ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающегося 4 класса общеобразовательной школы МБОУ СОШ № 1 а.Кошехабль составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью вариант 2). Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, авторы Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова.,Москва «Просвещение» 2019г.
Цель изучения учебного предмета: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета:
формировать представления об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Образовательное направление.
Активное и сознательное включение человека в самостоятельную жизнь обеспечивается, в числе прочего, наличием комплекса точных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира (далее: объекты изучения), взаимосвязей между ними. Показателем сформированности таких представлений служит умение ими оперировать.
Учебный предмет «Мир природы и человека» ориентирован на накопление детьми комплекса представлений об объектах и явлениях непосредственно окружающих ребенка, и об объектах, обеспечивающих формирование общей, упрощенной, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование прак- тически значимых для ребенка конкретного возраста умений взаимодействовать с объектами изучения.
В основе работы в образовательном направлении лежит продолжение начатой в ДОУ работы по формированию и коррекции сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.
Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умений выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты.
Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся – основу более полного и глубокого ознакомления и понимания окружающей действительности.
Коррекционно-развивающее направление.
Качество произвольного оперирования представлениями связано с со- стоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребенок устанавливает связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:
расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться (называть свои имя, фамилию и класс); обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или от- каз; описывать необходимый ему предмет и др.);
накопление тематического словаря в рамках изучаемых естествоведческих и обществоведческих тем;
формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;
обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, рассказывать о сделанном, проводить элементарные обобщения).
Накопление определенного комплекса знаний и умений не может являться конечной целью обучения в коррекционной школе. Важно, чтобы ребенок умел ими пользоваться, чтобы при работе в данной образовательной области происходило изменение, совершенствование самого ученика, коррегировались недостатки его развития, накапливался опыт взаимодействия с окружающим миром, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни. Для достижения положительных результатов в этом направлении в процессе изучения содержания учебного предмета организуется коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, проводится работа по формированию уверенности в себе и самостоятельность.
Воспитательное направление.
Специфика предмета «Мир природы и человека» позволяет в качестве одного из приоритетных направлений выдвинуть воспитательную работу средствами учебного предмета.
На материале курса проводится систематическое гражданское воспитание учащихся. В этой связи дети знакомятся с жизнью своего района, населенного пункта, всей страны. Учатся понимать и использовать в самостоятельных высказываниях слова «город», «поселок», «село», «деревня», «населенный пункт», «столица», «страна», «Родина». Знакомятся с Гимном, Флагом и Гербом нашей Родины, ее Президентом, по возможности, руководителем региона, выдающимися гражданами страны и своего региона. Учащиеся учатся ценить красоту и богатство природы родного края и страны. Знакомятся с наиболее известными памятниками природы и культуры. Узнают о праздниках: государственных, региональных, семейных, главных религиозных (Рождество), основных обрядах, связанных с памятными датами, традициях празднования. Также дети учатся организовывать свои действия в соответствии с содержанием праздников (Новый год, 9 мая, День рождения и др.).
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями. Для этого организуются экскурсии в учреждения и на пред- приятия, проводятся имитационные и деловые игры в школе.
Параллельно с работой в рамках гражданского воспитания реализуются и задачи эстетического воспитания учащихся. При знакомстве с природными и социальными объектами ведется формирование умений видеть (подмечать) удивительное и интересное. Для этого организуются экскурсии в музеи и на природу. Дети знакомятся с художественными произведениями, музыкой, репродукциями картин, народными промыслами. Школьники делают зари- совки, составляют коллекции, проводят конкурсы работ, в процессе которых их внимание обращается не только на правильность, но и на эстетическое оформление работы. Вместе с этим школьников учат замечать красоту и удивительность конкретных явлений природы. Знакомят с художественными фотографиями фотографов-натуралистов. Безусловную пользу оказывает во- влечение самих учащихся и их родителей подобную деятельность в процессе внеурочной и внеклассной работы по предмету.
При изучении учебного предмета «Мир природы и человека» отдельным интегративным направлением работы является формирование элементов экологической грамотности учащихся, таких как:
элементарные представления об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязях между ними, представления о единстве природного и социального мира;
простейшие умения организовывать безопасное взаимодействие с окружающим миром;
осознанное, ценностное, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы, жизни людей;
понимание смысла природоохранительной работы человека и желание принимать в ней посильное участие.
Реализация поставленных задач обучения на уроках учебного предмета
«Мир природы и человека» является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:
Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.
Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.
Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения в учебно-бытовых ситуациях.
Проявление активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения данного учебного курса.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
рекомендована Министерством образования РФ для специальных (коррекционных) классов;
соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования;
построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастные особенности учащихся;
адресована обучающимся, которым рекомендовано обучение по программе федерального государственного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по про- грамме для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала к уроку для таких детей строится на принципе минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал к уроку будет отбираться таким образом, чтобы объяснение было доступным.
Основной формой обучения является урок. Основные типы уроков:
Урок освоения новых знаний (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний).
Урок закрепления знаний (имеет целью выработку умений по применению знаний).
Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
Урок обобщения и систематизации знаний (имеет целью обобщение единичных знаний в систему).
Урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками).
Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, анализ, работа с учебником, дидактические игры.
Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференциро ванного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей учащихся.
Структура программы учебного предмета «Мир природы и человека» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены со- временные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениям . Система без оценок.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | | План. | Факт. |
1 | Времена года. | 2 | | |
2 | Осень. | 2 | | |
3 | Растения осенью. | 2 | | |
4 | Животные осенью. | 2 | | |
5 | Труд людей осенью. | 2 | | |
6 | Зима. | 2 | | |
7 | Растения зимой. | 2 | | |
8 | Животные зимой. | 2 | | |
9 | Труд людей зимой. | 2 | | |
10 | Лето. | 2 | | |
11 | Растения летом. | 2 | | |
12 | Животные летом. | 2 | | |
13 | Труд людей летом. | 2 | | |
14 | Неживая природа. Почва. | 2 | | |
15 | Неживая природа. Почва. | 2 | | |
16 | Неживая природа. Почва. | 2 | | |
17 | Рельеф. | 2 | | |
18 | Растения. Огород. | 2 | | |
19 | Растения. Сад. | 2 | | |
20 | Растения культурные и дикорастущие. | 2 | | |
21 | Лекарственные растения. | 2 | | |
22 | Красная книга. | 2 | | |
23 | Парки. | 2 | | |
24 | Растения поля. | 2 | | |
25 | Домашние животные. | 2 | | |
26 | Птицы. | 2 | | |
27 | Дикие птицы. | 2 | | |
28 | Домашние птицы. | 2 | | |
29 | Насекомые. | 2 | | |
30 | Человек. Мозг человека. | 2 | | |
31 | Режим дня. | 2 | | |
32 | Охрана природы. | 2 | | |
33 | Безопасное поведение. | 2 | | |
34 | Пешеходный переход. | 2 | | |