СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 9 класса по истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории содержит в себе пояснительную записку, планирование, даты, персоналии и термины на основе ИКС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 9 класса по истории.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Любинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Любинского муниципального района Омской области



«Рассмотрено»

Протокол №_____от «__»___201___г

Руководитель МО

_________/______






«Согласовано»

зам. директора по УВР

МБОУ «Любинская СОШ № 3»

_________/_________/

«____»___________201___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Любинская СОШ № 3»

_____________/_________/

Приказ №___ от

«__»__201___г.




Рабочая программа

по предмету История

9 класс

на 2019 – 2020 учебный год







Учитель: I квалификационной категории

Кудашова Людмила Юрьевна

Количество часов: 64

в неделю 2 часа.









Пояснительная записка

Преподавание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2018/2019 учебном году организуется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образованияи науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);

  7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);

  8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 № 1/15) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/).

  9. Учебного плана МБОУ «Любинская СОШ № 3»

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

«История России. 9 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2018 год. В связи с отсутствием данных линий учебников используются учебник «История России. 8 класс», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: Просвещение, 2016 г.

«Всеобщая история. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. М.: Просвещение, 2016.

Место предмета в учебном образовательном курсе

На предмет «История» в 9-м классе по учебному плану образовательной организации отведено 64 (при расчёте 32 учебные недели) часа с расчётом 28 Всеобщей истории и 36 часов История России.

Планируемые образовательные результаты изучения

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его, культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношения к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства.

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержания учебного курса

Всеобщая История (28 часов)

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7часов)

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Основные понятия темы:

Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический  социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм.

Строительство новой Европы (7 часов)

Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Основные понятия темы:

Империя, коалиция,  консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс,  Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы,  Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция,  Парижская коммуна, реванш, реваншизм.

Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (6 часов).

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.  Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое  развитие  Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..

Основные понятия темы:

Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм,  Тройственный союз.  Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия.

Две Америки (2 часа).

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США  в конце XIX – начале ХХ в.

Латинская Америка в   XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

Основные понятия темы:

Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

Китай: сопротивление реформам.  «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

Африка: континент в эпоху перемен.  Традиционное общество. Раздел Африки. Создание  ЮАС.

Основные понятия темы:

Сегунат, самурай,  контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс.

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

Итоговое повторение (1 ч).

Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.


История России (36 ч.)

Российская империя в XIX ― начале XX в.

Россия в ¼ 19 века (9 часов)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII―XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII―XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-франц Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. ― первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. узских отношений. Тильзитский мир.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия ― великая мировая держава.

Россия во 2/4 19 века (6 часов)

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30―50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830―1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры.

Динамика повседневной жизни сословий.

Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860―1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860―1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850―1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863―1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

Россия в 1880 – 1890-ые годы (5 часов)

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880―1890-е гг.

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос-сийского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Изменения в быте: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го-родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Россия в начале 20 века (9 часов)

Россия в начале ХХ в.: кризис империи

Мир на рубеже XIX―XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Русская православная церковь на рубеже XIX―XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX―XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905―1907 гг. Народы России в 1905―1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905―1907 гг.

Политические реформы 1905―1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и ис-полнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Основные даты

1801―1825 гг. ― правление Александра I

1803 г. ― указ о «вольных хлебопашцах»

20 ноября 1805 г. ― битва при Аустерлице

25 июня 1807 г. ― заключение Тильзитского мира с Францией

1 января 1810 г. ― учреждение Государственного совета

1811 г. ― учреждение Царскосельского лицея

1812 г. ― заключение Бухарестского мира с Османской империей

12 июня ― 14 декабря 1812 г. ― Отечественная война 1812 г.

26 августа 1812 г. ― Бородинская битва

1813―1814 гг. ― Заграничные походы русской армии

4―7 октября 1813 г. ― битва при Лейпциге

1814―1815 гг. ― Венский конгресс

1815 г. ― образование Священного союза

1817―1864 гг. ― Кавказская война

1821 г. ― образование Северного и Южного обществ

1824 г. ― открытие Малого театра в Москве; строительство здания Большого театра

14 декабря 1825 г. ― восстание декабристов на Сенатской площади

1825―1855 гг. ― правление Николая I

1826 г. ― открытие Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии

1828 г. ― заключение Туркманчайского мира с Персией

1829 г. ― заключение Адрианопольского мира с Османской империей

1837 г. ― строительство железной дороги Петербург ― Царское Село

1837―1841 гг. ― реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

1853―1856 гг. ― Крымская война

1856 г. ― Парижский трактат

1855―1881 гг. ― правление Александра II

1858―1861 гг. ― присоединение к России Приамурья и Дальнего Востока

19 февраля 1861 г. ― издание Манифеста об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1862 г. ― учреждение Санкт-Петербургской консерватории

1863―1864 гг. ― восстание в Царстве Польском

1864 г. ― Судебная реформа

1864 г. ― Земская реформа

1866 г. ― учреждение Московской консерватории

1867 г. ― продажа Аляски Соединённым Штатам Америки

1869 г. ― открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов

1870 г. ― возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»

1870 г. ― реформа городского самоуправления

1874 г. ― Военная реформа

1876 г. ― издание Синодального перевода Библии

1877―1878 гг. ― русско-турецкая война

1878 г. ― Берлинский конгресс

1878 г. ― Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией

1 марта 1881 г. ― убийство народовольцами императора Александра II

1881―1894 гг. ― правление Александра III

1881 г. ― издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»

1882 г. ― оформление Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии

1884 г. ― издание нового Университетского устава

1890 г. ― издание нового Земского положения

1891―1892 гг. ― голод в России

1892 г. ― создание Третьяковской галереи

1893 г. ― заключение союза с Францией

1894―1917 гг. ― правление Николая II

1897 г. ― введение золотого рубля

1898 г. ― образование Московского художественного театра (МХТ)

1904―1905 гг. ― Русско-японская война

1905―1907 гг. ― Первая российская революция

9 января 1905 г. ― Кровавое воскресенье

17 апреля 1905 г. ― указ «Об укреплении начал веротерпимости»

14―15 мая 1905 г. ― поражение русского флота в Цусимском сражении

6 августа 1905 г. ― Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы

5 сентября 1905 г. ― заключение Портсмутского мира с Японией

7―25 октября 1905 г. ― Всероссийская политическая забастовка

17 октября 1905 г. ― Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной думы

9―19 декабря 1905 г. ― вооружённое восстание в Москве

11 декабря 1905 г. ― закон о выборах в Государственную думу

23 апреля 1906 г. ― издание новой редакции «Основных законов Российской империи»

27 апреля ― 8 июля 1906 г. ― деятельность I Государственной думы

9 ноября 1906 г. ― начало аграрной реформы П. А. Столыпина

20 февраля ― 3 июня 1907 г. ― деятельность II Государственной думы и издание избирательного закона 3 июня 1907 г.

1907 г. ― окончательное оформление Антанты

1907―1912 гг. ― деятельность III Государственной думы

1912―1917 гг. ― деятельность IV Государственной думы

Основные понятия и термины

Самодержавие, бюрократия. Модернизация, индустриализация. Меценатство.

Теория официальной народности. Славянофильство, западничество. Разночинцы, народничество, нигилизм.

Рабочий класс, стачка, урбанизация. Либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм.

РСДРП, большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), кадеты (конституционные демократы), октябристы, многопартийность, Советы рабочих депутатов. Национализм, нация. Государственная дума. Конституционализм, парламентаризм. Монархизм. Революция.

Классицизм, ампир, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, кубизм.

Основные исторические деятели

Государственные и военные деятели: Александр I, Александр II, Александр III, А. А. Аракчеев, П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, А. Х. Бенкендорф, Н. Х. Бунге, П. А. Валуев, С. Ю. Витте, А. П. Ермолов, Е. Ф. Канкрин, П. Д. Киселёв, В. А. Корнилов, М. И. Кутузов, М. Т. Лорис-Меликов, С. О. Макаров, Д. А. Милютин, Н. А. Милютин, П. С. Нахимов, Николай I, Николай II, И. Ф. Паскевич, М. И. Платов, В. К. Плеве, К. П. Победоносцев, Н. Н. Раевский, Константин Николаевич (Романов), М. Д. Скобелев, М. М. Сперанский, П. А. Столыпин, С. С. Уваров.

Общественные деятели: И. С. Аксаков, К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, Г. А. Гапон, И. Гаспринский, А. И. Герцен, А. И. Гучков, Н. Я. Данилевский, А. И. Желябов, В. И. Засулич, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. В. Киреевский, П. Л. Лавров, В. И. Ленин, К. Н. Леонтьев, Л. Мартов, П. Н. Милюков, Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, В. М. Пуришкевич, Г. Е. Распутин, М. В. Родзянко, К. Ф. Рылеев, Б. В. Савинков, П. Б. Струве, П. Н. Ткачёв, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, В. М. Чернов, Б. Н. Чичерин, В. В. Шульгин.

Деятели культуры: И. К. Айвазовский, Амвросий Оптинский, А. А. Ахматова, Е. А. Баратынский (Боратынский), В. Г. Белинский, А. Белый, А. Н. Бенуа, Н. А. Бердяев, А. А. Блок, К. П. Брюллов, С. Н. Булгаков, И. А. Бунин, В. М. Васнецов, А. Н. Воронихин, М. А. Врубель, М. И. Глинка, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, Н. С. Гумилёв, А. С. Даргомыжский, Г. Р. Державин, Ф. М. Достоевский, С. П. Дягилев, М. Н. Ермолова, В. А. Жуковский, В. В. Кандинский, О. А. Кипренский, В. Ф. Комиссаржевская, И. Н. Крамской, И. А. Крылов, А. Кунанбаев, И. И. Левитан, М. Ю. Лермонтов, митрополит Макарий (Булгаков), К. С. Малевич, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, Д. С. Мережковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Некрасов, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова, В. Г. Перов, М. И. Петипа, А. С. Пушкин, С. В. Рахманинов, И. Е. Репин, Н. А. Римский-Корсаков, К. И. Росси, Н. Г. Рубинштейн, М. Е. Салтыков-Щедрин, Серафим Саровский, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, В. С. Соловьёв, К. С. Станиславский, Л. Н. Толстой, К. А. Тон, В. А. Тропинин, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, митрополит Филарет (Дроздов), А. А. Ханжонков, М. И. Цветаева, П. И. Чайковский, Н. Г. Чернышевский, А. П. Чехов, Ф. И. Шаляпин, Т. Г. Шевченко, Ф. О. Шехтель.

Деятели науки: А. М. Бутлеров, Т. Н. Грановский, Н. Д. Зелинский, Н. Н. Зинин, Н. М. Карамзин, Л. П. Карсавин, В. О. Ключевский, С. В. Ковалевская, М. М. Ковалевский, П. Н. Лебедев, Н. И. Лобачевский, А. Н. Лодыгин, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, И. П. Павлов, Н. П. Павлов-Сильванский, Н. И. Пирогов, М. П. Погодин, А. С. Попов, И. М. Сеченов, С. М. Соловьёв, К. А. Тимирязев, К. Д. Ушинский, А. А. Шахматов, П. Н. Яблочков.

Промышленники и меценаты: А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов, династия Морозовых, П. П. и В. П. Рябушинские, П. М. и С. М. Третьяковы, С. И. Щукин.

Путешественники: Ф. Ф. Беллинсгаузен, И. Ф. Крузенштерн, М. П. Лазарев, Ю. Ф. Лисянский, Г. И. Невельской, Н. М. Пржевальский.

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема и тип урока

Домашнее задание

Дата по плану

Дата фактич.


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(28 часа)



Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (7 часов)


1/1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Введение

Стр.4-7



2/2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

П.1-2, вопросы устно



3/3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

П.3, вопросы устно



4/4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

П.4, вопросы устно



5/5

Наука: создание научной картины мира XIX в.

П.5, вопросы устно



6/6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

П.6-8; подготовить мини-проекты.



7/7


Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.

П.9-10; задание 10 на стр. 86 учебника.




Тема 2. Строительство Новой Европы. (7 часов)


8/1

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

П.11-12; индивидуальные задания.



9/2

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

П.13, вопросы устно



10/3

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

П.14, вопросы устно



11/4

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

П.15, вопросы устно



12/5

Германия: на пути к единству.

П.16, вопросы устно



13/6

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

П.17; составить развёрнутый план.



14/7

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

П.18, вопросы устно




Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (6 часов)


15/1

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

П.19, вопросы устно



16/2

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

П.20, вопросы устно



17/3

Франция: Третья республика.

П.21, вопросы устно



18/4

Италия: время реформ и колониальных захватов.


П.22, вопросы устно



19/5

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

П.23, вопросы устно



20/6

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества»

Глава 3, повторить записи в тетради




Тема 4. Две Америки (2 часа).


21/1

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

П.24-25; индивидуальные задания.



22/2

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

П.26, вопросы устно





Тема 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)


23/1

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника».

П.27, вопросы устно



24/2

Китай: традиции против модернизации.

П.28, вопросы устно



25/3

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

П.29, вопросы устно



26/4

Африка: континент в эпоху перемен.

П.30, вопросы устно




Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 часа)


27/1

Международные отношения: дипломатия или войны?

П.31



28/2

Итоговое тестирование по теме: «Новая история.1800-1900».

Повторить Тему 6, записи в тетради




п/п

Название разделов, тем, уроков

Домашнее задание

Дата по плану

Дата фактич.


ИСТОРИЯ РОССИИ

(34 часа)



Глава 1. Россия в ¼ 19 века (9 часов)


29/1

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

П. 1, вопросы устно



30/2

Александр I: начало

правления. Реформы М. М. Сперанского.

П. 2, вопросы устно, кластер



31/3

Внешняя политика

Александра I в 1801—1812 гг.

П. 3, таблица



32/4

Отечественная война

1812 г.

П. 4, кластер, заполнение таблицы



33/5

Заграничные походы

русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—

1825 гг.

П. 5, вопросы № 1-4 письменно, работа с картой



34/6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Национальная политика Александра I.

П. 6, сравнительная таблица, вопросы устно



35/7

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

П. 7, вопросы устно, индивидуальные задания



36/8

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

П. 8-9, индивидуальные задания, вопросы устно



37/9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в ¼ 19 века»

Повторить Главу 1, записи в тетради




Россия во 2/4 19 века (6 часов)


38/1

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

П. 10, вопросы устно



39/2

Социально-экономическое развитие страны во

второй четверти XIX в.

П. 11, вопросы устно



40/3

Общественное движение при Николае I.

Национальная и религиозная политика Николая I.

Этнокультурный облик страны.

П. 12, индивидуальные задания, таблица



41/4

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

П. 13-14, сравнительная таблица



42/5

Крымская война 1853—1856 гг.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

П. 13-14, сравнительная таблица



43/6

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во 2/4 19 века»

Развитие Сибири и Омского края в ½ 19 века

Повторить Гл. 2, записи в тетради




Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)


44/1

Европейская индустриализация и предпосылки

реформ в России.

П. 15 ,вопросы устно



45/2

Александр II: начало правления. Крестьянская

реформа 1861 г.

П. 16, вопросы устно



46/3

Реформы 1860—

1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.

П. 17, таблица



47/4

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

П. 18, индивидуальные задания



48/5

Общественное движение при Александре II и

политика правительства.

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России.

П. 19-20, индивидуальные задания, сравнительная таблица



49/6

Внешняя политика

Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

П. 21, таблица



50/7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Александре III»

Повторить Гл. 2, записи в тетради



51/1

Александр III: особенности внутренней политики.

П. 22, вопросы устно



52/2

Перемены в экономике и социальном строе

П. 23, индивидуальные задания



53/3

Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг. Национальная и религиозная политика Александра III.

П. 24, индивидуальные задания, сравнительная таблица



54/4

Внешняя политика Александра III.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

П. 25, таблица



55/5

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя при Александре 3»

Сибирь и Омский край во 2/2 19 века

Повторить Главу 4, записи в тетради



Глава 5. Россия в начале 20 века (9 часов)


56/1

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

П. 26, вопросы устно



57/2

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

П. 27, анализ таблицы



58/3

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

П. 28, вопросы № 1-5, письменно



59/4

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

П. 29, таблица, вопросы устно



60/5

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

П. 30, индивидуальные задания, вопросы устно



61/6

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.

П, 31, вопросы № 1-4, письменно



62/7

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

П. 32, составить кластер, вопросы устно



63/8

Итоговое тестирование по теме: «Российская империя при Николае 2»

С. 111-119, индивидуальные задания



64/9

Серебряный век русской культуры.

Анализ итогового тестирования

Повторить Главу 5, записи в тетради