24
ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ
М униципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Сергокалинского района. |
Принята на заседании педагогического совета МКОУ ДОД ДДТ Протокол № __________ От «____» ______ 20___ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ДОД ДДТ _____________ А.М.Кагирова от «____» _______ 20___г. |
Дополнительная образовательная программа «Юные таланты» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) |
Возраст детей: 6-16 лет
Срок реализации 3 года
Разработала: Курбанова НаидаБагомедовна педагог высшей категории дополнительного образования |
2012 г.
Искусство не есть то, что мы видим,- но лишь то, что мы имеем в себе самих.
Александр Архипенко.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Красота – это понятие неумозрительно, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.
Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать, творить. Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий - задача учебная не существует в отрыве от творческой.
Уроки по ДПИ и ИЗО являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.
Уроки по изобразительному искусству носят главным образом практический характер. С успешным созданием работы на уроке в школе связано создание различных объединений, позволяющих детям более глубоко и разносторонне (по сравнению с кружками) изучить те или иные аспекты различных видов прикладного и изобразительного искусств.
Занятия на уроках должны расширить круг художественных интересов учащихся, выходя за пределы школьных программ изобразительного искусства и трудового обучения
Успешная работа детей во многом зависит не только от методически грамотно организованных условий труда, но и той доброжелательной атмосферы, которую педагог создает на уроке организованными.
На занятиях с учащимися необходимо использовать принцип наглядности. Наглядность – одно из высочайших условий методики проведения уроков. Иначе не справившись с чрезмерно сложным заданием, ребенок может потерять интерес к урокам. После выполнения нескольких индивидуальных заданий рекомендуется планировать и коллективные работы. При этом каждый их учащихся должен участвовать. Педагог направляет и обобщает творческую работу кружковцев, наблюдая, чтобы все работы объединились общим решением. Коллективные должны носить практическую направленность и использоваться для оформления интерьеров ДДТ.
В конце каждого полугодия и года рекомендуется устраивать выставки работ (можно чаще: новый год, 8 марта, 23 февраля, день влюбленных и т.д.). В организации должны принимать все кружковцы. После завершения выставки руководитель кружка может пополнить свой методический фонд – сфотографировать лучшие работы, создать фото альбом или слайдотеку.
Направленность. Образовательная программа «Мир на ладошке» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественно-эстетическую направленность.
Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.
Актуальность изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей.
Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук. А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму.
Педагогическая целесообразность. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
Целью программы является создание и организация психолого-педагогических условий для развития индивидуальных творческих способностей младших школьников и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.
Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:
Познакомить детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Формировать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Обучать специальным технологиям работы с различными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, вернисажей.
Особенностью данной программы являются:
работа с различными материалами ( краски, бумага, ткани, нитки, и т.д.);
уровневая дифференциация обучения (2 года – базовый уровень обучения, 3-ий год – уровень совершенствования мастерства);
Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие виды занятий:
Теоретические– объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях.
Практические– изготовление декоративных изделий различными методами и приемами, с применением декоративно - прикладных материалов.
Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития воспитанников.
Творческие– самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, бумагу, ткань и др.
Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ;
создание и развитие детского коллектива;
работа с родителями.
Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Возраст детей. Настоящая программа предназначена для воспитательно-образовательных учреждений дополнительного образования. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы детского объединения «Мир на ладошке"и ориентирована на работу с детьми6 – 16 лет.
Срок реализации образовательной программы: Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма проведения занятий
Программный материал может быть реализован от зависимости часов и от конкретных часов.
Программа является интегративным курсом, включающий в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. В то же время при отсутствии возможностей программа может, реализована и за меньшее количество часов.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Занятие состоит из:
Введения в тему занятия;
Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
Созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
Обобщение и обсуждение итогов занятия;
Подготовки и уборки рабочего места.
Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умений организовывать уроки- диспуты, уроки-путешествия и уроки – праздники.
Процесс обучения на занятиях по ДПИ и ИЗО характеризуют:
Сотворчество педагога и ученика;
Диалогичность;
Четкость поставленных задач и вариативность их решения;
Освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов:
Работа подгруппам;
Индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях кружка художественные работы обучающиеся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
Роль педагога является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально – образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства обучающего. Только тогда, когда знания и умения по искусству становиться личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашивается, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и педагог искусства как никто другой может создать ему эти условия.
Формы и методы организации деятельности на занятиях: Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
объявление цели и задач занятия;
объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
повторение последовательности выполнения работы;
самостоятельная работа детей;
физкультминутка для тела;
продолжение работы;
подведение итогов.
По окончании 1-го года обучения воспитанники будут знать:
технику безопасности при работе с острыми инструментами;
основы композиции;
историю рисунка и графики, графические художественные материалы и техники;
основы цветоведения, средства художественной выразительности: линия, пятно, штрих, точка;.
основные особенности мира природы, различных представлений растительного и животного мира;
историю изонити, материалы, инструменты и приемы работы с нитью и иголкой;
историю изобретения бумаги, ножниц, различные виды аппликации и вырезания;
историю оригами и квиллинга , условные обозначения, термины и базовые формы оригами.
Будут уметь:
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять композицию;
- передавать фактуру , декорировать ,создавать несложный орнамент;
изготавливать аппликацию из бумаги с применением различных видов аппликации и вырезания;
передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий и цвета;
активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания, передавать в рисунках свое отношение к изображаемому;
изготавливать оригами различных видов;
создавать простейшие мотивы по квиллингу;
рисовать нитью на картоне или на натянутой ткани;
рисовать пальчиками и ладошками;
рисовать с помощью различных техник: раздельный мазок и точки, мозаика, лисировка и примакивание, монотипия и диатипия, выдувание и «мыльные пузыри», набрызг, гроттаж.
По окончании 2-го года обучения воспитанники будут знать:
об изготовлении аппликации из различных материалов с применением различных техник;
о создании картин изонити;
о материалах и инструментах, применяемых в батике, приемы и техники работы;
об истории рисунка, восприятии и изображении формы, светотени, пропорциях и перспективе; графических художественных материалах и техниках; последовательность рисования геометрических тел, рисования пейзажа;
об истории живописи; многообразие жанров живописи; основы цветоведения; правила, приемы и средства композиции; живописные художественные материалы и техники работы; последовательность выполнения живописного произведения; последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов.
Будут уметь:
изготавливать аппликацию из различных материалов с применением различных техник;
строить системы цветовых кругов; получать цветовое разнообразие на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным;
рисовать геометрические тела; рисовать траву и цветы, ветви и деревья; зверей и птиц; рисовать пейзаж;
составлять композицию, учитывая законы композиции;
правильно работать с инструментами , аккуратно выполнять работу;
изображать натюрморт из бытовых предметов в различных техниках.
пользоваться материалами и инструментами для батика, выполнять творческие работы в технике холодного батика.
По окончании 3-го года обучения воспитанники будут знать:
о материалах и инструментах применяемых в бумагопластике и теснении; приемы и техники работы;
о материалах и инструментах, применяемых в квилинге; приемы и техники работы;
о материалах и инструментах, применяемых в киригами; приемы и техники работы;
о народном декоративно-прикладном искусстве; виды и структуру орнаментов, многообразие и единство орнаментальных мотивов; стилизация природных форм;
о последовательности изображения пейзажа; последовательности выполнения живописного этюда головы; последовательности выполнения живописного этюда фигуры человека.
Будут уметь:
изготавливать работы в техниках бумагопластика;
изготавливать работы в технике квилинг;
изготавливать работы в технике киригами;
изготавливать работы народного декоративно-прикладного творчества: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово), роспись керамики (Гжел, Балхарь),филигрань (Кубачи)и т.д.
изготавливать коллажи с применением различных техник и материалов;
изображать пейзаж различными техниками: акварель по-сырому, акварель, гуашь;
выполнять живописный этюд головы: портрет, автопортрет и фигуры человека.
выполнять батик с использованием разных техник
Для успешной реализации поставленных задач необходимо:
хорошо освещаемое помещение для работы;
соответствующая материально-техническая база;
наличие научно-методического комплекса, литературы, журналы, наглядно-демонстративного материала.
Основные виды диагностики результата:
входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и конце каждого учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
начальный контроль (сентябрь - анкета);
текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ);
промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);
итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).
Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, выставки творческих работ, составление альбома лучших работ, творческий отчет по завершению темы, участие в районных, городских и областных выставках, конкурсах и фестивалях.
Программа рассчитана по 144 часа (первый, второй и третий годы обучения)
Чтобы руки стали умелыми, послушными и умными, научимся работать по правилам.
Правило № 1.К работе надо все хорошо подготовить.
Инструменты должны быть в порядке.
Ножницы – со скругленными концами. Карандаш хорошо заточен. Линейка ровная и чистая.
Для склеивания деталей можно использовать клеящий карандаш, клей ПВА и крахмальный клейстер (который следует наливать в баночки или розетки).
Понадобятся маленькая и большая кисточка для клея. Для кисти подготовите специальную подставку. Чтобы не пачкать стол и изделие, подготовим бумажную макулатуру.
Правило №2. На рабочем месте необходимо постоянно поддерживать порядок.
Правило № 3. Все действия и операции нужно выполнять правильно и красиво.
Правильно держи ножницы в руке.
Во время работы ножницы всегда направляй от себя, поворачивай в руке не ножницы, а бумагу.
Не приближай пальцы рук к лезвиям ножниц.
10 заповедей юному художнику ДПИ.
( уход за художественными материалами и за собой)
Следи за тем, чтоб твои художественные материалы и инструменты были аккуратно убраны. Будь хозяином.
После работы мойте кисти теплой водой с мылом, чтоб они всегда были готовы к работе.
Проверяй, плотно ли закрыты колпачки, крышки на фломастерах, тюбиках. Помни: от этого зависит продолжительность их жизни.
После работы с клеем завинти поплотнее бутылочку.
Точи карандаши (неважно – цветные или простые) в специальную коробочку или в мусорное ведро.
Художнику может пригодиться все что угодно, поэтому собирай в специальную коробочку различные кусочки ткани, кожи, меха, фантики, бусы, бисер и т.д. это все может пригодиться в любой момент.
Аккуратно пользуйся своим набором для трудов, не выкидывай цветную бумагу, не мни ее, экономь каждый лист.
Художник отдается работе целиком, а поэтому после работы вымой не только ладоши, но и руки по локоть, а также лицо.
Заведи для своих рисунков, аппликаций папку по размеру самого большого из них. Помни: художник никогда не сгибает свои работы.
Если искусство потребует от тебя жертв, согласуй их сначала с родителями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | итого |
1. | Набор учащихся | - | 8 | 8 | |
2. | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | - | 2 | |
3. | Рисование с натуры (графика, живопись) | 4 | 16 | 20 | Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в конкурсах, выставках. |
4. | Тематическое рисование | 2 | 22 | 24 |
5. | Народное декоративно-прикладное творчество | 2 | 20 | 22 |
6. | Изонить | 2 | 20 | 22 |
7. | Бумагопластика (аппликация, квиллинг) | 4,5 | 35,5 | 38 |
8. | Оформительская деятельность | - | 2 | 2 |
9. | Экскурсия | - | 2 | 2 |
10. | Итоговая выставка | - | 2 | 2 |
| итого | 16,5 | 127,5 | 144 | |
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | итого |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | - | 2 | |
2. | Рисование с натуры (графика, живопись) | 4 | 16 | 20 | Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в конкурсах, выставках. |
3. | Тематическое рисование | 2 | 18 | 20 |
4. | Народное декоративно-прикладное творчество | 3 | 19 | 22 |
5. | Холодный батик (знакомство с техникой) | 3 | 19 | 22 |
6 | Изонить | 2 | 18 | 20 |
7. | Бумагопластика (аппликация,квиллинг, конструирование,оригами) | 2 | 30 | 32 |
8. | Оформительская деятельность | - | 2 | 2 |
9. | Экскурсия | - | 2 | 2 |
10. | Итоговая выставка | - | 2 | 2 |
| итого | 18 | 126 | 144 | |
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | итого |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | - | 2 | |
2. | Рисование с натуры (графика, живопись) | 4 | 16 | 20 | Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в конкурсах, выставках. |
3. | Тематическое рисование | 2 | 18 | 20 |
4. | Народное декоративно-прикладное творчество | 2 | 20 | 22 |
5. | Холодный батик в интерьере | 2 | 20 | 22 |
6 | Изонить | 2 | 18 | 20 |
7. | Бумагопластика (мозаика,киригами, квиллинг конструирование, папье-маше) | 2 | 30 | 32 |
8. | Оформительская деятельность | - | 2 | 2 |
9. | Экскурсия | - | 2 | 2 |
10. | Итоговая выставка | - | 2 | 2 |
| итого | 16 | 128 | 144 | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
первого года обучения
1. Вводное занятие
- уточнение состава кружковцев
- знакомство с коллективом и программой
-правила внутреннего распорядка
- материалы для реализации программы
- вызвать интерес к занятиям изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- правила техники безопасности при работе с инструментами, содержание рабочего места.
2. Рисование с натуры.
- учить анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов
- учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную
- учить приемам акварельными красками, карандашом
- учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры
- формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению
3. Тематическое рисование.
- учить умению передавать смысловую связь между предметами
- учить учащихся передавать свое отношение к сюжету художественно-выразительнымии средствами
- развить творческое воображение учащихся.
4. Народное декоративно-прикладное творчество
- развивать цветовое восприятие, творческое воображение, чувства ритма
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
- ознакомить с родными видами ДПИ народов Дагестана: Кубачи, Балхар, Унцукуль и т. д.
5. Изонить.
- научить определять лицевую и изнаночную сторону изделий, изображать горизонтальные и вертикальные линии.
- овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов
- знакомство с изображением окружностей , овалов, завитков; помочь освоить эти фигуры в технике изонить
6. Бумагопластика
- знакомство с историей изобретения бумаги и ножниц
- знакомство с видами и техниками бумагопластики, таких как аппликация, квиллинг, оригами.
- знакомство учащихся с оборудованием для обработки бумаги
- научить пользоваться правильно бумагой
- пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
- составлять композицию из готовых поделок
- научить красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.
7. Оформительская деятельность.
- сделать паспарту, рамки для рисунков
- доработать по необходимости
- подготовить кабинет к предстоящей выставке
8.Экскурсия.
З- воспитывать культуру общения в коллективе
- экскурсия в музей, выставочный зал.
- экскурсия в природу в разные времена года
- встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства, а также с художниками.
9. Итоговое занятие.
- подведение итогов
- проведения внеклассного итогового мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
второго года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с программой. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Рекомендуемая литература.
2. Рисование с натуры.
- учить сравнивать рисунок с изображаемым предметом (натурой)
- учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры
- учить передавать в рисунках пропорции, общее пространственное расположение, цвет изображаемых предметов
- учить начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, а затем переходить кпрорисовке его деталей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм
- развивать способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
3. тематическое рисование.
учить умению передавать смысловую связь между объектами композиции
- учить элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых предметов
- формирование эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках
- способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
4. Народное декоративно- прикладное творчество.
- учить учащихся согласовывать цвет декоративных элементов и фон при выполнении декоративных рисунков
- учить ритмично передавать элементы узора, применять линию симметрии
- воспитывать бережное отношение к народным традициям.
5. Холодный батик.
- история.
- виды росписи ткани
- инструменты и приспособления для росписи
- способы перевода рисунка на ткань
- обработка приемов заливок на ткань
- знакомство с резервом
6. Изонить.
- история рукоделия
- инструменты и материалы для работы
-эскиз рисунка из геометрических фигур
- понятие "рисунок- сколок". Изготовление сколка
- изготовление картинки в технике изонити
7. Бумагопластика.
- история бумагопластики (аппликация- плоскостная и объемная, квиллинг, оригами)
- материалы и инструменты: резак, шило, ножницы, спицы, пробойники.
- виды бумаги. Клеи. Приемы и техники
- выбор технических приёмов
- последовательность выполнения: выбор сюжета; подбор бумаги по цвету и качеству; наложение фона на основу; тонирование бумаги; изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой; раскладывание их на фоне
- оформление готовой работы.
8. Оформительская деятельность.
- отбор изделий для итоговой выставки
- оформление работ.презентация
9. Экскурсия.
- воспитывать культуру общения в коллективе
- экскурсия в музей, выставочный зал.
- экскурсия в природу в разные времена года
- встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства, а также с художниками.
10. Итоговое занятие.
- закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения
- выявить уровень знаний и умений учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
третьего года обучения
1.Вводное занятие
Знакомство с программой. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Рекомендуемая литература
2. Рисование с натуры.
-учить учащихся правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет предметов
- учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную
- учить рисовать с натуры, по памяти и по представлению предметов.
3. тематическое рисование.
-учить последовательному построению композиции рисунка
- развивать умение передавать в рисунках смысловую связь объектов в сюжете
- развивать воображение, фантазию учащихся.
4. Народное декоративно- прикладное творчество.
- продолжать учить простейшим приемам кистевой росписи
- развивать творческое воображение , фантазию, интерес и уважение к народному искусству.
5. Холодный батик.
- дизайн интерьера
- дизайн одежды и аксессуаров
- работа с колером
- работа с резервом
6. Изонить.
- историческая справка
- возможности изготовления изделий в технике изонить
- изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
- оформление работы в рамку.
7. Бумагопластика.
- история бумагопластики (аппликация- плоскостная и объемная, квиллинг, оригами)
-содержание занятий по аппликации предполагает составление мозаичных картин из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок
- научить учащихся выполнять основные формы
- научить учащихся выполнять цветочные композиции с использованием основных форм
- научить работать по готовому эскизу рисунка
8. Оформительская деятельность.
- отбор изделий для итоговой выставки
- оформление работ. презентация
9. Экскурсия.
- воспитывать культуру общения в коллективе
- экскурсия в музей, выставочный зал.
- экскурсия в природу в разные времена года
- встреча с мастерами декоративно- прикладного искусства, а также с художниками.
10. Итоговое занятие
- закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения
- выявить уровень знаний и умений учащихся
Учено – материальная база кружка. Материалы.
Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. Организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях правилами по технике безопасности запрещается. Помещение должно быть организованно в соответствии с современными требованиями, иметь необходимые технические средства обучения, оборудование для демонстрации наглядного дидактического материала, приемов работы инструментами. Кроме того, необходимо иметь стенд, содержащий материалы о жизни искусства (план занятий, словарь, инструменты и т.д.), на этом стенде могут демонстрироваться лучшие работы учащихся.
Занятия по изобразительному искусству и художественному труду представляют собой творческую деятельность по художественной обработке тех или иных материалов. В процессе работы школьники открывают для себя целый мир эстетических переживаний. Под руками ребят обычные материалы как бы оживают. Материалы, с которыми работают дети, будят фантазию, приобщают к активной творческой деятельности по законам красоты. В практике работы в руки ребят могут попасть самые разнообразные материалы, которые можно использовать.
Методические приемы:
Освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука).
Деловые игры на занятиях, отработка изобразительных техник.
Коллективное творчество, домашние задания (рисование, аппликации, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы).
Беседы, восприятие и запоминание работ художников.
Обсуждение материала и работ учащихся, межпредметные связи.
Использование диаграммы, пиктограмм.
Использование дополнительных природных и нетрадиционных материалов.
Использование поговорок, пословиц, песенок, стихов по тематике занятия. Индивидуально выполняется фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.
Зрительный ряд содержит:
Репродукции произведений изо искусства;
Фотографии произведений ДПИ народного искусства, произведений дизайна, памятников архитектуры;
Художественные рисунки и иллюстрации;
Методические рисунки;
Детские рисунки как примеры выполнения творческих заданий.
Дидактические принципы.
Воспитывающее обучение.
Научность материала.
Наглядность (особенно).
Принцип сознательности и активности.
Принцип систематичности и последовательности.
Прочность усвоения знаний.
Доступность
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение образовательной программы «Юные таланты» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6–16 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Список литературы.
1.Н.В.Дубровская «Чудо – карандаш».-СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС» , 2004.
2.Иллюстрированный словарик школьника. Изобразительное искусство.-СПб.:Издательский Дом «Литера», 2006.-128 с.:ил.
3.Ю.В.Захарова «Я учусь рисовать». –Минск; 2004.-16 с.; ил. 4.Е. И. Коротеева «ГРАФИКА» Первые шаги; М-; Олма- пресс 2006 г. – 31 стр.
5.Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. «Орнаменты народов мира». С-П.,1998
6. Байрамбеков М.М. «Дагестанский народный орнамент».Махачкала.Изд.НИИ педагогики.,2001.
7.О.В.Островская «Уроки изо. Искусства» 1-4 классы.-М.:2003.-280 с.,8 с.ил. 8.Мейстер А.Г. «Бумажная пластика», - М:2001 г. -64 с.
9.Шахова Н.В. «Художественная аппликация», - М.:2006 г. -48 с.
10.Шалеева Г.И. «Учимся рисовать», - М.: -223 с.
11.Синеглазова М.А. «Распишем ткань сами». М., 2000
12.Синеглазова М.О. «Батик». М.,2002
13.Сокольникова Н.М. «Основы живописи». Обнинск, 1996.
14. Сокольникова Н.М. «Основы композиции». Обнинск, 1996
15. Сокольникова Н.М. «Основы рисунка». Обнинск, 1996
16.Г.К.Берсенева «Ткань, бумага, тесто».М.,2001.
17.Ульям Ф.П. «Цвет и как его использовать».Москва АСТ.Астрель.,2006
18. Б.В.Иогансон, Н.Н.Клиндухов, Л.Я.Маловицкая и др. Учебно-методическое пособие. «Школа изобразительного искусства».Выпуск1.Издание 3-е.Москва «Изобразительное искусство».,1986.
19. Б.В.Иогансон, Н.Н.Клиндухов, Е.В.Нестерова и др. Учебно-методическое пособие. «Школа изобразительного искусства».Выпуск2.Издание 3-е.Москва «Изобразительное искусство».,1988.
20.Б.В.Иогансон, Н.Н.Клиндухов, Е.В.Нестерова и др. Учебно-методическое пособие. «Школа изобразительного искусства».Выпуск 3.Издание 3-е.Москва «Изобразительное искусство».,1989.
21. «Искусство детям». Рабочая тетрадь. Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез
22. Е. Котаргинова Квиллинг. Бумажная пластика. 2008.
23.А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010.
24.Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др.
25.Интернет.