Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Заливинская средняя образовательная школа
Кыштовского района Новосибирской области
Принято
решением Согласовано
методического объединения учителей и. о. зам директора по УВР
Протокол № 1 ________/Н. А. Дмитриева/
от 27.08.2018 г. дата 01.09.2018 г.
Рабочая программа предмета «Родная (русская ) литература»
9 класс
Составитель : Урбанова О.А.
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская )литература» разработана на основе нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года№373
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Заливинская СОШ
Место предмета «Родная (русская)литература» в учебном плане МКОУ Заливинская СОШ
Программа рассчитана на 34 часа в год. Преподавание предмета «Родная (русская )литература» ведется во втором полугодии
Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание предмета «Родная (русская) литература» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик научится:
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);
- анализировать художественное произведение, определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;
- оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;
- определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
интерпретировать художественный текст;
- соотносить содержание произведения со временем его написания, выявление нравственно-духовных ценностей;
- выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях русских писателей;
- выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной
переработки прочитанного материала;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского и литературного языков и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского языка.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать русскую литературу как одну из основных культурных ценностей русского народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного зыка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, культуры своего народа;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
-уделять внимание систематическому чтению;
- воспринимать родную литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».
Из сибирской литературы XIX – начала XX века (15ч.). Павел Александрович Катенин. «Убийца». Александр Александрович Бестужев-Марлинский. «Саатырь». Николай Алексеевич Полевой. Сведения о жизни писателя в Иркутске.«Сохатый». Иван Савинов.Загадка авторства. «Сохатый». Иван Тимофеевич Калашников. Сведения о жизни писателя в Иркутске. «Дочь купца Жолобова». Семен Иванович Черепанов. Сведения о жизни писателя в Сибири.«Сибирячка». Аполлон Ксаверьевич Ордынский. Сведения о жизни писателя.«Привидение на заимке». Василий Михайлович Михеев. Сведения о жизни писателя .«На станции». Михаил Васильевич Загоскин. Сведения о жизни писателя в Иркутске.«За умолчание». Сочинение по разделу «Из сибирской литературы XIX – начала XX века».
Из сибирской литературы XX века (16ч.). Петр Иванович Реутский. Сведения о жизни писателя. «Повесть о Вампилове» (Фрагмент). «Вспоминайте меня весело». Александр Валентинович Вампилов. Сведения о становлении драматурга. «Дом окнами в поле». «Провинциальные анекдоты». Владимир Павлович Гуркин. Сведения о жизни драматурга. «Любовь и голуби». Михаил Алексеевич Ворфоломеев. Сведения о жизни драматург Летела птица розовая». Валентин Григорьевич Распутин. Сведения о становлении писателя. «Деньги для Марии». «Последний срок». «Пожар». Борис Федорович Лапин. Сведения о жизни писателя в Иркутске. «Клавдюшка».
Иван Комлев. Сведения о жизни писателя в Иркутске.«У порога». Сочинение по разделу «Из сибирской литературы XX века».
Творчество поэтов-земляков (2ч.). Творчество В. Гундарева, В.Кузьмина.
Контрольная работа по сибирской литературе XIX- XX веков(1ч.).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Из сибирской литературы XIX – начала XX века | 15 |
2 | Из сибирской литературы XX века | 16 |
3 | Творчество поэтов-земляков | 2 |
4 | Контрольная работа | 1 |
Итого: | 34 |