Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося 4 класса общеобразовательной школы МБОУ СОШ № 1 а. Кошехабль, составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью вариант 2) к учебнику «Математика», 4 класс, автор-составитель Т.В. Алышева – 2 изд. –М.: Просвещение, 2019г.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: дать учащемуся с умственной отсталостью элементарные знания, умения и навыки по математике, необходимые ему для дальнейшей жизни и овладения доступными профессионально-трудовыми навыками; коррекция и развитие высших психических процессов; воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
Образовательная: формирование элементарных математических представлений, знаний и умений, способствующих социализации учащегося;
коррекционно-развивающая: максимальное общее развитие учащегося, психофизическая коррекция и компенсация недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика.
Воспитательная: воспитание у учащегося трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета: «Математика»
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
• знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20; • откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания; • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; • знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; • пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 часа; • решение, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя на бумаге в клетку. | • знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; • откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения; • понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения; • знание таблицы умножения всех однозначных чисел; • понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм, м), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); • знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; • умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; • знание количества суток в месяцах; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 5 мин; • решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; • различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий; • знание названий элементов четырехугольников; • различение окружности и круга. |
Личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
индивидуальный;
творческий метод.
Содержание учебного предмета
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.
Свойства сторон, углов.
Программа расчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Безотметочная система обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
| Нумерация чисел. | | |
| Следующее число. | | |
| Предыдущее число. | | |
| Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | | |
| Сантиметр. | | |
| Решение задач. | | |
| Сложение и вычитание. | | |
| Сложение и вычитание. | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». | | |
| Числа полученные при измерении величин. | | |
| Числа полученные при измерении величин. | | |
| Числа полученные при измерении величин. | | |
| Числа полученные при измерении величин. | | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). | | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). | | |
| Решение задач. | | |
| Решение задач. | | |
| Увеличить на….. | | |
| Уменьшить на…. | | |
| Счёт в пределах 100. | | |
| Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 | | |
| Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 | | |
| Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. | | |
| Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. | | |
| Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц в пределах 100. | | |
| Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц в пределах 100. | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | | |
| Меры времени. | | |
| Меры времени. | | |
| Меры времени. | | |
| Замкнутые, незамкнутые кривые линии. | | |
| Окружность, дуга. | | |
| Умножение чисел. | | |
| Таблица умножения на 2. | | |
| Таблица умножения на 2. | | |
| Контрольная работа № 3. | | |
| Деление чисел. | | |
| Деление на 2. | | |
| Деление на 2. | | |
| Контрольная работа № 4 | | |
| Сложение двузначного числа с однозначным. | | |
| Сложение двузначного числа с однозначным. | | |
| Сложение двузначных чисел. | | |
| Сложение двузначных чисел. | | |
| Сложение двузначных чисел. | | |
| Контрольная работа №5 | | |
| Ломаная линия. | | |
| Вычитание однозначного числа из двузначного числа. | | |
| Вычитание однозначного числа из двузначного числа. | | |
| Вычитание двузначных чисел. | | |
| Вычитание двузначных чисел. | | |
| Вычитание двузначных чисел. | | |
| Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | | |
| Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | | |
| Таблица умножения числа на 3. | | |
| Таблица умножения числа на 3. | | |
| Таблица умножения числа на 3. | | |
| Деление на 3. | | |
| Деление на 3. | | |
| Деление на 3. | | |
| Контрольная работа №6. | | |
| Таблица умножения числа 4. | | |
| Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. | | |
| Запись и чтение действия умножения. | | |
| Запись и чтение действия умножения. | | |
| Деление на 4. | | |
| Деление на 4. | | |
| Контрольная работа №7. | | |
| Длина ломаной линии. | | |
| Таблица умножения на 5. | | |
| Таблица умножения на 5. | | |
| Таблица умножения на 5. | | |
| Деление на 5. | | |
| Деление на 5. | | |
| Контрольная работа №8. | | |
| Двойное обозначение времени. | | |
| Таблица умножения числа на 6. | | |
| Таблица умножения числа на 6. | | |
| Таблица деления числа на 6 | | |
| Таблица деления числа на 6. | | |
| Решение задач цена, количество, стоимость. | | |
| Решение задач цена, количество, стоимость. | | |
| Деление на 6. | | |
| Деление на 6. | | |
| Решение задач на деление. | | |
| Деление на 6. | | |
| Контрольная работа №8. | | |
| Прямоугольник. | | |
| Стороны прямоугольника. | | |
| Таблица умножения числа на 7. | | |
| Таблица умножения числа на 7. | | |
| Увеличение числа в несколько раз. | | |
| Увеличение числа в несколько раз. | | |
| Деление на 7. | | |
| Деление на 7. | | |
| Деление на 7. | | |
| Уменьшение числа в несколько раз. | | |
| Уменьшение числа в несколько раз. | | |
| Уменьшение числа в несколько раз. | | |
| Контрольная работа №9. | | |
| Квадрат. | | |
| Стороны квадрата. | | |
| Таблица умножения числа на 8. | | |
| Таблица умножения числа на 8. | | |
| Таблица умножения числа на 8. | | |
| Деление на 8. | | |
| Деление на 8. | | |
| Деление на 8. | | |
| Контрольная работа №10. | | |
| Меры времени. | | |
| Меры времени. | | |
| Таблица умножения числа 9. | | |
| Таблица умножения числа 9. | | |
| Деление на 9. | | |
| Деление на 9. | | |
| Деление на 9. | | |
| Контрольная работа №11. | | |
| Пересечение фигур. | | |
| Пересечение фигур. | | |
| Деление на 1. | | |
| Сложение и вычитание без перехода через разряд. | | |
| Сложение и вычитание без перехода через разряд. | | |
| Сложение с переходом через разряд. | | |
| Сложение с переходом через разряд. | | |
| Контрольная работа №12. | | |
| Вычитание с переходом через разряд. | | |
| Вычитание с переходом через разряд. | | |
| Контрольная работа №13. | | |
| Деление 0 и на 0. | | |
| Умножение 0 и на 0. | | |
| Взаимное положение фигур. | | |
| Умножение 10 и на 10. | | |
| Деление на 10. | | |
| Контрольная работа №14. | | |
| Нахождение неизвестного слагаемого. | | |
| Повторение. | | |