнастической скамейке; комплекс УГГ; упражнения с набивными мячами. -опорные прыжки;
-упражнения на гимнастической перекладине;
2.2. Легкая атлетика.
-беговые и прыжковые упражнения; бег на длинные и короткие дистанции, эстафетный бег;
-прыжки в длину с разбега, с места, в высоту с разбега, прыжки со скакалкой;
-метание малого мяча в вертикальную мишень, на дальность с трёх шагов разбега.
-развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений;
2.3. Спортивные игры.
Основные приёмы. Правила техники безопасности. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
2.4. Лыжная подготовка.
-техника передвижения на лыжах;
-подъёмы, спуски, повороты, торможения;
-развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты;
2.5. Упражнения общеразвивающей направленности.
-общефизическая подготовка.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмет, а «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и дивиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты так же, как и мета предметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять красивую осанку при разнообразных формах движения и пере движений;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ
Уметь использовать на занятиях по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроке. Выполнять учебные нормативы.
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ в 7 классе
№ | Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30м. (сек) | 4,8 | 5,8 | 6,3 | 5,0 | 6,0 | 6,4 |
2 | Бег 60м. (сек) | 9,4 | 10,2 | 11,0 | 9,8 | 10,4 | 11,2 |
3 | Бег 1000 м (мин, сек) | 4,15 | 4,20 | 4,25 | 4,48 | 5,05 | 5,10 |
4 | Метание на дальность (м) | 38 | 32 | 28 | 26 | 21 | 17 |
5 | Прыжок в длину с места | 200 | 175 | 150 | 190 | 170 | 140 |
6 | Вис (сек) | 30 | 28 | 24 | 24 | 23 | 19 |
7 | Сгибание рук в упоре лежа | 27 | 26 | 18 | 14 | 13 | 12 |
8 | Поднятие туловища с положения лежа за 30 сек | 19 | 18 | 17 | 18 | 17 | 14 |
9 | Подтягивание (раз) | 8 | 5 | 4 | 19 | 15 | 11 |
10 | Челночный бег 3х10(сек) | 10,4 | 10,7 | 11,0 | 10,8 | 11,0 | 11,5 |
11 | Прыжок через скакалку 1 мин (раз) | 115 | 105 | 90 | 130 | 120 | 105 |
12 | Бег 100 м. (сек) | 14,2 | 16,0 | 17,3 | 14,8 | 16,4 | 17,4 |
13 | Наклон (см) | 9 | 7 | 5 | 13 | 12 | 10 |
14 | Метание в горизонтальную цель с 8 метров 5 попыток | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
15 | Метание в вертикальную цель с 8 метров 5 попыток | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
16 | Прыжок в высоту | 115 | 100 | 90 | 105 | 90 | 80 |
17 | Поднимание туловища 1 мин (раз) | 45 | 40 | 35 | 35 | 30 | 25 |
18 | Метание набивного мяча 1 кг. (см) | 455 | 415 | 390 | 475 | 395 | 345 |
19 | Прыжок в длину с разбега (см) | 380 | 330 | 290 | 350 | 290 | 240 |
20 | Бег на лыжах девочки 2км, мальчики 3км | 13.00 | 13.50 | 14.30 | 14.00 | 14.30 | 15.00 |
Критерии оценивания различных видов работ
Практический курс - выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено неправильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу
«5» - ставится если:
- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей;
- рассказ построен и логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» - выставлена тогда, когда:
- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.
«3» - ставится если:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий
«2» - получает тот, кто:
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
Учебно-методическая литература:
Рабочая программа по физической культуре. 7 класс. / Сост. А.Ю. Патрикеев.- М.: ВАКО, 2016. – 80 с. – (Рабочие программы).
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций / В.И. Лях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
Физическая культура. 5-7 класс. /Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. – М.: Просвещение – 2014.
Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/Авт. – сост.: В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с.
Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразов. Организаций / В.И. Лях. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразват. Учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова; под редакцией М.Я. Виленского. – Просвещение, 2013. – 142 с.