Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Урняк Муниципального района
Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Руководитель ШМО МБОУ СОШ с.Урняк /Мусагитова Л.Р./_______ Протокол №_ От «__»_______________2021 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР МБОУ СОШ с.Урняк _______ /Исламова Г.Х./ От «__»_______________2021 г. | «Утверждаю» Директор школы МБОУ СОШ с.Урняк: ________ Хасбулатов Б.Ф. Приказ №______ От «__»_______________2021 г. |
Рабочая программа
по химии 8 класса
Срок реализации 1 год.
Составитель: Гимранова Гульнур Флеровна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Урняк
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. ООП ООО ФГОС
2. Авторской программы О.С. Габриелян. Химия, 8 класс
3. ООП ООО ФГОС МБОУ СОШ с. Урняк на 2021-2022 учебный год.
Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета.
Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии.
В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ.
В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций).
В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несет химическая символика, в том числе выраженная и в табличной форме (ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ в воде); использовать систему химических понятий для описания химических элементов, веществ, материалов и процессов.
В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами.
В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете.
Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т.е. раскрыть вклад химии в формирование целостности естественно-научной картины мира.
Место предмета в учебном плане: в 8 классе на изучение химии отводится 2 часа в неделю – 68 часов (34 учебных недель).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты:
Освоение своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной траектории; формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира; овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты:
Определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; соотнесение своих действий с планируемыми результатами; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности; определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация; использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения на материале естественно-научного содержания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки в символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной социальной практике и профессиональной ориентации; генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.
Предметные результаты:
Умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в ПСХЭ; классифицировать простые и сложные вещества; характеризовать строение вещества – виды химических связей и типы кристаллических решеток; формулировать основные химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро; описывать коррозию металлов и способы защиты от нее; производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси» «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций.
Формулирование изученных понятий, периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несет ПСХЭ, раскрытие значения периодического закона.
Определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления; признаков, условий протекания и прекращения реакций; по химическим уравнениям принадлежности реакций к определенному типу или виду; с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов и катиона аммония в растворе.
Понимание информации, которую несут химические знаки, формулы, уравнения.
Составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов; молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений.
Содержание учебного предмета
Обучение химии реализуется по следующим разделам:
Начальные понятия и законы химии (20 ч)
Тела и вещества. Свойства веществ. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные, знаковые и символьные.
Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями: возгонка, десублимация, конденсация, испарение, кристаллизация, плавление.
Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы разделения смесей: перегонка, отстаивание, фильтрование, кристаллизация. Хроматография.
Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. ПХЭ Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность. Структурные формулы. Постоянная и переменная валентность. Закон постоянства состава веществ.
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Практические работы:
Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии).
Наблюдение за горящей свечой.
Анализ почвы.
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии (18 ч)
Состав воздуха. Объемная доля компонента.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Оксиды. Названия, составление формул по названиям. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ.
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Индикаторы в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Растворимость и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».
Практические работы:
Получение, собирание и распознавание кислорода.
Получение, собирание и распознавание водорода.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Основные классы неорганических соединений (10 ч)
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практические работы:
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (9 ч)
Естественные семейства химических элементов: елочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.
Периодический закон и ПСХЭ.
Атомы как форма существования химического элемента. Основные сведения о строении атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1 – 20. Понятие о завершенном электронном уровне. Изотопы.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в ПСХЭ.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (10 ч)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования КНС. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этим типом решеток.
Элетроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная связь. Диполь. Схемы образования КПС.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчета степени окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Резервное время (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Начальные понятия и законы химии (20 ч) | 20 |
2 | Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии (18 ч) | 18 |
3 | Основные классы неорганических соединений (10 ч) | 10 |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (9 ч) | 9 |
5 | Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (10 ч) | 10 |
6 | Резервное время (1 ч) | 1 |
7 | Итого | 68 |